|
Выступление классного руководителя 7 «А» класса Хантелевой И. Н. на педагогическом совете Белгород 2013
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 37»
Работа классного руководителя по формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности обучающихся при проведении классных часов
( Выступление классного руководителя 7 «А» класса Хантелевой И.Н. на педагогическом совете)
Белгород 2013
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнительной к своей деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются отношения между обучающимися. В классе решается задача о сплочении коллектива, решаются проблемы проведения досуга. Организатором деятельности обучающихся в классе, руководителем всех дел остается классный руководитель. Именно ему непосредственно приходится взаимодействовать как с учениками в классе, так и с родителями. Свою задачу классного руководителя сегодня я вижу в том, чтобы помочь своим обучающимся в решении их проблем в детском коллективе.
В план воспитательной работы больше включаю классных часов о нравственности - ведь классные часы - это возможность непосредственного общения с детьми. Провожу их в различной форме, но суть их остается одна и та же. Считаю эту работу одной из основных по формированию нравственных качеств личности и нравственных ценностей обучающихся. Работу по формированию нравственных качеств личности провожу по следующим направлениям:
Отношение детей к своему собственному здоровью.
Отношение к собственной учебной деятельности.
Отношение к собственному дому, своей семье, принадлежности своему
народу.
Отношение к своей малой и большой Родине, истории.
Отношение к сверстникам, к окружающим людям, старшим и младшим.
Отношение к другим народам и расам, понимание принадлежности
мировой цивилизации.
• Отношение к пониманию значения культурных ценностей в жизни.
Стараюсь, как можно меньше проводить классных часов, на которых читают бесконечные нотации и нравоучения. Вовремя таких классных часов, дети в 5- 7 классах ждут с тревогой и страхом выпадов классного руководителя в их адрес. Чем взрослее они становятся, а сегодня они уже семиклассники, во время таких классных часов они занимаются своими делами и стараются не обращать внимания на замечания учителя. Пользы от таких классных часов мало, а отношение к таким встречам настолько негативно, что, будучи взрослыми, мы иногда очень плохо относимся к собраниям, в ходе которых нас только ругают и читают нотации. В моей практике преобладает индивидуальная работа с каждым ребенком, в непринужденной обстановке стараюсь выяснить, что мешает ему учиться лучше или хорошо себя вести, что заставило совершить тот или иной поступок. Со своими учениками говорим о том, как родители отнесутся к такому, узнав о двойках в дневнике или плохом поведении своего сына или дочери.
Поэтому стараюсь превратить любой, даже самый заурядный классный час в интересную и увлекательную работу ума, души и сердца. Кто-то может сказать, что не всякий классный час можно назвать нравственным. Я не соглашусь с этим, каждый классный час, если он подготовлен, тщательно продуман, заставляет ребенка думать, выражать свои положительные или отрицательные эмоции, принимать определенные решения, в том числе и нравственного характера.
Своим родителям на родительских собраниях по теме нравственности я рассказываю хорошую и поучительную сказку, в которой говорится о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. И, чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?
Сочувствие - это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно -выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому двигаться к поставленной цели. Для маленьких это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.
Детский коллектив, с которым я работаю третий год, представляет собой группу детей, состоящую из 24 человек. Среди них есть дети из неблагополучных семей, которых временно хотели поместить в социально-реабилитационном центр , дети с девиантным поведением (3 человека), дети из неполных семей (10 человек), дети с ослабленным здоровьем (2 человека) и один ребенок, который находится на домашнем обучении.
Качество знаний учащихся 7 «А» класса на конец года составил -34%.
Анализируя поведение учащихся, их отношение к учёбе, взаимоотношения в детском коллективе, я пришла к выводу, что класс недостаточно сплочён, дети не имеют навыков самоуправления, в классных и общешкольных мероприятиях принимают участие без особого желания и энтузиазма, большинство учащихся привыкли занимать позицию стороннего наблюдателя. Детям не свойственны такие качества характера как сострадание, милосердие, взаимопонимание, отзывчивость. В связи с этим возникла идея вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, по формированию навыков самоуправления, воспитанию в детях духовно-нравственных качеств личности.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.
Современная система образования на протяжении последних десяти лет находится в сложных условиях модернизации образовательного процесса.
