|
«Типология семьи и семейного воспитания»
Родительское собрание на тему:
«Типология семьи и семейного воспитания».
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
Ф.Адлер.
На сегодняшний день многие молодые люди легкомысленно относятся к семейной жизни. Вместе с тем, она сопряжена с огромным количеством трудностей, которые необходимо решать ежедневно: участие во внутрисемейном взаимодействии, распределении ролей, подчинение социальным нормам, ведение хозяйства, воспитание детей.
Семья, как общественное, духовное установление существует с древних времён. Ещё с тех времён сохранились черты, которые до сих пор формируют институт семьи, среди них:
- члены семьи связаны между собой узами брака, крови, усыновления;
- они живут под одной крышей или считают эту крышу своим семейным очагом;
- они находятся между собой в связях, зависящих от их соответствующей общественной роли, таких как: отец, мать, супруг, дочь, сын, брат или сестра;
- они создают и сохраняют совместные обычаи и традиции.
Существуют различные классификации семьи и семейного воспитания.
Типология семьи.
Типы семьи, как социального института, скреплённого системой власти:
- патриархальная (лидерство, власть принадлежит мужчине);
- матриархиальная (лидерство, власть принадлежит женщине);
- эгалитарная (власть равномерно распределяется между мужчиной и женщиной). (слайд 2)
2. Типы семьи с точки зрения расстановки приоритетов:
- традиционная семья (воспитание на основе уважения к старшим; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз через подчинение), результат – дети в таких семьях легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей;
- детоцентрическая семья (главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребёнка»; воздействие идёт снизу вверх), результат – у детей в таких семьях формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением вне семьи;
- супружеская (демократическая семья, воспитательное воздействие- «горизонтальное», диалог равных), результат – усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. (слайд 3)
3. Типы семьи в зависимости от состава:
- нуклеарная – семья, включающая в себя родителей и детей;
- расширенная нуклеарная семья – семья, включающая в себя родителей, детей и других родственников;
- неполная семья – семья, в которой один из родителей по какой-либо причине отсутствует;
- функционально неполная семья – семья, включающая двоих родителей, но по каким-либо причинам у кого-то из родителей мало времени для семьи;
- искажённая (деформированная) семья – семья, где есть отчим или мачеха. (слайд 4)
Диаграмма.
Классификация семей обучающихся в зависимости от состава.
Всего семей – 34 (100%), из них:
- нуклеарная семья – 10 (29%)
- расширенная нуклеарная семья – 3 (9%)
- неполная семья – 13 (38%)
- функционально неполная семья - -
- искажённая – 8(24%).
(слайд 5)
Стили семейного воспитания.
-
-
Стиль
|
Действия родителя
|
Средства
|
Результат
|
Реакция ребёнка
|
Авторитар-ный (автократи-ческий, диктат, доминиро-вание).
|
Родители принимают все решения; добиваются от ребёнка подчинения во всём; ограничивают его самостоятельность, не считают нужным как-то обосновывать свои требования.
|
Жёсткий контроль, суровые запреты, выговоры, физические наказания.
|
У детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины и страхе наказания. Как только угроза извне исчезает, их поведение становится потенциально антиобщественным; отсутствие душевной близости и понимания детей и родителей приводит к развитию подозрительности, настороженности.
|
Конфликтность и враждебность. Сильные дети сопротивляются, бунтуют, нередко покидая дом. Робкие приучаются слушаться родителей без проявления самостоятельности.
|
Демократи-ческий (авторитет-ный, сотрудни-чество).
|
Родители поощряют ответственность и самостоятельность детей; они тверды, справедливы и последовательны в требованиях.
|
Включение детей в обсужде-ние семейных проблем, принятие решений; последова-тельность.
|
У детей формируется правильное, ответственное социальное поведение.
|
Чувство сопричастности к делам семьи, развивается ответственность, уверенность в себе.
|
Попусти-тельский (либераль-ный, гипоопека).
|
Родители не умеют, не желают руководить детьми, направлять их деятельность.
|
Пассив-ность родителей; отсутствие ограниче-ний, норм и правил для ребёнка.
|
Невыполнение указаний родителей; конфликты, если не исполняются прихоти детей; неспособность учитывать интересы других; неготовность к ограничениям и ответственности; несформированность психологических механизмов самостоятельного и ответственного поведения; вовлечение в асоциальные группы.
|
Часто недостаток руководства со стороны родителей расценивается детьми как равнодушие, эмоциональное отторжение, в результате они чувствуют страх и неуверенность.
|
Хаотичес-кий (непос-
ледователь-
ное руко- водство).
|
Родители непоследовательны; у них отсутствует единый подход к воспитанию, нет чётких требований к ребёнку.
|
Разногла-сия в выборе средств воспитания.
|
Фрустрация у детей базовой потребности в стабильности и упорядоченности окружающего мира; отсутствие у них самоконтроля и ответственности; заниженная самооценка; социальная дезадаптация.
|
Повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях- агрессивность и неуправляемость.
|
Опекающий
(гиперопе-ка).
|
Родители стремятся постоянно быть около ребёнка, решать за него все проблемы.
|
Бдительное наблюде-ние за поведением ребёнка.
|
Запаздывание социальной зрелости.
|
Повешенный уровень тревожности, чувство беспомощности.
|
(слайд 6)
Типология причин семейного неблагополучия.
Мама и папа на протяжении всего периода взросления ребёнка являются для него незаменимыми и значимыми людьми, без которых он чувствует себя беззащитным и одиноким. Но так бывает далеко не в каждой семье. Очень часто семейные взаимоотношения напоминают клокочущий вулкан, который вот-вот начнёт извергаться, сжигая всё на своём пути, не щадя никого.
