Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. о. Саранск
Митюшиной Ирины Петровны
Современный урок - это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности. Как организовать работу с детьми, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Именно поэтому я работаю над проблемой «Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.
В учебном процессе работаю по образовательной системе "Школа России", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Главная задача учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов)
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Наличие теоретической базы опыта
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровье сберегающие, игровые, проектного обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
На уроках я использую такие виды работы: работа в паре, в группе, игра.
Учебный диалог можно считать одним из видов педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему .
Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.,
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения.
В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.
Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Использую в процессе обучения и здоровье сберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
Ведущая педагогическая идея
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. .
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
Формированию личностных качеств ученика,
Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Итоги мониторинга по русскому языку и математике
(2011-2012 учебный год)
-
Класс
|
Предмет
|
Обученность
|
Качество знаний
|
4Б
|
Русский язык
|
68%
|
75%
|
4Б
|
Математика
|
66%
|
74%
|
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, добиться хороших результатов.
Возможность тиражирования
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на муниципальном и Республиканском уровнях.
С целью повышения педагогического мастерства и распространения собственного педагогического опыта создала свой сайт на портале «Социальная сеть работников образования»: http://nsportal.ru/mituschina-irina-petrovna и свою страницу сайта «Школьный портал Республики Мордовия»
|