|
Мбоу «Топкановская основная общеобразовательная школа» Декабристы- каширяне
МБОУ «Топкановская основная общеобразовательная школа»
Декабристы- каширяне
Кожевникова Ангелина Алексеевна
учащаяся 8 класса.
Руководитель:
Яцкина Галина Васильевна.
Топканово 2012год
Мы кровию своей купить
Твоё готовы благоденство;
Погибель за тебя – блаженство,
И смерть – бессмертие для нас.
( Родине. Н.И. Тургенев )
План.
I. Введение. Декабристы – патриоты и гордость России.
II. Основная часть. Славные имена декабристов – каширян.
1.Лунин Михаил Сергеевич.
2. Лихарев Владимир Николаевич.
3. Другие декабристы – каширяне.
III. Заключение. «В потомках наше имя отзовется!»
Движение декабристов длительное время приковывает самое пристальное внимание историков. Это связано с тем, что события почти 190-летней давности оказали значительное влияние на последующее развитие России.
Многое удивительно и своеобразно в движении декабристов. Молодые дворяне - декабристы сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, составляющему опору царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских поместьях на доходы дарового крестьянского труда. Дворяне занимали руководящие должности в управлении страной и армией. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Они хотели уничтожить самодержавие и свои привилегии.
Мировоззрение будущих декабристов сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX века. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 года вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература и европейская общественная мысль, идеи французских энциклопедистов и Великой французской революции также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.
Основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах.
Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России, любовь к Отечеству, и не просто любовь, а, по выражению самих декабристов, «пламенная любовь к Отечеству». Именно истинная любовь побуждала стремиться к преобразованию родной страны, действовать во имя ее блага.
Я горжусь, что среди этих смелых, мужественных, достойных уважения патриотов были и мои земляки. В той или иной степени с историей нашего каширского края связаны имена целого ряда декабристов, рожденных, воспитанных в дворянских имениях земли каширской.
Своей скромной работой я хочу воздать дань памяти декабристам-каширянам, проследить страницы биографии Михаила Сергеевича Лунина и Владимира Николаевича Лихарева.
На территории Каширского уезда по тогдашнему административному делению находилось село Сенькино, владельцем которого был М.С.Лунин.[1]
Михаил Сергеевич Лунин родился 29 декабря 1787 года в Петербурге в семье статского советника и богатого помещика, имевшего 1200 крепостных душ — Сергея Михайловича Лунина. Михаил Сергеевич получил прекрасное образование. Он кроме французского языка, также хорошо знал английский, польский, латинский и греческий языки. Сергей Михайлович Лунин, мягко говоря, человек не очень щедрый, не жалел средств на воспитание и обучение своих троих детей. Михаил был старше на два года брата Никиты и на четыре — сестры Екатерины. Мать Федосья Никитична умерла рано, когда старшему шел седьмой год. В Петербурге дети воспитывались в римско-католической вере, их образованием занимались швейцарец Малерб, директор католического пансиона, и аббат Вовилье. В обучении ребят принимал участие и их дядя Михаил Муравьев — писатель, историк, общественный деятель. В 1803 году мальчики поступают в егерский полк. В 1805 году братья участвуют в битве под Аустерлицем, где Михаил теряет младшего брата Никиту, а сам продолжает службу в кавалергардском полку, пройдя путь от юнкера до штабс-ротмистра. С 1812 по 1814 год участвует почти во всех крупных сражениях с Наполеоном — от Смоленска до Парижа. 26 августа 1812 года участвует в сражении под Бородином сначала у Багратионовских флешей, а затем в контратаке у батареи Раевского. Под ним убита лошадь, но сам он цел и невредим и награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».
В 1815 году М. С. Лунин ушёл в отставку с военной службы, которая всех удивила. Сам ли он решил уйти, или Александр I решил избавиться от строптивого офицера... Итак или иначе, став свободным человеком, Лунин вместе с другом Ипполитом Оже отправляется в Париж, где он познакомился с французским мыслителем Сен-Симоном, который, очевидно, внес вклад в формирование мировоззрения будущего декабриста. В Париже он, возможно, впервые задумался над вопросами религии и ее влияния на жизнь общества. Беседуя с Сен-Симоном, обдумывал, насколько применимы его идеи христианства и социальной справедливости для России.