Именно поэтому одним из показателей здоровья семьи, считается эмоционально комфортная атмосфера внутри неё. Нарушение системы межличностных отношений, структурной целостности семьи приводит к деформации семьи.
Деформация семьи
Структурная Психологическая
(нарушение структурной (нарушение системы межлич-
целостности,связанное с ностных отношений, преобла-
отсутствием одного из дание отрицательных ценнос-
родителей) тей, асоциальных установок)
(слайд 7)
Любой вид деформации семьи ведёт к негативным последствиям в развитии ребёнка.
(слайд 8)
Роли детей в негармоничной семье.
Роль
|
Характеристика
|
В основе
|
Любимчик
|
Чрезмерная концентрация на ребёнке. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их.
|
Появляется, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Появляется стремление отдать ребёнку «всю любовь».
|
Бэби
|
Даже повзрослевший ребёнок является в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит. Родители стараются сохранить в нём детские качества, снижая уровень требований к ребёнку и стимулируя развитие инфантилизма.
|
Это обусловлено боязнью родителей перейти на новую стадию семейных взаимоотношений, неуверенностью в воспитательных возможностях.
|
Хулиган
|
Борьба с реальными или мнимыми плохими качествами ребёнка. В то же время родитель уверен, что это не поможет.
|
Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в себе (например: агрессивность, лень, влечение к алкоголю, несдержанность).
|
Вундеркинд
|
К ребёнку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему находится в сильной зависимости от его успехов (в учёбе, спорте и т.д.).
|
В основе – стремление родителей удовлетворить собственные потребности (неудачная карьера, несчастливый брак, ощущение своей неполноценности и т.д.).
|
Козёл отпущения
|
Ребёнок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи.
|
В основе – механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор.
|
Судья, примиритель
|
Ребёнок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты.
|
Родители, занятые выяснением отношений, вовлекают в конфликты ребёнка, не думая о его переживаниях (требуют от него сказать, кто виноват.).
|
Школа есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если мы станем союзниками.
Хочется закончить своё выступление словами из книги М.Даниловского «Как помочь вашему ребёнку. Детская исповедь.»
Как важно всегда помнить о том, что очень легко можно поранить детскую душу, а для того чтобы излечить нанесённую по неосторожности рану не хватает порой целой жизни. Детская душа доверчива и необыкновенно нежна. Насколько же мудрым должно быть каждое слово взрослого человека и насколько полна любовью его душа, чтобы не повредить её.
Как было бы хорошо, если бы мы взрослые, научились понимать, что от нашего отношения и нашего поведения зависит жизнь наших детей.
Антон Семёнович Макаренко говорил, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое будущее, плохое воспитание – это наше горе и слёзы. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято ругать и наказывать. В них обычно мы ищем злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей. А от сюда следует вывод: «трудный» ребёнок нуждается в помощи и поддержке, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. И, как правило, здесь причина эмоциональная.
Выделяют четыре основных причины серьёзных нарушений поведения детей:
- борьба за внимание
Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания … Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
- борьба за самоутверждение
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется всего детства, особенно обостряясь у подростков.
- желание отомстить
Дети бывают часто обижены на родителей. Например: мать разошлась с отцом, или ребёнка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и д.р. В глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности всё те же протесты и непослушание.
- потеря веры в свой успех
Может случиться, что ребёнок переживает своё неблагополучие какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например: у подростка не могут сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учёба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома.
Всякое серьёзное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину его непослушания. Нужно понять, какая из четырёх эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. (слайд 9)
Анализ трудных ситуаций.
СИТУАЦИЯ 1. Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от неё. Отчуждение очень мучило маму, она не знала, как себя вести… В чём причина агрессии ребёнка?
СИТУАЦИЯ 2. Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Это вам страшно досаждает. Как быть?
СИТУАЦИЯ 3. Мама пятилетнего ребёнка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, идёт на нас с палкой и прямо бьёт!» Как вы думаете, в чём причина агрессии ребёнка?
СИТУАЦИЯ 4. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям не только нужен порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной, создаёт чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего, дело не в самих правилах, а в способах их внедрения. Сегодня мы с вами рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1.Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребёнка.
Если родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ним, то они начинают идти на поводу у собственного ребёнка.
Правило 2. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Нужно опасаться другой крайности – воспитание в духе «закручивания гаек».
Правило 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Ребёнку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать на чём попало, шумно играть. Всё это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании.
Правило 4. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребёнка обсудить разногласия.
Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Объяснение должно быть коротким и повторятся один раз.
Правило 6. Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребёнка.
Следует помнить о таких моментах перед составлением и изменением правил в вашей семье:
- запреты и ограничения должны быть чётко сформулированы в позитивном стиле;
- ограничения и запреты должны соответствовать возрасту и его опыту;
- ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить. (слайд 10)
Модель социально благополучной семьи
По характеристике лидерства, власти – эгалитарная семья.
С точки зрения расстановки приоритетов – супружеская семья.
С точки зрения состава – нуклеарная семья.
По стилю семейного воспитания – семья с демократическим стилем воспитания.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи – социально-устойчивая семья, благополучная в воспитательном отношении.
По взаимоотношениям в семье – гармоничная семья.
По материальной обеспеченности семьи – семья с материальным достатком.
По психологическому микроклимату в семье – семья с благоприятным психологическим микроклиматом.
(слайд 11)
|
|
|