|
Методический блок
Вопросы для проведения квалификационных испытаний педагогических работников
(для аттестации педагогов дополнительного образования детей, тренеров ДЮСШ)
Методический блок
1. В объединениях по интересам, организованных в учреждениях дополнительного образования детей, занятия могут проводиться:
а) по программам социально-профилактической направленности;
б) по комплексным, интегрированным программам, либо по программам одной тематической направленности;
в) по примерным программам общеобразовательных учреждений.
2. Вид программы, который подвергается обязательной переработке в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей:
а) типовая программа;
б) модифицированная программа;
в) авторская программа.
3. Педагогически организованная социальная активность детей в современном социокультурном обществе характеризуется как:
а) серия «открытых» занятий;
б) детское движение;
в) социальное партнёрство учреждения.
4. Учебно-тематический план образовательной программы дополнительного образования детей содержит:
а) перечень разделов и тем с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
б) формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы;
в) описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
5. В классической системе коллективного творческого дела (КТД) организация коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы свидетельствует о начале:
а) второй стадии коллективного творчества;
б) десятой стадии коллективного творчества;
в) четвёртой стадии коллективного творчества.
6. Программа дополнительного образования детей является основной, если реализуется:
а) в школе;
б) в общеобразовательном учреждении;
в) в учреждении дополнительного образования.
7. Дистанционное обучение, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы в системе дополнительного образования являются:
а) формами диагностики;
б) приёмами обучения и воспитания;
в) формами обучения и воспитания.
8. Титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение и список литературы являются структурными элементами:
а) воспитательного пространства;
б) плана-конспекта занятия;
в) образовательной программы.
9. Направленность дополнительной образовательной программы, еѐ новизна, актуальность и педагогическая целесообразность описываются:
а) в методическом обеспечении программы;
б) в пояснительной записке программы;
в) во введении к программе.
10. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы и формы подведения итогов её реализации описываются:
а) в методическом обеспечении программы;
б) во введении к программе;
в) в пояснительной записке программы.
11. Выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции в системе дополнительного образования детей являются:
а) формами подведения итогов обучения;
б) мониторингом педагогической деятельности;
в) технологией проектной деятельности.
12. Перечень разделов, тем с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий - это:
а) структура пояснительной записки программы;
б) структура методического обеспечения программы;
в) структура учебно-тематического плана программы.
13. Обеспечение программы видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов и т.д.), рекомендации по проведению занятий, дидактический и лекционный материал - это компоненты:
а) воспитательной системы учреждения;
б) методического обеспечения программы;
в) плана воспитательной работы.
14. Программа дополнительного образования детей является дополнительной, если реализуется:
а) в ДЮСШ;
б) в общеобразовательном учреждении;
в) в учреждении дополнительного образования.
15. Программа дополнительного образования детей, рассчитанная на 34 учебных недели, является:
а) основной программой учреждения дополнительного образования детей;
б) дополнительной программой общеобразовательного учреждения;
в) воспитательной системой образовательного учреждения.
16. Программа дополнительного образования детей, разработанная на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений, используется:
а) в учреждениях дополнительного образования детей;
б) как дополнительная программа общеобразовательного учреждения;
в) как диагностический тест.
17. Программа дополнительного образования детей, рассчитанная на 36 учебных недель, является:
а) основной программой, реализуемой педагогом;
б) дополнительной программой общеобразовательного учреждения;
в) основной программой дополнительного образования детей, реализуемой педагогом дополнительного образования.
18. Работа с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей требует:
а) переподготовки педагогов;
б) дифференцированных образовательных программ;
в) изоляции ребенка от других обучающихся.
19. Результативность образовательного процесса - это:
а) степень соответствия реально полученных результатов результатам прогнозируемым;
б) совместное взаимодействие педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе;
в) приобретенные знания, умения, способности, которые освоил ребенок в образовательном процессе.
20. Модифицированная образовательная программа - это:
а) программа, утверждѐнная Министерством образования и науки РФ;
б) программа, написанная педагогом или коллективом педагогов, содержание которой - это предложение средств решения проблемы в образовании, отличающееся новизной, актуальностью;
в) программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.
21. Авторская образовательная программа - это:
а) программа, утверждённая Министерством образования и науки РФ;
б) программа, написанная педагогом или коллективом педагогов, содержание которой - это предложение средств решения проблемы в образовании, отличающееся новизной, актуальностью;
в) программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.
22. Экспериментальная образовательная программа - это:
а) программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий;
б) программа, написанная педагогом или коллективом педагогов, содержание которой - это предложение средств решения проблемы в образовании, отличающееся новизной, актуальностью;
в) программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.
23. Дополнительное образование детей - это:
а) особая форма взаимодействия педагогов и детей, направленная на организацию совместной деятельности;
б) мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно;
в) наполнение содержания образования общекультурными компонентами, повышение общекультурного потенциала детей.