В 1817 году после смерти отца, став наследником большого состояния, Лунин вернулся в Россию, где в 1816 году его друзья и родственники создали « Союз спасения», куда вскоре принимают и его. При обсуждении государственных реформ Павел Пестель предложил не присягать новому царю до тех пор, пока тот не согласится на принятие конституции и отмену крепостного права. М.С.Лунин разработал план, как ускорить этот момент: группа людей в масках встречает Александра I на царскосельской дороге и убивает его. Лунина тогда не поддержали, но, фактически, именно он первым высказал идею цареубийства, за которую позже ему будет предъявлено обвинение.
В 1818 году Михаил Сергеевич стал членом учредителем «Союза благоденствия», членом его коренной думы, куда входят 25 руководителей Союза. Как и большинство из них, он высказывается за конституционную республику во главе с монархом или президентом, имеющим ограниченную власть. В своих деревнях он вводит пенсии для престарелых, строит школы. Реформы, проводимые Луниным, соответствуют трем направлениям программы, разработанной «Союзом благоденствия», — человеколюбие, образование, общественное хозяйство. Реформаторская деятельность Союза повлияла и на некоторых высокопоставленных лиц, которым становится стыдно оставаться в стороне от благотворительных дел. Лучшие литераторы начинают писать в духе этого общества, формально не являясь его членами. А новый Союз надеется мирно овладеть всеми основными отраслями государственной и общественной жизни и постепенно улучшить ее.
В 1820 году, после внезапного бунта петербургского Семеновского полка, « Союз благоденствия» пришлось распустить. Лунин стал членом новой тайной организации - «Северного общества». При обсуждении дальнейших действий общество раскололось. Михаил Сергеевич был настроен решительно, ему чужда была осторожность, он не любил пустословия. Революционные события в Испании и Португалии, волнения семеновцев пробудили интерес к армии. Михаил Лунин подает прошение о поступлении на военную службу. Сначала он направлен под Полоцк, в 1822 году — в Слуцк, а затем в чине полковника он прибывает в Варшаву. Лунин назначен командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка и адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа Великого князя Константина Павловича.
В варшавский период Лунин отдаляется от деятельности тайного общества. Декабрист Н.М. Муравьев напишет по этому поводу: «…общество лишилось Лунина, который в начале 1822 года вступил в службу, поехал в Литовский корпус и с тех пор прервал все сношения с ним».[2] Однако, он не переставал быть приверженцем политических перемен в России, в частности, отмены крепостного права.
Лунин не смог принять участия в восстании декабристов, так как находился в момент восстания в Варшаве. О событиях 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, о восстаниях Северного и Южного обществ он узнает с опозданием в несколько дней. Но это не помешало вызвать Лунина на допрос по данному делу в следственный комитет в Варшаве. В начале апреля 1826 года тучи над ним сгущаются. До сих пор Великому князю Константину удавалось уберечь от ареста своего адъютанта. «Когда пришло приказание арестовать Лунина,- писал в своих «Записках» С.П. Трубецкой,- цесаревич призвал его и сказал ему, что он его не даст, что в Петербурге его повесят, и сказал ему, что он дает ему месяц сроку, которым он может воспользоваться».[3] Накануне ареста великий князь отпускает своего адъютанта поохотиться на силезской границе в тайной надежде на его побег, но Лунин не желает уронить честь офицера и, разумеется, возвращается.
