Главная страница

Анализ работы методического объединения воспитателей 1-7 групп за 2013-2014 уч год


Скачать 141.56 Kb.
Название Анализ работы методического объединения воспитателей 1-7 групп за 2013-2014 уч год
Дата 04.03.2016
Размер 141.56 Kb.
Тип Анализ

Анализ работы методического объединения воспитателей 1-7 групп за 2013-2014 уч. год.
В условиях модернизации российского образования одной из важнейших является проблема последипломного образования педагогических работников, определения основных направлений формирования и развития их профессионализма. Это вполне объяснимо, так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей преподавателей, их личностных качеств, уровня профессионально – педагогической компетентности, а также уровня развития их мотивационно – ценностной ориентации на профессию «педагог». Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа.

В 2013-2014 учебном году МО воспитателей 1-7 групп работало над темой тесно связанной с темой школы - интерната ««Принцип личностно-ориентированного подхода как основной принцип воспитания».

Основная цель методической работы объединения воспитателей следующая: оказание действенной помощи воспитателям в улучшении организации воспитания, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Основные задачи методической работы: повышать эффективность проведения всех видов занятий, внедрять новые формы и средства воспитания; продолжить процесс самообразования; активно использовать инновационные технологии; регулярно пополнять методическую «копилку» школы; повышать качество воспитанности обучающихся; взаимопосещение внеклассных занятий и часов самоподготовки с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов.

В качестве основных форм работы для реализации данных задач были определены: тематические заседания методического объединения, участие в работе педагогического Совета, смотр портфолио воспитателей, открытые воспитательные мероприятия, отчёты о работе, консультирование, знакомство с новинками методической литературы.

В работе методического объединения принимали участие 16 педагогов. Из них на данный момент 8 воспитателей имеют высшее образование, 4 воспитателя имеют среднее - специальное образование, 2 воспитателя – заканчивают обучение на 5 курсе ЛГПУ на факультете педагогики и психологии, 1 воспитатель обучается на втором курсе ЕГПУ им. Бунина на факультете «Педагогики и психологии дошкольного образования» по специальности «логопедия».

Педагоги вовремя проходят аттестацию: 3 воспитателя имеют высшую квалификационную категорию, 11 – первую квалификационную категорию, 2 работают без категории. Средний возраст педагогов 39 лет. Об их профессиональном уровне можно судить по стажу работы. А стаж педагогической работы большинства педагогов больше 20 лет.

Воспитатели МО имеют награды: «Почётная грамота школы» -9, «Почётная грамота РОНО» - 9, «Грамота департамента образования и науки» -6, «Грамота Министерства образования» - 1.

Все сведения по педагогам – воспитателям были составлены на основании представленных документов, личных анкет и занесены в банк данных, который обновляется ежегодно.

МО воспитателей в прошедшем учебном году работало по плану, который был составлен на основе анализа работы МО за 2012-2013 учебный год, анализа уровня воспитанности обучающихся, с учётом проблемы, над которой работал педагогический коллектив.

За текущий период проведено 11 заседаний методического объединения. Анализ работы МО за прошедший год, корректировка и утверждение плана работы на новый период были заслушаны на первом заседании в августе 2013 года. Воспитатели охотно вносили свои предложения в деятельность методического объединения, высказывали свою точку зрения на оценивание работы руководства объединения.

На заседаниях методического объединения были рассмотрены следующие вопросы:

1.Проблемы нравственного воспитания учащихся школы VIII вида.

2.Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию школьников с ОВЗ.

3.Экономическое воспитание детей с ОВЗ в контексте современных социальных преобразований.

4.Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.

5. Создание воспитательного пространства через краеведение.

6.Патриотическое воспитание детей как средство развития нравственных качеств личности.

7. Педагогические условия эстетического воспитания школьников с ОВЗ.

8.Здоровьесберегающие технологии как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Все воспитатели принимали активное участие в обсуждении поставленных на МО вопросов, делились опытом работы, искали пути решения поставленных перед ними задач. Большое значение в работе МО уделялось вопросам психолого-педагогического развития ребенка, как комплексной технологии, особой культуре поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и дальнейшей его интеграции в современное общество. Кроме того проходило знакомство с новинками методической, педагогической и дефектологической литературы.

Большинство воспитателей дали открытые занятия и провели общешкольные мероприятия в течение учебного года. Было проведено 9 открытых внеклассных занятий, 5 открытых занятий по самоподготовке, 13 общешкольных мероприятий.



Ф.И.О.воспитателя

Открытое занятие

Общешкольное мероприятие

Колпакова Е.Н.

учебный отпуск

«День Знаний»

Карташова Г.И.

Правовая игра «Мой взгляд»

«Весёлые старты»

Белоглазова Н.И.

Познавательное занятие

« Я здоровье берегу»

«День Согласия»

Ерохина Т.Е.

Заочное путешествие

«Путешествие по лесным тропинкам»



Бельских Е.А.

