|
«Гражданское общество это пространство свободного выбора, ответственности и участия»
Урок обществознания – деловая игра «Прими решение». 11 класс
Тема: «Гражданское общество – это пространство свободного выбора, ответственности и участия».
Задачи:
Расширить обществоведческое понятие «гражданское общество», актуализируя осознанную потребность в теоретических знаниях о гражданском обществе при разрешении конкретной практической ситуации.
Учиться обоснованно формировать определенную гражданскую позицию, отстаивать её, осуществлять определенную деятельность для её реализации, тем самым приобретая опыт гражданского участия в решении социальных проблем
Отрабатывать навык самоорганизации, необходимый для решения проблем повседневной жизни, сформированность которого является показателем готовности граждан жить в гражданском обществе.
-
Формировать коммуникативные качества (умения эффективно общаться и сотрудничать, сопереживать, понимать и принимать позицию другого)
Способствовать формированию ключевых компетенций в проектно-аналитической деятельности.
Оборудование урока.
1.Занятие проводится в компьютерном классе (интерактивная доска MIMIO, выход в Internet)
2. Распределение мест таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность работать отдельными группами.
3. Раздаточный материал (жетон с № земельного участка, инструкция
с условиями создания и осуществления городского проекта)
4. Материалы по теме «Гражданское общество» в тетрадях учеников.
Ход урока.
Организационный этап.
Предоставление учащимся в начале урока выбрать любой жетон, который будет означать право собственности на земельный участок в городе, жителями которого являются все присутствующие.
На интерактивной доске появляется план города, и каждый собственник находит свой участок. Участки отличаются по качеству и площади и, соответственно, по стоимости, это соответствует определенному цвету жетона. Учащиеся обозначают «свою собственность» на плане.
К собственникам земельных участков обращается городской совет в лице мэра города.
Городские власти не могут найти решение острейшей для города проблемы – утилизации отходов и мусора. От лица мэра перед горожанами ставится задача – продумать и определить место для городской свалки в черте города. Предполагается, что свалка будет располагаться на территории, отмеченной пунктирной линией на плане города, а мусор будут вывозить по дорогам, обозначенным темным цветом. К сожалению, городской совет имеет очень ограниченный бюджет и хочет избежать судебных процессов. Тем не менее мэр намерен хорошо вознаградить владельца(цев) участка(ов) за согласие разместить свалку в конкретном районе города.
Всем дается краткая инструкция с условиями создания и осуществления этого проекта. Для иллюстрации проектов участники игры могут использовать электронные ресурсы.
На этом этапе учитель должен обеспечить особый эмоциональный фон для принятия социально значимого решения. Для этого на экран выводятся подготовленные материалы по городской экологии1. Учитель напоминает важность неравнодушного отношения к общезначимым проблемам, вспоминает о большом потенциале гражданской общности и инициативности.
Этап самоорганизации участников игры и выработка ими совместного решения – проекта.
План города таков, что в нем практически нет свободных участков для оборудования свалки. Учащимся, как жителям города, надо самим найти решение проблемы, поступившись своими частными интересами во имя общезначимой задачи.
Учитель не должен руководить процессом объединения в группы. Если постоянно не ставить учащихся в ситуацию необходимости самоорганизации, готовности к совместной деятельности, сотрудничеству, то они не будут иметь возможности приобрести это важнейшее гражданское умение. Вместо этого они будут руководствоваться стереотипным ожиданием того, что кто-то займется их организацией, а ещё лучше, решит для них их проблемы.
Учащиеся сами объединяются в группы: сначала это «группы интересов», в которых вместе владельцы участков одинаковой стоимости. Интуитивно они собираются в группы владельцев участков, одинаково окрашенных на плане (они владеют собственностью в определенном по уровню комфорта районе города и, следовательно, имеют совпадающие интересы). Возникает вначале заманчивое желание удовлетворить групповые интересы за счет других групп. Затем, в процессе обсуждения, начинаются контакты между группами – оказывается, много общего у людей разного материального уровня, когда в повестке дня стоят вопросы, затрагивающие каждого и всех. Постепенно к концу этапа сформировалось три группы разных собственников, которые представили три проекта.