Переход всей системы обучения из состояния, при котором главной целью образования с позиции социального заказа государства был выпуск «полезных винтиков» для общества, к состоянию, при котором главным становится ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания.
А каков должен быть плод нашего воспитания?
Каким мы видим нашего выпускника? Это человек, отличающийся высокой образованностью, представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.
Духовно-нравственное воспитание учащихся - сложный и многогранный процесс. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры, включение учащихся в общественную, патриотическую, учебную, трудовую деятельность.
Поэтому задача педагога сводится к тому, чтобы помочь детям выбрать правильный жизненный путь, помочь в выборе духовно-нравственных ориентиров, которые не смогут отменить ни широкий размах науки и техники, ни современные технологии.
Помочь школьнику увидеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей, их трудовой деятельности, воспитать, прежде всего, Человека – главная задача нашего педагогического коллектива. Многостороннее развитие личности на современном этапе предусматривает гармоническое, пропорциональное становление всех духовных сил и способностей человека (моральных, нравственных, духовных), а также национального самосознания, высокого гражданского сознания, цельного научного мировоззрения. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в процессе обучения и воспитания постоянно, как в учебном заведении, так и в семье.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание своего предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование духовных и нравственных качеств учащихся в процессе учебной и внеклассной работы.
Таким образом, я убеждена, что полноценное образование в «Школе будущего»– это получение таких знаний, такого национально-исторического, нравственного и духовного опыта, который дает возможность выпускнику школы свободно развиваться, жить и трудиться на благо себя, своей страны, а также получить уровень знаний, необходимый и достойный для поддержания духовно-интеллектуального потенциала себя как гражданина.
В связи с этим мною были определены следующие направления деятельности:
- повышение духовной культуры учащихся;
- формирование духовно-нравственных качеств: любовь к ближнему, доброта милосердие, сострадание, самооценка, самовоспитание;
- создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки в школьном коллективе;
- создание условий для творческой самореализации;
- проявление доверия и толерантности во взаимоотношениях;
- самостоятельная оценка учениками своей деятельности.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе;
- изучение традиций и обычаев своего народа, изучение истории родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;
- организация творческой, личностно- и общественно значимой деятельности детей в классе;
- оказание помощи в поисках и обретении духовных ценностей и смысла жизни.
Схема методической системы классного руководителя
(компоненты воспитательного процесса)
I. Целевой
повышение духовной
культуры учащихся
классные часы
турниры
исследовательская
деятельность
заочные путешествия
II. Деятельностный
ролевые игры
создание проектов
экскурсии
Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются всё усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5 классе я использовала игровые формы проведения классных часов: турнир «Лесенка достижений», «Праздник вежливых ребят», классный час – мастерская общения «Заповеди нашего класса», в 6 классе были проведены внеклассные мероприятия духовно-нравственной направленности в несколько иной форме: «Первые ростки нашей дружбы» - мини-проект, ролевая игра «Поговорим об ответственности», беседа «Совесть – мерило нравственности», в 7 классе дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении классных часов в форме деловой игры, в диспутах по обсуждению актуальных вопросов: «Мы живём среди людей» , заочных путешествий «Духовные родники Святого Белогорья»
Циклы классных часов по формированию нравственных качеств проведены в 5-м, 6-м, 7-м классах.
1. Мой жизненный путь: каковы мои успехи и неудачи?
2. Мои конфликты (внешние). В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю?
3. Мои конфликты (внутренние). В чем состоят мои конфликты с самим собой? Чем я их объясняю?
4. Мои дружеские связи: с кем я дружу? Почему?
В ходе занятий изменился взгляд на многие проблемы, в частности, изменилось мнение о ключевых моментах жизненного пути, изменились взгляды на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне внутренних и внешних конфликтов, над нравственной стороной отношений с окружающими людьми.
От формирования духовно-нравственных качеств личности зависит становление гражданина. Поэтому, уделяя большое внимание истории родного края, жизни замечательных людей.
При планировании воспитательной работы класса на 2012–2013 учебный год в план воспитательной работы класса были включены следующие мероприятия: «Урок нравственности», «Слово о родном крае» , кинолектории, посвящённые 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва, 90-летию нашего земляка В.Горина, «Литературный турнир знатоков гоголевского творчества» , «День славянской письменности» и др.
