Главная страница

Конспект образовательной деятельности по формированию


Скачать 128.59 Kb.
Название Конспект образовательной деятельности по формированию
Дата 23.03.2016
Размер 128.59 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида.

Конспект

образовательной деятельности по формированию
лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
в подготовительной группе для детей с ОНР
по лексической теме «Транспорт»


Смекалова Светлана Владимировна,

учитель-логопед МАДОУ детский сад «Дюймовочка»
п. Демянск

2012 г.
Пояснительная записка

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида» реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, индивидуального подхода, системно-деятельностного подхода.

При составлении конспекта была использована дополнительная литература:

        • «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина

  • Л.Н. Смирнова, «Логопедия в детском саду»

  • Т.А. Ткаченко «Мелкая моторика»

  • В.Д.Прокопьева «Занятия с логопедом»

Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Поэтому образовательная деятельность проходит по следующим направлениям: уточнение и расширение словаря по теме, развитие грамматического строя речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, развитие слухового восприятия.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, чтение художественной литературы, познание физическое культура, здоровье, социализация), что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования.

Этапы логопедической работы раскрывают организацию корекционно-развивающего процесса в рамках программы Т.Б. Филичевой и Т.В. Чиркиной с учетом принципа концентрического наращивания материала. Конспект логопедической образовательной деятельности составлен на основе перспективного планирования. Подбор заданий отражает лексическую тему на протяжении всего образовательного процесса.

    В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы.  Использование ИКТ помогло сделать образовательную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей. В образовательную деятельность с детьми с нарушениями речи включены игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

В образовательную деятельность с детьми включены приемы мнемотехники, которые являются эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.


В образовательной деятельности использовано мультимедийное оборудование (проектор, экран), применена методика ТРИЗ, смена видов деятельности, развиваются начальные компетентности

К конспекту представлено мультимедийное сопровождение, разработанное в программе Power Point.

Использование разнообразных методических приемов, технологий позволило проследить у детей проявление ключевых компетентностей во всех образовательных областях.

Направление:

  • Познавательно-речевое развитие

  • Социально-личностное развитие

  • физическое развитие


Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.
Ведущая образовательная область:

  • Коммуникация



коррекционно-образовательные задачи:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

  • закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с .

  • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

  • познакомить детей с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов.


коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы

  • развивать артикуляционный и дыхательный аппарат.

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

  • развивать ассоциативное мышление.


коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.


оборудование:

  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентация в программе Power Point к занятию

  • видеоролик про автомобили

  • компьютерная программа «Развитие речи. Учимся правильно говорить».

  • «водительское удостоверение» на каждого ребенка;

  • игрушечные автомобили;

  • картинки на тему «транспорт»;

  • мнемотаблица

  • опорная схема для описательных рассказов;

  • листы бархатной бумаги с контурами разных машин;

  • клубки ниток на каждого ребенка;

  • мяч;

  • сигнальный кружок на каждого ребенка;


Ход образовательной деятельности
Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят видеоролик про автомобили.

Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно, о транспорте.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран (слайд №1). А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Логопед: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. Индивидуальные ответы детей

Логопед обращает внимание детей на экран

Проводится игра Дружит или не дружит». На экране по три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом? (слайд № 2)

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 3)

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? (слайд № 4)

Трамвай «дружит» с поездом или домом? (слайд № 5)

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? (слайд № 6)

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 7)

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.
Упражнения для щек и губ

«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом».
Упражнения для укрепления мышц языка

«Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».
Упражнения дыхательной гимнастики

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

на экране картинки .
Логопед: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?

Дети: Хвост самолета и лисий хвост (слайд № 8)

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Как вы думаете для чего крыло самолета? крыло птицы? (слайд № 9)

Как вы думаете для чего нос теплохода? нос волка? нос человека? (слайд № 10)
Упражнение «Из чего-какой?» закончи предложения.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. (слайд № 11). Дверца из металла (какая?)

Дети: Металлическая.

Логопед: Руль из пластмассы (какой?)

Дети: Пластмассовая.

Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)

Дети: Кожаное.

Логопед: Колесо из резины (какое?)

Дети: Резиновое.
Дети стоят около логопеда полукругом

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Летит, едет, плывет». Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

Упражнение «Что на что похоже» (на ковре размещены две группы картинок.

Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.

Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.
Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.
Физкультминутка «Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)
Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Повторение шуточного стихотворения с использованием мнемотехники.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
Во двор... (заехали), вот и... (приехали).
Логопед пороводит игру с мячом «Один-много».

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).
Упражнение «Расскажи-ка»

Логопед: Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.
Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Дима,  Паша  знают, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Правильными, интересными были ответы на вопросы у Сони, Виталика, Артем провел физкультминутку. Костя знает что такое автомагазин и был там с папой. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей.

Рецензия на образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Данная образовательная деятельность методически построена правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всей образовательной деятельности. Образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о транспорте, достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.

В образовательной деятельности предусмотрены переходы от одного этапа к другому. В образовательную деятельность включены упражнения по развитию общей и мелкой моторики, дыхания, голоса и мимической мускулатуры, которые разработаны с учетом лексической темы «Транспорт».

Единый сюжет и использование интересного материала в образовательной деятельности позволило уточнить и расширить словарный запас, сформировать практические навыки словообразования и словоизменения.

На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками, применяли свои знания в различных ситуациях, овладели практическими навыками. Лексический материал для образовательной деятельности был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей. Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности.

Для развития и проявления ключевых компетентностей были использованы следующие методы и приемы:

Наглядный – показ картинок-заданий

Словесный – объяснение воспитателем заданий; вопросы к детям;

Практический – выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов.

Светлана Владимировна использовала в образовательной деятельности индивидуальный подход к детям. Вовлекала детей в образовательную деятельность, используя технические средства обучения и инновационные технологии (мнемотехника, здоровьесберегающие технологии, ИКТ). Логопед умело пользовался методическими пособиями; речь была ясная, точная, выразительная, эмоциональная, дети слышали педагога.

Рекомендации: Продолжить работу над развитием связной речи через использование технологии мнемотехника.
Старший воспитатель С.Г. Дайнеко