Познавательное занятие

«Праздник праздников-Пасха»



Викторина «В мире животных»

Меркулова Н.В.

Открытое занятие по самоподготовке

«Осенины»

Горявина З.И.

Открытое занятие по самоподготовке

«День здоровья»

Юшкова Е.А.

Занятие – викторина «Экономический калейдоскоп»


Адаменко О.В.

Творческая мастерская «Снеговик»

-------------------------



Руднева Е.В.

учебный отпуск

Спортивная программа

«Малые Олимпийские игры»

Гулевская В.Н.

Открытое занятие по самоподготовке

Конкурсно-развлекательная программа «Улыбка и смех полезны для всех»

Климова Н.Н.

Познавательное занятие

« Новогоднее поле чудес»

«А ну-ка, мальчики!»

Ртищева И.Н.

Мултимедийное занятие

«Земля наша Липецкая»

«День Матери»

Болгова Г.П.

Спортивный праздник

«Мы со спортом дружим»

«Новогодний серпантин»

Назарова А.Н.


Открытое занятие по самоподготовке


Спортивное мероприятие

«В стране зимних игр и развлечений»

Ульшина Е.Н.

Открытое занятие по самоподготовке

«А ну-ка, девочки!»


На воспитательных занятиях большинством педагогов реализовывались новые педагогические технологии и методы, направленные на коррекцию и развитие детей с ОВЗ. В качестве основных методов и приемов использовали: имитационные игры, психогимнастику, игры по коррекции психических процессов, диагностику эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, дискуссии. В единой системе реализовывались здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии: оздоровительные, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья. На занятиях проводились динамические паузы, физкультминутки, использовался комплекс упражнений с вербальным и музыкальным сопровождением: релаксационных, стимулирующих мозговое кровообращение, мобилизацию внимания, коррекцию зрения, слуха, речи, памяти и др. Педагоги использовали в своей работе информационно - коммуникационные технологии.

На высоком методическом уровне провели открытые занятия Белоглазова Н.И., Болгова Г.П., Гулевская В.Н., Ульшина Е.Н., Ртищева И.Н., Меркулова Н.В., Климова Н.Н.

На низком методическом уровне были проведены занятия воспитателями Карташовой Г.И, Адаменко О.В., Бельских Е.А. Им были даны соответствующие методические рекомендации.

В результате проведения открытых мероприятий пополнялись портфолио воспитателей, включающие в себя материалы занятий, выступления на педсоветах, методических объединениях, фотоотчёты.

Однако воспитатель Адаменко О.В. не провела запланированного общешкольного мероприятия.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.

В текущем учебном году каждый воспитатель МО работал над темой самообразования:

Адаменко О.В.

«Трудовое воспитание как один из факторов формирования нравственных качеств воспитанников ».

Eрохина Т.Е.

«Формирование коммуникативных умений школьников с проблемами в развитии» Болгова Г.П.

«Формирование детского коллектива через игровые упражнения»

Белоглазова Н.И.

«Создание в группе благоприятного климата, развитие коммуникативных, творческих способностей воспитанников»

Ртищева И.Н.

« Формирование нравственной культуры ребёнка в процессе его социализации»

Климова Н.Н.

«Игра как важный аспект обучения и воспитания детей со сниженным интеллектом»

Меркулова Н.В.

«Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ»

Гулевская В.Н.

« Социализация воспитанников через формирование трудовых навыков»

Колпакова Е.Н.

«Роль игровой деятельности в познании окружающего мира у детей со сниженным интеллектом»

Ульшина Е.Н.

«Формирование духовно-нравственных качеств и культуры общения детей с ОВЗ в процессе воспитательной работы»

Руднева Е.В.

«Личный пример педагога, как форма воспитания навыков самообслуживания у детей коррекционной школы»

Карташова Г.И.

«Труд как одна из форм сплочения детского коллектива»

Бельских Е.А.

«Значение коррекционно-развивающих игр в воспитании детей со сниженным интеллектом»

Юшкова Е.А.

«Эстетическое воспитание детей с ОВЗ в процессе творческого труда»

Назарова А.Н.

«Использование компенсаторно-коррекционных средств, способствующих выработке положительных качеств у воспитанников»

Горявина З.И.

«Личностно-ориентированный подход в системе воспитания детей с ОВЗ»

В конце учебного года педагоги подготовили самоанализ по теме самообразования.

Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства педагогов.

Воспитатели МО постоянно работают над повышением своего профессионального уровня. Вовремя проходят переаттестацию, Колпакова Е.Н., Руднева Е.В., Ульшина Е.Н. получают высшее образование. В текущем году 13 воспитателей прошли курсовую подготовку на базе ЛИРО по теме «Использование ИКТ и интерактивных средств в деятельности педагога специального коррекционного учреждения», Ртищева И.Н. по теме «Организация работы школьных методических объединений в образовательных учреждениях всех видов».