Очевидно, Михаил Сергеевич не захотел избежать готовящейся ему участи и по вторичному требованию был отправлен в Петербург. Лунин был арестован последним из декабристов, когда следствие уже подходило к концу и имело в своем распоряжении значительный уличающий декабриста материал. В Страстную пятницу 16 апреля 1826 года М.С. Лунина привозят в столицу. В этот же день он был допрошен Чернышевым, бывшим однополчанином, сообщником в кутежах, а теперь генералом, рьяным следователем по делу декабристов. Лунину предъявляется одно из самых серьезных обвинений — намеренное цареубийство, но даже в таком положении он отстаивает право на независимое суждение по совести. Он отверг все обвинения, связанные с его участием в практической деятельности какого-либо тайного общества, категорически отказывался называть имена его членов. Следственное дело Лунина невелико. Его ответы на многочисленные вопросы не давали Следственному комитету по сути дела никакой новой информации. Еще в Варшаве, отвечая 8 апреля на присланную из Петербурга обширную вопросную анкету, Лунин писал: «Я никем не был принят в число членов Тайного общества, но сам присоединился к оному, пользуясь общим ко мне доверием членов, тогда в малом числе состоящих. Открыть имена их (членов) почитаю противным моей совести, ибо должен бы был обнаружить братьев и друзей». [4] Лунин показывал, что он прекратил отношения с тайным обществом в начале 1822 года. Эти показания Михаил Сергеевич повторил и на допросах 16 апреля в Петербурге. Только 18 апреля, зная уже имена своих товарищей, представших перед Следственным комитетом, он называет некоторых из них. 30 апреля Следственный комитет предъявил Лунину наиболее опасные для него обвинения: в намерении еще в 1817 году совершить покушение на Александра I «с партией в масках на Царскосельской дороге», в согласии на предложения Пестеля возглавить «отряд обреченных», который должен был совершить «первый акт революции»(цареубийство).[5] При вынесении приговора Лунин попал в преступники второго разряда. 2 июля Михаил Сергеевич был приговорен Верховным уголовным судом к пожизненной каторге, которую Николай II заменил 20-летней каторгой, затем срок каторги сократили до 10 лет с пожизненным поселением в Сибире.
Лунин мужественно вел себя во время объявления приговора членами Верховного суда. « Лунин, многих этих господ знавший близко, крутя усы, громко усмехнулся, когда прочли осуждение на 20 лет в каторжную работу», - вспоминал в своих мемуарах декабрист В.И.Штенгель. [6] Возможно, если бы он раскаялся, с ним бы обошлись помягче. Но крестный путь предопределен: одиночное заключение в Свеаборгской, а затем Выборгской крепостях, каторжные работы в Чите и в Петровском заводе, ссылка в Урик вблизи Иркутска, второй арест и тюремное заключение в Акатуе, куда попадали самые опасные преступники, и, наконец, загадочная смерть.
О первых двадцати месяцах тюремного заключения свидетельствуют лишь документы, запрещающие передачи и письма, и сообщающие о визите к Лунину по служебной обязанности генерал-губернатора Закревского.
В 1828 году в числе нескольких декабристов М.С.Лунин доставлен в Читинский острог. Он живет отдельно от всех товарищей, в избушке на территории тюрьмы. Воспоминания о нем собратьев по каторге разноречивы: Н.В. Басаргин считает его человеком очень замечательным и приятным, а декабрист П. Свистунов вспоминал о Лунине как человеке равнодушном, малообщительном. Он не участвует в благотворительной артели под председательством Ивана Пущина, и по свидетельству С.П. Трубецкого « он всегда имел деньги, не любил давать в займы, но нуждающимся помогал». [7] Нуждающемуся в пособии он передавал деньги через близко знакомого человека с непременным условием никому о том не говорить. Поэтому многие были уверены, что он никогда никому не помогал. Лунина не беспокоило, что он казался хуже и суше, чем есть на самом деле.
В первые читинские месяцы декабристы разрабатывают план побега: спуститься по сибирским рекам к Сахалину и затем перебраться в Японию. Здесь снова могла бы проявиться былая удаль М.С.Лунина, но от побега приходится отказаться. Заговорщики понимают, что в любом случае - удачи или неудачи - они несут ответственность перед остальными товарищами по каторге за новые испытания и усиленный надзор. Летом 1830 года декабристов удаляют от границы и переводят в Петровский завод.