Заседание городского совета - этап представления проектов инициативными группами с целью привлечения общественного мнения и городских властей (в лице мэра города) для решения общей проблемы.
Проекты решения проблемы утилизации отходов и мусора, оборудования городской свалки были разными, но их объединяло следующее:
готовность своими силами решать общие задачи
учет интересов всех участников
природосохранная составляющая
преобладание общественных интересов над личными и частными
Этап рефлексии.
Ученикам было предложено проанализировать свою деятельность во время игры и её результаты, ответив на следующие вопросы:
Какие эффективные способы решения общезначимых проблем вы сегодня опробовали?
Насколько они реально применимы в современной жизни?
Пополнили ли вы содержание понятия «гражданское общество» сегодняшней практической игрой?
Что, на ваш взгляд, получилось и что не получилось?
Литература для урока:
Обществознание. 11 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Росс. академия образован.. изд-во «Просвещение», - 5 изд.- М.: Просвещение, 2011
Двигалева А.А. Обществознание. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2008
Юдовская А.Я.Становление гражданского общества: исторические истоки. по обществознанию.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Обществознание. 10 - 11 классы: уроки учительского мастерства /сост. Т.А.Корнева. – Волгоград. Учитель, 2006.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений: под ред. Л.В.Полякова. М.: Просвещение, 2008
Обществознание. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8 – 9 классов общеобразовательной школы. – СПб.: Издательство «Союз», 2007.
СИВИКА. Учебник по обществознанию для 10-11 классов. Книга для ученика. РАЗДЕЛ «Гражданское общество» Материалы для пилотирования. СПб, 2005.
1. Видеоряд, используемый для создания эмоционального фона игры на её первом этапе.
Задания группам
Задание: «Определите место для свалки внутри площади, очерченной пунктирной линией (-----).
При этом необходимо учитывать следующие условия:
• вам нравится ваш район, вы хотите в нем остаться жить;
• желательно избегать строительства свалки на соседних территориях;
• от свалки будет идти неприятный запах, дым, на ней разведутся крысы;
• преимущественное направление ветра — восточное, т. е. с океана, и иногда он дует с противоположной — западной стороны;
• площадка для гольфа, промышленный район, лесопилка, стройка — объекты частной собственности, земельные участки здесь стоят дороже городской земли.
Дополнительные условия:
• загрязненные воды могут попасть в океан;
• токсичные отходы могут загрязнить озеро — источник питьевой воды;
• свалка не должна находиться рядом с пляжем — наиболее популярным местом отдыха в городе.
Свалка займет один квадрат.
Стройка — будущий университет, и это место не может быть использовано для свалки.
Собственники земельных участков должны объединяться по цвету жетонов, т. е. по принципу общности интересов тех, кто живет (владеет собственностью) в определенном районе города и, следовательно, имеет совпадающие интересы.
Каждое объединение усаживается за «круглый стол» переговоров и вырабатывает свое решение по вопросу, какой именно участок земли, в пределах указанной территории, предлагается отвести под городскую свалку.
На следующем этапе заседание городского совета, на котором каждая группа за 5 мин должна представить свое окончательное решение, оформленное письменно в виде обращения и подкрепленное документами и плакатами.
Цель — привлечь на свою сторону общественное мнение и городские власти (в лице мэра города – Затеевой Н.В.).
Вопросы для рефлексии:
Какие эффективные способы решения общезначимых проблем вы сегодня опробовали?
Насколько они реально применимы в современной жизни? От чего это зависит?
Пополнили ли вы содержание понятия «гражданское общество» сегодняшней практической игрой?
Что, на ваш взгляд, получилось и что не получилось?
|
|
|