Воспитатели Колпакова Е.Н., Ульшина Е.Н., Белоглазова Н.И., Ртищева И.Н., Климова Н.Н. приняли участие во Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества и получили именные дипломы.

Ртищева И.Н. по итогам IV Всероссийского творческого интернет-конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» и V Всероссийского творческого интернет-конкурса для детей и педагогов «Талантоха-5» завоевала 3 и 2 место соответственно. Кроме того зарегистрировалась на многих образовательных сайтах (http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования, http://www.prodlenka.org/ продленка, http://www.proshkolu.ru/ про школу, http://www.zavuch.info/ завуч инфо и др.), на страницах которых делится своим опытом методической работы и за публикацию своих материалов получила именные сертификаты и дипломы.

По итогам работы за год фотографии Ульшиной Е.Н., Гулевской В.Н. помещены на Доску почёта школы.

Климова Н.Н приняла участие в работе педагогического совета по теме «Укрепление здоровья обучающихся воспитанников в воспитательной деятельности». Ею было подготовлено выступление из опыта работы «Роль экологии в гражданском становлении обучающихся воспитанников».

В марте был проведён психолого-педагогический семинар с участием всех воспитателей по теме «Угрозы детскому здоровью», на котором обсуждались причины совершения суицидальных поступков детьми и подростками, а также умение педагога найти подход к каждому ребёнку, опираясь на знание его индивидуальных особенностей. Что, несомненно, явилось ещё одной ступенькой в повышении профессионального уровня воспитателей.

Члены МО приняли участие в подготовке и проведении на базе школы-интерната регионального семинара по теме «Система профессиональной ориентации и предпрофильная подготовка детей с ОВЗ».

Эффективность воспитательной работы школы определяется воспитанностью детей, их способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Определение уровня воспитанности обучающихся позволяет выявить меру соответствия личности ребёнка запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

В течение года в целях развития и коррекции детей, продолжалась работа по проведению диагностического оценочного мониторинга по изучению уровня воспитанности обучающихся воспитанников. Он включает в себя следующие показатели: социальные навыки, коммуникативные навыки, хозяйственно-бытовые и гигиенические навыки, основы жизнеобеспечения, основы государственного самосознания, владение простейшими оперативными навыками.


Группа

I

II

III

IV

V

VI

VII

Социальные

навыки

68

74

80

90

77

80

70

Коммуникативные

навыки

65

59

50

71

76

75

65

Хоз.-бытовые и

гигиенич.навыки

83

70

97

94

80

85

70

Основы

жизнеобеспечения

62

46

57

71

65

70

65

Основы государст.

самосознания

75

55

63

99

64

75

70

Владение простейш.

операт. навыками

45

38

59

98

72

85

70



На основании показателей данных внутришкольного диагностического мониторинга воспитателями МО планируется ежедневная коррекционная, индивидуальная помощь детям, в задачу которой входит: коррекция поведения, развитие коммуникативных способностей, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, волевой и социальной активности. Сравнительные показатели мониторинга уровня воспитанности за этот учебный год свидетельствуют о повышении общего развития и культуры обучающихся воспитанников.

Однако нельзя отрицать и ряд проблем: педагоги и воспитатели не всегда могут сформировать у детей активную жизненную позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам.

Уровень социальной адаптации не слишком высок, воспитанники не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности, формировать у детей основы культуры поведения. Ещё не у всех сформировано чувство сознательной дисциплины. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных воспитанников со сверстниками. Продолжает иметь место ряд нарушений дисциплины подростками. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы в следующем году должна стать работа по нравственному воспитанию, формированию у обучающихся воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в новом учебном году.

В 2014-2015 уч.году МО воспитателей 1-7 групп будет работать над темой «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства воспитателя».

Цель работы МО: оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Задачи, стоящие перед МО:

– освоение современных концепций и педагогических технологий;

-повышение теоретического уровня воспитателей в вопросах воспитания и умения применять полученные знания в практической деятельности;

-реализация творческих способностей воспитателей и обобщение передового педагогического опыта через организацию открытых мероприятий воспитательного характера;

-оказание необходимой помощи воспитателям в решении проблем организации воспитательной работы;

-развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
В новом учебном году планируется провести 11 заседаний методического объединения. Корректировка плана работы и его утверждение намечено на август 2014 года.

Выводы: В основном, поставленные задачи МО за 2013-2014 учебный год выполнены. Методическое объединение работает на удовлетворительном уровне в соответствии с положением о ШМО, планированием и анализом деятельности за прошлый учебный год. Вся проделанная работа отражена в протоколах заседаний методического объединения. Тематика МО отражает основные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив воспитателей. Анализ качественного состава показывает положительную динамику роста профессионального уровня педагогов. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все воспитатели готовы пока к внедрению новых технологий, среди некоторых педагогов существуют пассивные настроения, нежелание и неумение проводить открытые внеклассные занятия на должном уровне. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.