Очень важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет семейное воспитание. На классном часе «Я и моя семья», проведенном в форме ролевой игры, учащиеся распределяли семейный бюджет, планировали совместный отдых. Во время работы в группах они продемонстрировали поистине яркое подтверждение лучших человеческих качеств, воспитанных в семье, делились семейными секретами, рассказывали о своих родственниках с особым чувством гордости. На классном часе семиклассники закладывали фундамент семейной жизни, отмечали, что является самым важным в семье, и в их рассуждениях звучали совсем не детские мысли. Итогом проведенного мероприятия были слова учащихся: «Семья – это главное, что есть у человека, чтобы не потерялась связь времен, нужно знать и чтить своих предков, семейные традиции и обычаи». Ребята знают, какую роль играет семья в жизни человека. Все дети, рассуждающие о семейных ценностях, считают главным, чтобы в семье были взаимопонимание, любовь, радость, заботливое и внимательное отношение друг к другу.
Им нравится узнавать о семейных традициях, о том, из чего складываются основы прекрасных взаимоотношений в семье. Чувство патриотизма именно и начинается с привязанности и любви к родному дому, к родным и близким. Не зря среди пословиц о Родине и доме ребята называли и такую: Все дороги ведут к дому. Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.
Классный час «Мы живем среди людей» был направлен на создание условий, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция происходила на основе сопоставления поступков учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Учащиеся пришли к выводу: право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении, но этической основой поведения в таких случаях должно быть понимание, а также безусловная бескорыстная помощь друг другу.
Для проведения мероприятия «Вверх по лестнице жизни» учащиеся класса приготовили мини-проекты «Лестница мечты». Ребята размышляли о мнимых и подлинных ценностях, анализировали притчу о светловолосой и черноволосой матерях, пытались ответить на вопрос, почему родившиеся в один день в роддоме мальчики, воспитывавшиеся в хороших семьях выросли абсолютно разными. Главное, что происходит на таких классных часах - это то, что учащиеся начинают хотеть узнавать о себе и начинают стремиться исправить те недостатки, о которых они узнают.
Анализ всех проведенных с учащимися внеклассных мероприятий, уроков свидетельствует о том, что в ходе совместной деятельности вся работа подчинена одной цели и включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии, оказывает целостное педагогическое воздействие на духовно-нравственную и эмоционально- волевую сферу ребенка.
Это позволяет сделать вывод о том, что процесс воспитания и самовоспитания происходит во время урочной деятельности и вне урока, выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, личностном и профессиональном становлении. Воспитательная деятельность реализуется параллельно, включая все направления и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Так, в процессе воспитательной работы в период с сентября 20012 по апрель 2013 года были достигнуты следующие результаты:
1) Повысился уровень сплоченности коллектива:
каждый ученик выполняет определённое поручение;
работает актив класса;
каждый ученик класса, по мере своих способностей, активно включен в воспитательный процесс, принимает участие в жизни класса и школы;
2) Активизировалась работа органов самоуправления класса.
Класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение
3) Проводится работа с «трудными» детьми, учащиеся активно посещают кружки и секции
Результаты в течение трех лет менялись и выглядят следующим образом:
Приоритетные ценности
Здоровье, дружба, доброта, воспитанность, отзывчивость
Класс
1 место
2 место
3 место
5а
Здоровье
Дружба, доброта
Воспитанность, отзывчивость, терпимость
6а
Здоровье
Дружба, доброта
Воспитанность
7а
Здоровье
Дружба, доброта
Воспитанность, отзывчивость
Проводилось анкетирование «Степень активности учащихся во внеклассных мероприятиях». Если в пятом классе только
15 % опрошенных желали участвовать в проводимых мероприятиях, в шестом – 55%, в седьмом процент желающих принимать активное участие во всех проводимых мероприятиях значительно вырос- 72%.
Правильно организовав внеурочную работу, даю детям возможность оценить себя, свои поступки, события и явления жизни, даю возможность выслушивать своих друзей, авторитетных людей по всем интересующим их вопросам и высказать свою точку зрения. Поэтому считаю, что создавая ситуацию успеха для каждого, развивая индивидуальные и творческие способности каждого ученика, успех обязательно придет. И он отзовется трудолюбием и порядочностью в решении важных вопросов моих учеников- граждан государства Российского.
|
|
|