Главная страница

Анализ работы старшей вожатой ясш за 2012 2013 учебный год


Скачать 0.72 Mb.
Название Анализ работы старшей вожатой ясш за 2012 2013 учебный год
страница 5/5
Дата 26.02.2016
Размер 0.72 Mb.
Тип Анализ
1   2   3   4   5

Задачи:

  1. Организация и проведение традиционных КТД, способствующих развитию творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире

  2. Организация и проведение общешкольных мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, профилактике правонарушений с учетом индивидуальных способностей и потребностей школьников

  3. Осуществление школьного самоуправления, мотивирующего учащихся к формированию активной жизненной позиции, лидерских и организаторских качеств.

  4. Работа в рамках реализации социально-значимых проектов

 

 

1.Организационная работа

 



п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Анализ и планирование работы органов ученического самоуправление

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Старшая вожатая

2.

Организация записи в кружки

Сентябрь

Старшая вожатая

3.

Сбор Совета детской общественной организации «Радуга»

Один раз в месяц

Старшая вожатая

4.

Организация временных «Советов Дела»

В течение учебного года

Старшая вожатая

5.

Проведение занятий в кружках

В течение учебного года

Руководители кружков

6.

Оформление стендов на различные тематики

В течение учебного года

Старшая вожатая

7.

Ведение и оформление необходимой документации

В течение учебного года

Старшая вожатая

8.

Участие в планерках, педсоветах с выступлениями

В течение учебного года

Старшая вожатая

9.

Посещение семинаров и совещаний

В течение учебного года

Старшая вожатая

 

2.Массовые мероприятия



п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

1

КТД «День знаний»

Сентябрь

Старшая вожатая

 

2

Операция «Чистый дворик»

 

Сентябрь

Классные руководители

Зам. директора по ВР

Вожатая

3

Школьный конкурс сочинений «Мой любимый учитель»

Сентябрь

Старшая вожатая

Учителя русского языка

4

Школьный этап поэтического конкурса «Посвящение учителю»

Сентябрь

Старшая вожатая

Учителя русского языка

5

Подготовка ко «Дню Учителя»

Сентябрь

Старшая вожатая

6

КТД "День самоуправления"

Октябрь

Старшая вожатая

7

Осенняя ярмарка

Октябрь

Старшая вожатая

 

8

«Шаг навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека. Поздравляем ветеранов педагогического труда

Октябрь

Старшая вожатая

9

Школьный экологический фотоконкурс «Зеленый мир глазами детей»

Октябрь

Старшая вожатая

10

Школьный конкурс агитплакатов «Выбирай здоровый образ жизни»

Октябрь

Старшая вожатая

11

Участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь - ноябрь

Старшая вожатая

12

Выставка рисунков «При солнышке тепло, при матери добро»

Ноябрь

Старшая вожатая

13

Конкурсная программа «Путешествие на планету дружбы» в рамках международного Дня толерантности

Ноябрь

Старшая вожатая

14

Культурно – развлекательное мероприятие «Мы вместе», посвященное Дню матери

 

Ноябрь

Старшая вожатая

15

КТД "КВН - марафон"

Ноябрь

Старшая вожатая

 

16

КТД «Новогодний карнавал»

Декабрь

Старшая вожатая

17

Школьный конкурс Новогодних композиций

Декабрь

Старшая вожатая

18

Участие в акции «Новогоднее чудо»

Декабрь

Старшая вожатая

19

КТД "День Святого Валентина"

Февраль

Старшая вожатая

20

Конкурс боевых листов «К защите Родины готов!»

Февраль

Старшая вожатая

21

Декада Здоровья

 

Март

Ст. вожатая

Зам директора по ВР

22

Мероприятие, посвященное празднованию Масленицы.

Март

Старшая вожатая

23

Праздничный концерт «Примите наши поздравления»

Март

Старшая вожатая

24

Конкурс карикатур и школьных анекдотов «От улыбки станет всем светлей» - выпуск стенгазеты

Апрель

Старшая вожатая

25

Фестиваль детских рисунков "Да здравствует мир на планете Земля!" (4-6 классы). 