За все время тюрем и ссылок Михаил Сергеевич ни разу не обращается к властям с просьбами, а хлопотать за него приходится сестре Екатерине Сергеевне Уваровой. В 1836 году, когда окончился срок каторжных работ для ссыльных второго разряда, Екатерина Сергеевна пробует добиться разрешения у графа Бенкендорфа на поселение брата близ Иркутска, о чем и уведомляет его. Возможно, эти хлопоты помогли. Михаил Сергеевич поселяется в селе Урик, в 18 километрах от Иркутска, а вместе с ним Никита и Александр Муравьевы, Волконские, доктор Вольф. Все они имеют право на 15-десятинный земельный надел.
За восемь месяцев поселения Лунин многого добивается: болотная, тернистая, необработанная земля осушена, огорожена и обращена в луга и пашни. Разбит английский садик с песчаными дорожками, беседкой и множеством цветов, сооружен уютный домик с пристройками. Но и здесь Лунин вел « жизнь уединенную; будучи страстным охотником, он проводил время в лесах, и только зимой жил более оседло, – пишет в своих воспоминаниях М.Н.Волконская.- Он много писал, и забавлялся тем, что смеялся над правительством в письмах к своей сестре».[8]
Лунин остается Луниным. Все это время он мостит себе путь в Акатуй, последнюю свою тюрьму. В письмах сестре, которые обязательно проходили цензуру, он дразнит чиновников. Достается в них и министру почт А. Голицыну за разбитые и испорченные посылки, а армейским чинам за злоупотребление палочными наказаниями. Он одобряет или порицает законы и царедворцев, военные кампании и мирные преобразования. « Гласность, какою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которыми я должен пользоваться на защиту свободы», - писал Михаил Сергеевич.[9] Фактически, так он продолжает борьбу. С.П.Трубецкой писал, что в своих письмах Лунин «не щадил лиц, занимавших высшие правительственные места».[10] На год строптивого ссыльного лишают переписки. « Письма из Сибири по своему политическому содержанию, обратили на себя внимание правительства. Генерал-губернатор передал мне повеление не писать в течение года», - пишет Михаил Сергеевич в августе 1839 года.[11]
Когда год запрещения минул, Лунин отправляет своей сестре письмо, вложив его в конверт на имя графа Бенкендорфа, шефа жандармов, и письмо к самому графу, в котором он просит его лично просматривать его переписку, дабы вновь не получить запрет. Ответа Лунин не получил и продолжил еженедельно писать сестре.
М.С.Лунин пишет не только письма, но и труды, которые переписывались и тайно распространялись. Два из них окажутся для него роковыми — это «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 года» и «Разбор Донесения, представленного императору Тайной комиссией 1826 года», в котором Михаил Сергеевич писал: «Тайный союз обвиняют в том, что в продолжение десяти лет, он постоянно стремился к изменению отечественных постановлений и к водворению нового устройства, основанного на системе представительной. В самом деле, таково было его назначение. Союз постиг необходимость коренного преобразования, ибо народы, подчиненные самодержавию, должны или исчезнуть или обновиться».[12] Таким образом, Лунин, написавший «Разбор» в ноябре 1839 года, остался верен целям и идеалам движения. Более того, он считал, что конституционные понятия, оглашенные им и его друзьями « под угрозою смертною, усиливаются и распространяются в недрах нашей обширной державы».[13] Лунин планировал написать и «Разбор деятельности Верховного уголовного суда » для чего просил сестру прислать документы и материалы, касающиеся восстания 14 декабря: публикации газет, рассказы очевидцев. Замысел не был осуществлён, так как Михаил Сергеевич не получил требуемые материалы.
В Иркутске сложился кружок распространителей сочинений Лунина: преподаватели местных училищ Журавлёв и Крюков, казачий офицер Черепанов, декабрист П. Ф. Громницкий. Чиновник особых поручений при иркутском губернаторе Руперте Успенский увидел список одного из произведений Лунина у Журавлёва, взял его якобы для прочтения, снял копию и переслал с донесением графу Бенкендорфу. В ночь с 26 на 27 марта 1841 года Лунин был арестован, его бумаги изъяты.