24. Основной целью программ дополнительного образования является:
а) повышение социальной активности;
б) повышение качества образования;
в) обеспечение удовлетворения возрастающих потребностей обучающихся.
25. Содержание программы дополнительного образования детей – это:
а) краткое описание разделов и тем внутри разделов;
б) перечень разделов, тем с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
в) дидактическое оснащение программы.
26. Выбор типа учебного занятия определяет:
а) дидактическая цель занятия;
б) содержание занятия;
в) ведущие методы занятия.
27. Методы обучения, при которых источником знаний является устное или печатное слово:
а) практические;
б) иллюстрационные;
в) словесные.
28. К наглядным (натуральным) средствам обучения относятся:
а) плакаты;
б) схемы;
в) образцы материалов.
29. К наглядным (изобразительным) средствам обучения относятся:
а) инструменты;
б) плакаты;
в) образцы материалов.
30. К словесным методам обучения относятся:
а) демонстрация механизмов и узлов;
б) рассказ;
в) наблюдение.
31. К формам организации обучения относится:
а) рассказ;
б) беседа;
в) лабораторно-практическое занятие.
32. Технология проблемного обучения предполагает:
а) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) изучение знаний поэлементно в логической последовательности;
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучающихся по поиску новых понятий и способов деятельности.
33. Достижение прочных знаний и умений путем их воспроизведения, системы повторений и практического применения является основной дидактической задачей занятия:
а) закрепления и совершенствования знаний и умений;
б) обобщения и систематизации знаний;
в) контрольно-проверочного.
34. Информационно-коммуникационные технологии используются на занятии, прежде всего, для:
а) активизации учебной деятельности;
б) укрепления воли, способности выдерживать нагрузки;
в) сохранения здоровья обучающихся.
35. Аппаратные и программные средства, позволяющие воспроизводить на экране компьютера видеоинформацию со звуковым сопровождением, называются:
а) средства мультимедиа;
б) операционная система;
в) модем.
36. Выберите правильное утверждение. Метод рассказа характеризуется:
а) последовательным изложением преимущественно фактического материала, осуществляемым в описательной или повествовательной форме;
б) вопросно-ответной формой активного взаимодействия педагога и обучающегося, применяющейся на всех этапах учебно-воспитательного процесса для сообщения новых знаний, закрепления, проверки и оценки знаний;
в) информативно-познавательной емкостью; сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений.
37. Выберите правильное утверждение. Метод иллюстрации и демонстрации заключается в:
а) планомерно организованной деятельности, предполагающей многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования;
б) наглядном представлении (показе) обучающимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В этом методе большую роль играют технические средства;
в) специально создаваемой педагогом внешней обстановке, которая вызывает у обучающихся необходимые для успешного хода педагогического процесса психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки.
38. Какой из методов устного изложения предполагает обратную связь:
а) рассказ;
б) объяснение;
в) беседа.
39. Назовите главную функцию преподавателя в образовательном процессе:
а) оценочная;
б) целеполагание;
в) управление процессами обучения, развития, воспитания личности.
40. Коллективные формы методической работы в образовательном учреждении – это:
а) научно-практическая конференция, педагогические чтения;
б) самостоятельная методическая работа;
в) педагогическое самообразование.
41. К группе практических методов обучения относится:
а) демонстрация механизмов и узлов оборудования;
б) отработка рабочих приемов на тренажерах;
в) тестирование.
42. Учебная деятельность, имитирующая практические ситуации – это:
а) деловая игра;
б) круглый стол;
в) семинар.
43. Многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков – это:
а) упражнение;
б) лабораторная работа;
в) самостоятельная работа.
44. Диагностика воспитанности – оценочная процедура, направленная на выявление:
а) характеристик среды, в которой воспитывалась личность;
б) качеств личности;
в) интересов личности.
45. Конкретная процедура реализации определённого метода воспитания как пути к реализации воспитательной цели – это:
а) методика воспитания;
б) средство воспитания;
в) концепция воспитания.
46. Массовые формы работы, призванные оказывать прямое воспитательное воздействие на участников, являются:
а) работой органов самоуправления;
б) воспитательными мероприятиями;
в) деятельностью администрации ОУ.
47. Способы действия в определённых условиях воспитания, вызывающие необходимые внутренние и внешние эффекты во взаимодействии с воспитанниками, называются:
а) приёмами воспитания;
б) стадиями КТД;
в) воспитательными мероприятиями.
48. Выберите правильное утверждение. Метод соревнования основан на:
а) социально-психологическом факте (человеку свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению);
б) создании игровых ситуаций, вызывающих яркие эмоциональные переживания;
в) выражении общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
49. Выберите правильное утверждение. Метод иллюстрации и демонстрации заключается в:
а) планомерно организованной деятельности, предполагающей многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования;
б) организации планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения;
в) наглядном представлении (показе) обучающимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В этом методе большую роль играют технические средства.