Май

Старшая вожатая

26

Концерт посвященный Дню Победы

Май

Старшая вожатая

27

КТД «Праздник окончания учебного года»

Май

Старшая вожатая

 

28

Мероприятия по реализации социального проекта «От сердца к сердцу»

В течение всего года

Старшая вожатая

29

Работа по профилактике негативных явлений и привитию навыков ЗОЖ в ученической среде

В течение всего года

Старшая вожатая

30

Работа волонтерского движения

В течение всего года

Старшая вожатая

 

3.Инструктивная методическая работа

 



п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Знакомство с нормативными документами

Один раз в четверть

Старшая вожатая

2.

Формирование банка данных нормативно-правовых документов и методических материалов

В течение учебного года

Старшая вожатая

3.

Проведение инструктажа по текущим мероприятиям

В соответ-ствии с планом ВР

Старшая вожатая

Учитель ОБЖ

4.

Обзор педагогической и методической литературы

В течение учебного года

Старшая вожатая

5.

Создание банка разработок к традиционным мероприятиям школы

В течение учебного года

Старшая вожатая

6.

Обмен информацией и опытом со старшими вожатыми района

В течение учебного года

Старшая вожатая

7.

Проведение консультаций со школьниками и классными руководителями по подготовке к мероприятиям

В течение учебного года

Старшая вожатая

8.

Оказание организационной помощи в деятельности органов школьного самоуправления

В течение учебного года

Старшая вожатая

9.

Участие в заседаниях школьных методических объединений

В течение учебного года

Старшая вожатая

10.

Составление плана работы на месяц

Каждый месяц

Старшая вожатая

11.

Оказание методической помощи учителям в проведении общих дел

В течение учебного года

Старшая вожатая


НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Нравственное:

- воспитание добросовестности, старательности, настойчивости, самостоятельности;

-восприятия понятия «культурный человек»;

-воспитание понимания жизненного целенаправления;

-воспитание способности сделать правильный нравственный выбор.

2. Гажднско-патриотическое:

-воспитание мировоззренческой толерантности;

-воспитание чувства гордости за Отчизну и желание ее

процветания;

-формирование навыков жизненного социального оптимизма;

-воспитание правовой и политической культуры.

3. Эстетическое.

- формирование эстетического кругозора и вкуса»

- развивать творческое начало;

- умение рисовать, петь, танцевать;

- воспитывать чувство эстетической меры;

- формировать умение отличать прекрасное и безобразное в

природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении.

4. Экологическое.

- формировать экологическую и природоохранную культуру со

всеми главными составляющими:

  1. рациональное (личное) использование;

  2. готовность охранять и защищать природу (флору и фауну);

  3. не вредить окружающей среде;

  4. воплощение в своей практической жизни идеи (долга) заниматься возобнавлением природы.

5.Здоровый образ жизни.

- воспитывать потребность относиться к своему здоровью как

к важной личности и общественной ценности;

- знать механизм и способы поддержания здоровья;

- физически развиваться;

- стремиться к физическому совершенствованию;

- обучать приемам и способам оздоровления своего организма.

6.Трудовое.

-воспитывать добросовестное отношение к труду своему и

других людей;

- формировать потребность творческого подхода к работе;

- вооружить учащихся основными трудовыми умениями и

навыками;

- помочь учащимся в выборе будущих профессий на уровне

социально- психологических консультаций.

7.Раьота с родителями.

- сотрудничество и расширение поля общения;

- реализация планов по организации совместных дел;

- обмен опытом воспитания;

- активизация работы родительских комитетов в классах;

- привлечение родителей к решению проблем жизни

коллектива;

- повышение культуры родителей, их психолого-педагогической

компетентности в семейном воспитании, выработки единых

подходов семьи и школы к воспитанию детей.