Михаил Сергеевич нисколько не удивился своему новому аресту; он всегда ожидал, что его снова засадят в тюрьму, и всегда говорил, что он должен в тюрьме окончить свою жизнь, хоть, впрочем, он очень любил свободно скитаться с ружьём и проводил большую часть своей жизни на охоте. «Однажды я был у него на святках,- писал С.П. Трубецкой,- и он спросил меня, что по мнению моему последует ему за его письма к сестре? Я отвечал, что уже четыре месяца прошло, как он возобновил переписку, и если до сих пор и не было никаких последствий, то, вероятно, никаких и не будет и впредь. Это его рассердило; он стал доказывать, что этого быть не может и что непременно его запрут в тюрьму, что он должен в тюрьме окончить жизнь свою».[14]
Лунин был сослан в Акатуй, где заключен в страшную Акатуевскую тюрьму при Нерченских горных заводах.
В самых бесчеловечных условиях Акатуйской тюрьмы Лунин не теряет присутствия духа и чувства юмора. В самых стесненных обстоятельствах Лунин не пассивен. Он беспокоится о своем любимце Мише Волконском, в письмах к его отцу дает советы, как лучше обучать мальчика; ничего не просит для себя, лишь лекарства для товарищей по заключению. Ревизовавшему сибирские тюрьмы Н.И. Пущину, младшему брату декабриста, советует позаботиться о прикованных к стене: их положение только ожесточает, а не дает возможности «нравственного улучшения». Он совершенствуется в греческом, изучает религиозные верования по произведениям Гомера. М.Н. Волконская писала, что Акатуй - самая ужасная тюрьма, где содержались преступники- рецедивисты. Переселение Лунина в Акатуй всех очень огорчило. «Я ему переслала несколько книг,…чернил в порошке с несколькими стальными перьями, так как у него все отняли при строжайшем запрещении писать и читать что бы то ни было, кроме Библии», - вспоминала Волконская.- Он не долго мог выносить зараженный и сырой воздух этого последнего заключения и умер в нем через четыре года».[15]
Смерть М.С. Лунина 3 декабря 1845 года была внезапной и странной. По официальной версии он умер от «кровяно-нервного удара». Через 24 года о смерти декабриста поползли противоречивые слухи: по одним — он был убит, по другим — умер от угара. Участник польского восстания 1863 года Владислав Чаплицкий, сосланный в Акатуй, со слов польских ссыльных сообщает, что тайный приказ об убийстве Лунина пришел из Петербурга от царя и исполнил его офицер Григорьев. Чем он мог так разозлить сильных мира сего? Разгадка ушла вместе с ним.
О Михаиле Лунине тепло отзывались его великие современники. Так А.С.Пушкин считал его умнейшим человеком «нашего времени», а А.И.Герцен отмечал его непреклонность, отвагу и храбрость. М.Н. Волконская в своих мемуарах характеризовала М.С. Лунина как человека «твердой воли, замечательного ума». [16]Я думаю, нельзя не согласиться с такими оценками, особенно тех, кто знал Михаила Сергеевича лично.
Владимир Николаевич Лихарев родился в дворянской семье, в родовом имении Кончинка Каширского уезда Тульской губернии. Отец - ротмистр Николай Андреевич Лихарев и мать- Пелагея Петровна Быкова были помещиками, владевшими 124 душами крестьян в Кончинке и еще имели 500 душ в Тульской, Рязанской и Костромской губерниях. До 15 лет Владимир воспитывался дома у родителей под руководством наставника Делиля, затем у пастора Галлера. В 1817 году он продолжил образование в Московском училище колонновожатых, которое впоследствии стало Академией генерального штаба. В училище царил дух товарищества. Летом занятия проводились в Подмосковье, где будущие офицеры жили в крестьянских семьях и сами наблюдали тяжелый крестьянский быт, желая облегчить его. Не случайно, что из стен этого училища вышло 24 будущих деятеля декабристского движения. Владимир Николаевич владел, как родным, несколькими европейскими языками. Много путешествовал. По своему образованию мог бы занимать видный дипломатический пост. Но судьба ему уготовила другое.
