|
А. Н. Острогорский в современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества
«Использование системы сопровождения детей и родителей в ДОУ с учётом особенностей воспитания в семье третьего тысячелетия»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.
А. Н. Острогорский
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, что является особенностью современной семьи, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека и является важнейшим институтом общества, в конечном итоге, определяет его стабильность, экономическое и духовное развитие. Семья – первый коллектив в жизни ребёнка, который играет огромную роль в его развитии.
Когда в семье подрастает малыш, у родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: как справляться с его капризами и непослушанием, объяснить, что такое нравственность, воспитать ребёнка с активной жизненной позицией.
В настоящее время при общей нестабильности, проникшей во все сферы общества, углубляются проблемы семьи, в результате чего произошли глобальные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. По оценке экспертов, семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, а его социальная деградация представляет реальную опасность. В России идет процесс обнищания семей, обостряются внутрисемейные конфликты, непомерно растёт число разводов, вследствие чего большое количества детей остаётся без оного из родителей. Особенно актуальным в третьем тысячелетии становится появление семей социального риска, неспособных дать ребёнку нормальное воспитание, и заведомо формируемых социально-неблагополучных детей. Социальная ситуация, которую необходимо учитывать как условие жизни ребёнка, позволяет нам говорить о неблагополучном влиянии на его развитие. Ребёнок нередко выступает как производная от поведения и настроения родителей, а главное, от их проблем.
В сознании современных родителей прочно закрепилась мысль о том, что воспитанием ребенка должны заниматься детский сад и школа, но никак не семья. Между тем, педагоги не стремились развеять в сознании родителей мысль о том, что семья, и в частности родители - это первые воспитатели своего ребёнка, и то, каким он вырастет, полностью зависит от них, а детский сад оказывает лишь вспомогательную помощь, помогает им развивать и воспитывать всесторонне их чадо, раскрывать способности и таланты. Детский сад может стать центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей. Но только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребёнка. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Многие родители хотят научится психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать психотерапевтические методы на доступном для них уровне.
Именно это послужило толчком создания клуба «Молодая семья» на базе нашего МБДОУ ЦРР детского сада «Солнышко», благодаря которому созданы, условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. Работа клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей.
Традиционно психологическая помощь в семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации, а так же используется «модель группового психологического консультирования», где основными методами являются: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.
Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации к детскому саду. Поэтому считаем, что начинать групповую консультативную работу нужно, прежде всего, с родителями детей раннего возраста.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Это современная модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьёй воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личность ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и развитие активного и любознательного ребёнка силами опытных специалистов, но и помощь, поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребёнка.
Таким образом, используя систему сопровождения детей и родителей, учитывая особенности современной семьи, все мы только выиграем от того, что молодые родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Воспитатели, психологи, дети и родители научатся лучше понимать друг друга.
|
|
|