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО.
Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.).
Он сформировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти, определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Стадии развития коллектива.
1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2. Стабилизация структуры коллектива.
Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.
На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.
3. Расцвет коллектива.
На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
4. Развитие коллектива.
На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.
Если вожатому понадобилось сплотить ребят в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

Алгоритм формирования коллектива.
Я создаю коллектив.
1. Я должен понравиться детям.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.
11. Я должен заложить определенные традиции.
12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.
15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.
В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.
В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.
Это следующие объединения:
- классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;
- факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;
-клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не только свободного выбора, но и общего интереса, часто диктуемого взрослыми организаторами клуба, более приближены к общественным; вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или помощников в его делах или просто рядовым членом;
общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;
свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.
Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Позиция актива в коллективе ребят.
Актив – наиболее деятельная, самостоятельная и творческая часть коллектива, проявляющая свои организаторские способности и умения, выступающая авангардом в коллективных делах.
Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.

Общие качества личности организатора:
компетентность - знание того дела, которое требуется организовать;
активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
инициативность - особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;
организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Организация работы школы актива.
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива.
Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
- пресс-центр – собираются редакторы стенгазет;
- игротека – собираются массовики-затейники;
- штаб «Милосердие» – собираются организаторы шефской работы;
- клуб «Вожатый» – организаторы работы с младшими школьниками и т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по
коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем – 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца: например, 1 и 3-я среда месяца. Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка, поверка и т.п.), затем работа по секциям и окончание – линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
О первых занятиях коллектива.
Старший вожатый – как руководитель школы актива, клуба или кружка – должен знать, что первые встречи с учащимися, первые занятия во многом определяют успех всей дальнейшей работы, формируют стиль взаимоотношений между детьми и педагогами. От того, в какой степени вам удастся создать положительный нравственный климат в коллективе, увлечь ребят, зависит их отношение к занятиям в школе актива, клубе, кружке, совете.
В ходе проведения первых занятий педагог решает следующие задачи:
1. Создает у детей положительный настрой на занятия, вызывает интерес к ним и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
2. Знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в группе, перспективами роста учащихся.
3. Знакомит учащихся с традициями коллектива или с той организацией, в которой ребенок будет работать.
4. Выявляет уровень знаний и умений детей по профилю деятельности групп, секций, кружка и т.п.
5. Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.
6. Получает информацию о каждом ученике группы, рассказывает о себе.
Ребята впервые пришли на занятия, они конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге, этот период психологи называют «периодом информационного голода».
На первом занятии рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательности, позволят увидеть в каждом учащемся лучшие качества характера, помогут выявить каждому способности и интересы.

Общешкольные мероприятия.

 

Задачи.

 

1.             Личностное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

2.             Организация участия в жизни школы и города.

3.             Освоение навыков самоорганизации.

4.             Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного мышления.

5.             Формирование дружного, сплоченного коллектива.

6.             Жизненное и профессиональное самоопределение.

7.             Организация разнообразной деятельности и общения с целью удовлетворения информационного поиска.

8.             Обеспечение психологической защиты детей.

Принципы.

1.             Гуманистический подход.

2.             Индивидуальная и групповая работа с учащимися.

3.                  Ориентированность на выделение групп организаторов и исполнителей.

4.             Ориентированность на творческое исполнение поставленных задач.

5.             Помощь в личностном самовыражении учащихся.

6.             Патриотическое воспитание.

Направления деятельности.

1.             Создание благоприятных условий для продуктивной работы.

2.             Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности.

3.             Создание условий для личностнойсамоактуализации учащихся.

4.             Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

5.             Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

6.             Всестороннее развитие (интеллектуальное, творческое, деловое, лидерское).

7.             Общая направленность на гармоничное развитие личности.

Ожидаемые результаты.

1.             Приобретение детьми новых знаний, умений, навыков, полезных для личностного самоопределения.

2.             Стремление детей к дальнейшему достижению успехов.

3.             Удовлетворенность полученными результатами индивидуальной и коллективной работы детей.

4.             Развитие духовности, постоянное саморазвитие силы воли – как условия нормального становления и развития психологического здоровья.
1   2   3   4   5