В 1820 году Лихарев был выпущен по экзамену прапорщиком в свиту по квартирмейстерской части и назначен в Главную квартиру 1-ой армии. В 1821 году был откомандирован на съемку земель военного поселения Бугской и Украинской уланских дивизий, где познакомился с членами «Южного общества». Вскоре Владимир Николаевич стал членом Каменской управы «Южного общества», руководил которой В.Л.Давыдов, находившийся в родственных отношениях с Лихаревым. При обсуждении плана восстания В.Н. Лихарев внес свое предложение. По его мнению, «члены тайного союза хотят совершить революцию в одиночку, без участия народа, а ведь…300 тысяч крестьян - военных поселенцев (в районе Могилева), доведенных до отчаяния солдатской муштрой и крепостным гнетом, могли стать главной силой выступления».[17] Но руководители общества не оценили его обстоятельную записку «Взгляд на военные поселения». Между тем о деятельности Каменской управы было известно правительству еще с апреля 1825 года. Доносчиком был помещик Херсонской губернии А.К. Бошняк, который сумел войти в доверие к Лихареву и он свел Бошняка с В.Л. Давыдовым. Бошняк вел хитрую игру, став членом общества, он обо всем докладывал начальнику южных военных поселений И.О. Витту. Давыдов вскоре догадался об этом. «Бошняк подослан нарочно для разведывания….я не мог от него отвязаться», - показал позже на следствии В.Л. Давыдов.[18] 18 октября 1825 года Витт представил Александру I доклад, составленный на основе донесений Бошняка, в котором он назвал в «числе деятельнейших членов общества» В.Н. Лихарева. Император приказал Витту «продолжать открытия свои».[19] В тот момент по полученным данным Александром I не было сделано больше никаких распоряжений.
После событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, как член «Южного общества», В.Н.Лихарев был арестован в доме декабриста и родственника И.В. Поджио в селе Яновке и доставлен в Петербург на главную гауптвахту 8 января 1826 года. В тот же день он был переведен в Петропавловскую крепость. По приговору Верховного уголовного суда Лихарев был осужден по VII разряду и приговорен в каторжную работу сроком на два года. В феврале 1826 года Лихарев был отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь и доставлен в Читинский острог в апреле того же года.
В Сибирь к мужьям стали приезжать жены, которые поддержали своих любимых в тяжелых сибирских условиях. Владимир Николаевич был женат, он очень любил свою жену и с надеждой ждал ее приезда. Екатерина Андреевна была дочерью генерал-лейтенанта и сенатора А.М. Бороздина, который проявил крайнюю предприимчивость, чтобы не допустить свою дочь отправиться вслед за мужем. Первое время она пыталась поддерживать своего супруга, а потом сдалась на уговоры отца и отступилась от «государственного преступника». Это сломило декабриста, он стал равнодушным к своей участи. По окончании срока каторги Лихарев был направлен на поселение. « Некоторые из заключенных, которым пришел срок, были отправлены на поселение, то есть освобождены от работ и расселены по всей Сибири: Лихарев … и другие»,- напишет в своих воспоминаниях М.Н. Волконская.[20] Владимир Николаевич направляется в город Кондинск Тобольской губернии. В 1830 году по ходатайству матери его перевели на поселение в город Курган Тобольской губернии. Там он получил печальное известие, что жена его вышла замуж. Это обстоятельство расстроило Лихарева, лишило его надежды устроить свою жизнь. В 1832 году по высочайшему повелению он был определен рядовым в Отдельный кавказский корпус. По прибытии на Кавказ Владимир Николаевич был зачислен в Куринский пехотный полк, а затем переведен в Тенгинский пехотный полк, в котором служил поэт и поручик М.Ю. Лермонтов. Они подружились. Оба были бесстрашны и совершали дерзкие вылазки в лагерь врага. Оба приняли участие в тяжелом сражении с горцами при реке Валерик, прозванной «рекой смерти». Бой был тяжелый и кровавый. В стихотворении «Валерик» М.Ю. Лермонтов образно описывает этот бой: «Резались жестоко, как звери, молча... ручей телами запрудили... два часа в струях потока бой длился». [21] В бою сошлись равные по силе и храбрости русские воины и свободолюбивые горцы. Владимир Николаевич Лихарев в этом сражении был убит и похоронен на берегу реки Валерик. И.И. Пущин писал о его гибели товарищам-декабристам, что Лихарев убит пулей прямо в сердце; лег на месте, не успел вздохнуть. Товарищи по службе среди вещей погибшего Лихарева нашли портрет красивой женщины превосходной работы - его жены Екатерины Андреевны, которую он любил всю свою недолгую жизнь.