50. Что следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный:
а) метод обучения – это путь организации познавательной деятельности;
б) метод обучения – способ организации учебной деятельности;
в) метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение цели обучения.
51. Выберите правильное утверждение. Метод дискуссии (диспута) характеризуется:
а) последовательным изложением преимущественно фактического материала, осуществляемым в описательной или повествовательной форме;
б) вопросно-ответной формой активного взаимодействия педагога и обучающихся, применяющейся на всех этапах учебно-воспитательного процесса для сообщения новых знаний, закрепления, проверки и оценки знаний.
в) большой информативно-познавательной емкостью; большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большой продолжительностью.
52. Выберите правильное утверждение. Совокупность действий в определённой последовательности, направленных на решение проблемы, значимой для обучающихся, и оформленных в виде какого-либо конечного продукта - это:
а) проблемная технология;
б) конспект урока;
в) метод проектов.
53. Определение уровня овладения знаниями и коррекция знаний, умений, навыков является основной дидактической задачей:
а) закрепления знаний;
б) обобщения и систематизации знаний;
в) контроля и оценки знаний.
54. Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению является основной дидактической задачей:
а) изучения и первичного закрепления новых знаний;
б) закрепления знаний;
в) обобщения и систематизации знаний.
55. Технология проблемного обучения предполагает:
а) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) изучение знаний поэлементно в логической последовательности;
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучающихся по поиску новых понятий и способов деятельности.
56. К формам обучения относится:
а) семинар;
б) наблюдение;
в) проблемное изложение.
57. Укажите практические методы обучения:
а) демонстрация;
б) упражнение;
в) учебная дискуссия.
58. Педагогическая техника - это:
а) взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;
б) процедура использования методов и приемов обучения безотносительно к личности обучающегося;
в) совокупность умений, приёмов и навыков, используемых педагогом, необходимых для эффективного педагогического воздействия на отдельных обучающихся и коллектив в целом.
59. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях:
а) экскурсия;
б) экспедиция;
в) выездное занятие.
60. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов, основанная на достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта и анализе происходящих педагогических процессов, называется:
а) воспитательной работой;
б) учебно-воспитательной работой;
в) методической работой.
61. Вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников, называется:
а) методической помощью;
б) методическим руководством;
в) обобщением педагогического опыта.
62. Конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования – это:
а) методические рекомендации;
б) методическая разработка;
в) методическая тема (проблема).
63. Особый способ распространения и освоения инновационного опыта, имеющий характер «выращивания», ориентированный на распространение инновационной практики в самые широкие массы различных элементов инновационной разработки или инновационной системы в целом, - это:
а) тиражирование;
б) диссеминация;
в) трансляция.
64. Универсальной системой сбора информации о состоянии образовательной среды является:
а) наблюдение;
б) мониторинг;
в) беседа с педагогами.
65. Деятельность обучающихся (воспитанников), связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы:
а) творческая деятельность;
б) исследовательская деятельность;
в) практическая деятельность.
66. Метод обучения, организации поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности:
а) эвристический метод;
б) творческий метод;
в) теоретический метод.
67. Форма внеурочной и внешкольной работы, цель которой углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых:
а) внеклассная работа;
б) кружковая работа;
в) классный час.
68. Комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами:
а) межпредметные связи;
б) интегративный подход;
в) единство образования и воспитания.
69. Наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные (а не случайно обнаруженные) характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов:
а) эксперимент;
б) учебный фильм;
в) демонстрация.
70. Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры:
а) дидактические игры;
б) развивающие игры;
в) моделирующие игры.
71. Стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах знаний, умений и навыков:
а) задачи;
б) тесты;
в) упражнения.
72. Технология, при которой процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся (воспитанников), при этом педагог и ученик являются равноправными субъектами обучения:
а) интерактивная; б) активная; в) гуманистическая.
73. Нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины (производственному обучению), содержание и последовательность изучения учебного материала:
а) учебный план;
б) учебная программа;
в) производственная характеристика.
74. Создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки собственных смыслов их понимания:
а) цель занятия;
б) задача занятия;
в) методика занятия.
75. Система правил подготовки и изложения педагогом учебного материала с целью объяснения обучающимся готовых выводов науки в форме рассказа или лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у обучающихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания:
а) монологический метод;
б) эвристический метод;
в) диалогический метод.
76. Система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы обучающихся по решению проблемных заданий с целью усвоения обучающимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер:
а) эвристический метод;
б) практический метод;
в) исследовательский метод.
77. Система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала педагогом, усвоения его обучающимися, побуждения обучающихся к участию в постановке проблем и их решении и активизации их учебной деятельности: а) монологический метод;
б) эвристический метод;
в) диалогический метод.
|
|
|