Владельцем каширского села Стародуб был Николай Иванович Тургенев, член «Союза благоденствия», один из инициаторов создания «Северного общества». Н.И.Тургенев не участвовал в восстании 14 декабря , так как еще в 1821 году уехал на лечение заграницу. Но как активный член и инициатор создания «Северного общества» был заочно приговорен к пожизненной каторге.
Членом «Союза благоденствия» и «Южного общества» декабристов был владелец каширского села Якимовское Михаил Федорович Орлов, женатый на Екатерине Николаевне Раевской, сестра которой - Мария Николаевна, была женой декабриста С.Г. Волконского, одой из первых уехала за мужем в Сибирь. От каторги М.Ф. Орлова спас его брат А.Ф.Орлов, будущий шеф жандармов.
Близкими к кругу декабристов были владельцы каширских сел: братья П.Д. и Н.Д.Иванчины - Писаревы - владели селом Злобино, А.П. Писарев - владелец села Сетка и другие.
Декабрист Н.А.Бесстужев никогда не был на земле каширской. Но так случилось, что с нашим краем связаны его потомки- внуки Александр и Дмитрий. Они несколько лет прожили в городе Кашира в 30-е годы XX века. Здесь родились правнуки декабриста, которые проживают во Владивостоке. Потомки Бестужева носят фамилию Старцевы. Правнук декабриста Александр Александрович Старцев написал, вспоминая Каширу: «…я жил в Кашире, я впитал в себя всю прелесть настоящей, истинной России».[22] Так Кашира оставила свой след в судьбе потомков декабриста.
Потомки декабристов живут в России, Англии, Франции, Австралии, Базилии и во многих других странах мира. Это ученые и писатели, журналисты и музыканты, люди самых разных профессий, которых объединяет прошлое их предков. Я думаю, их связывает гордость, что они потомки истинных патриотов России. Потомки декабристов создают различные клубы, музеи, проводят экспедиции в Сибирь, в Забайкалье, стремятся объединиться и найти как можно больше родственников декабристов. Так, Татьяна Николаевна Ознобишина, праправнучатая племянница Владимира Николаевича Лихарева, рассказывала на встрече с потомками декабристов в Чите, что ее семья гордится таким родством. Все знают историю семьи до десятого колена. Потомки декабристов принимают участие во Всероссийских экспедициях «В потомках наше имя отзовется!», посвященных памяти декабристов, ведут активную работу в благотворительной общественной организации «Мужество и Гуманизм». Клуб потомков декабристов действует на базе музея Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В этом клубе состоят более двадцати семей., количество участников растет и родственники декабристов начинают дружить между собой, ощущая духовное родство.
В декабре 2011 года в городе Туринске прошел II Декабристский фестиваль. Среди присутствующих были потомки декабристов: Алексей Аркадьевич Понамаренко, председатель общества «Наследие декабристов» - потомок Александра Фёдоровича Бриггена; Виктория Владимировна Маркова, заместитель председателя московского общества «Наследие декабристов» - потомок декабриста Андрея Евгеньевича Розена, Элеонора Борисовна Лихарева - потомок Владимира Николаевича Лихарева. Члены общества «Наследие декабристов» организовали выставку « Декабристские реликвии». Выставка прошла в восьми городах Европы, в одиннадцати городах Сибири. В общем списке всех реликвий декабристов оказалось более трехсот: книги, которые они читали, посуда, из которой они ели, подсвечники, часы, письменные приборы и письма, написанные ими…
Кроме музейной и издательской деятельности общество «Наследие декабристов» занимается организацией различных конкурсов. К примеру, с 2004 года совместно с Международным Союзом «Мужество и Гуманизм», Союзом Писателей России и при поддержке Государственного исторического музея, Государственного Архива РФ обществом реализуется Международный Проект-Акция «Товарищ, верь!..», посвященный движению декабристов. В рамках проекта проводится и конкурс с одноименным названием. Этот конкурс призван привлечь наше внимание – внимание участников, к гражданскому мужеству декабристов и способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Потомки декабристов ведут большую воспитательную и просветительскую работу, продолжая этим дело своих предков. Я горжусь, что среди них - потомки моих земляков-декабристов, чья судьба как то связана с каширским краем.
Ныне, когда приближается 190-летие восстания декабристов,- нашему поколению следует воздать должное лучшим людям России того времени, самоотверженно вступившим на борьбу за демократическое переустройство Родины. И помогают нам в этом потомки декабристов. Декабристы заслужили не только и не просто уважение, но преклонение потомков, потомков не только по крови, но и всех нас!
Список используемой литературы.
1. Гордин Я. События и люди 14 декабря. Москва. 1985 г.
2. Дудов В.Ф. История каширского края. Москва. 1996 г.
3. И дум высокое стремленье… Москва. 1980 г.
4. Левашова Т. Потомки Бестужева жили в Кашире. «Каширские известия» от 8.02.2008 г., №11.
5. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. Москва. 1987.
6. Мемуары декабристы. Северное общество. Составитель В.А. Фёдоров. Издательство Московского университета. 1981 г.
7. Нечкина М. В. Декабристы. Москва. 1983 г.
8. Поэзия и письма декабристов. Горький. 1984 г.
9. Самохин Е. В. Питомцы славные свободы. «Каширские известия» от 22.01.1991 г., №7.
10. Самохин Е. В. Очерки о Кашире. Коломна. 2003 г.
11. Фёдоров В. А. « Своей судьбой гордимся мы…» Москва. 1988 г.
12. Шипилова Л. «С щемящим сердцем вспоминаю каширян…» «Каширские известия» от 23.12.2008 г., №102.
Интернет – ресурсы.
http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1687
http://www.ma-housemuseum.ru/events/decembrist/
http://chron.eduhmao.ru/page_7_11_0.html
http://uolemuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=634%3A2011-11-10-15-48-02&Itemid=36
http://az.lib.ru/l/lunin_m_s/text_0010.shtml
[1] Дудов В.Ф. История Каширского края. М., 1996., стр.70.
[2] Мемуары декабристов. Северное общество. Составитель В.А.Федоров. Издательство Московского университета. 1981., стр.312.
[3] Там же, стр.261
[4] Нечкина М.В. Декабристы. М.1983.,стр.131.
[5] Федоров В.А. «Своей судьбой гордимся мы…». М.1988.,стр.185.
[6] Мемуары декабристов. Северное общество. Составитель В.А.Федоров. Издательство Московского университета. 1981., стр.233.
[7] Там же, стр.262.
[8] И дум высокое стремленье… М. 1980 г., стр.337.
[9]Поэзия и письма декабристов. Горький. 1984.,стр.13.
[10] Мемуары декабристов. Северное общество. Составитель В.А.Федоров. Издательство Московского университета. 1981., стр.260.
[11] И дум высокое стремленье… М. 1980 г., стр.343.
[12] И дум высокое стремленье… М. 1980 г.,стр.160.
[13] Там же, стр.166.
[14] Мемуары декабристов. Северное общество. Составитель В.А.Федоров. Издательство Московского университета. 1981., стр.261.
[15] И дум высокое стремленье… М. 1980 г.,стр.338.
[16] Там же.
[17] Самохин Е. В. Питомцы славные свободы. «Каширские известия» 22.01.1991. №7, стр. 3.
[18]Федоров В.А. «Своей судьбой гордимся мы…». М.,1988., стр.39.
[19] Там же.
[20] И дум высокое стремленье… М. 1980 г.,стр.331.
[21] Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения.М. 1987., стр.154.
[22] Шипилова Л. «С щемящим сердцем вспоминаю каширян…» . Каширские известия» от 28 .12. 2008., стр.3
|
|
|