|
5 класс. 1 четверть «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
5 класс. 1 четверть
«ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ»
№
п/п
|
Тема / Тип урока
|
Основные понятия
|
Возможные виды деятельности
|
ИКТ, ТСО, оборудование, литература
|
Планируемые результаты деятельности
|
Дата
|
УУД
|
Вид, форма контроля
|
план.
|
факт
|
1.
|
Что я знаю о песне?
УОНМ
|
песня
|
Исполнение: В.Локтев «Песня о Родине»; «Первый раз в пятый класс».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.
|
Сформировать представление о песне, как истоке и вершине музыки.
Понять взаимосвязь музыки и речи.
|
08.09.
|
|
Л.
|
|
2.2
|
Как сложили песню?
УПЗУ
|
мелодия
|
Исполнение: «Первый раз в пятый класс». Р.Н.П. «Мы пойдём погулять».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.
|
Уяснить взаимосвязь слова и мелодии в народной песне.
|
15.09.
|
|
Л. К.
|
|
3.3
|
Песня без слов
УОНМ
|
жанр, вокализ
|
1.Слушание: С.Рахманинов: вокализ и концерт с оркестром; П.Чайковский. Грустная песенка.
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Познакомиться с жанрами: вокализ; инструментальная песня.
Знать понятие «вокализ».
|
22.09
|
|
Л. К.
|
Текущий, творческое задание
|
4.4
|
Другая жизнь песни.
КУ
|
романс, инструментальная музыка
|
1.Слушание: М.Глинка «Жаворонок», М.Балакирев. Пьеса-фантазия «Жаворонок».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Понять, что песня может возрождаться в романсе, инструментальной музыке.
|
29.09.
|
|
Л. Р.
|
|
5.5
|
Жанр кантата.
УОНМ
|
кантата
|
1.Слушание: Г.Свиридов. «Поэма памяти С.Есенина, мелодия 2-й части «Поёт зима, аукает».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Познакомиться с жанром кантата, знать особенности строения, исполнения.
Уяснить связь литературы и музыки на примере кантаты.
|
06.10
|
|
Л. Р. П.
|
|
6.6
|
Опера.
УОНМ
|
опера
|
1.Слушание: Н. Римский – Корсаков, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
2.Исполнение: Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Познакомиться с жанром оперы, историей рождения и создания жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.Римского-Корсакого.
Понять, что если бы не было литературы, не появились бы оперы.
|
13.10.
|
|
Л. Р. П.
|
Текущий, творческое задание
|
7.7
|
Балет.
УОНМ
|
балет
|
1.Слушание: К.Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Познакомиться с жанром балет.
Понять, что музыка помогает увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене.
|
20.10.
|
|
Л. Р. П.
|
Текущий, творческое задание
|
8.8
|
Превращение песен в симфонические мелодии
УЗИМ
|
жанр
|
1.Слушание: Н.Римский – Корсаков Симфоническая картина «Сеча при Керженце»
|
Портрет, ноты, CD –диск.
|
Уяснить роль литературы в появлении новых музыкальных жанров.
|
27.10
|
|
Л. Р. П.
|
Итоговый, анализ музыкальных произведений
|
5 класс. 2 четверть
«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»
№
п/п
|
Тема / Тип урока
|
Основные понятия
|
Возможные виды деятельности
|
ИКТ, ТСО, оборудование, литература
|
Планируемые результаты деятельности
|
Дата
|
УУД
|
Вид, форма контроля
|
план.
|
факт.
|
9.1
|
Музыка – главный герой сказки.
УОНМ
|
чонгури
|
1.Слушание: Н.А.Аладов. Мелодия для скрипки. Грузинская народная песня «Чела».
2. Исполнение: Д.Кабалевский. «У Лукоморья». Попевка. Норвежская народная песня «Волшебный смычок».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Понять, почему музыка помогает героям, побеждает зло, Возвеличивает добро.
Понять, что великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появлялись такие песни и сказки.
|
17.11
|
|
Л. П.
|
|
10.2
|
Музыка главный герой басни.
УОНМ
|
квартет
|
1.Слушание: А.Бородин. Квартет №2, фрагмент из 3-ей части.
2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Понять, что без музыки не было бы басни о музыке.
|
24.11.
|
|
Л. П. Р.
|
Текущий, творческое задание
|
11.3
|
Чудо музыки в повестях К.Паустовского.
УПЗУ
|
симфония
|
1.Слушание: В.А.Моцарт. Фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»
2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Понять значение музыки в прозе.
На примере рассказа К.Паустовского понять, как музыка может принести человеку «опору и утешение».
|
01.12.
|
|
Л. П. Р.
|
|
12.4
|
«Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)
КУ
|
концерт
|
1.Слушание: Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (мелодия из первой части).
2. Исполнение: Ж.Колмогорова «Мир – детям!».
|
Портрет, ноты, CD –диск, стихи.
|
Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
|
08.12
|
|
Л. П. Р. К.
|
Устный, анализ музыкальных произведений
|
13.5
|
Музыка в жизни А.Гайдара
КУ
|
|
1.Слушание: А.Варламов. «Горные вершины»; А.Рубинштейн. «Горные вершины».
2. Исполнение: А.Ермолов. «Новый год».
|
Портрет, ноты, CD –диск, проза.
|
Дать ответ, что было бы с героями А.Гайдара, если бы не было музыки.
|
15.12
|
|
Л. Р.
|
|
14.6
|
Музыка в кинофильмах.
УОСЗ
|
|
1.Слушание: Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель», Р.Роджерс «Звуки музыки». 2.Исполнение: Е. А.Ермолов. «Новый год».
|
Портрет, ноты, CD –диск.
|
Понять, как музыка в кинофильмах воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональных отклик.
|
22.12
|
|
Л. К.
|
Итоговый, музыкальная викторина
|
5 класс. 3 четверть
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
№
п/п
|
Тема / Тип урока
|
Основные понятия
|
Возможные виды деятельности
|
ИКТ, ТСО, оборудование, литература
|
Планируемые результаты деятельности
|
Дата
|
УУД
|
Вид, форма контроля
|
план.
|
Факт.
|
15.1
|
Можем ли мы увидеть музыку?
УОНМ
|
Симфоническая картина, рондо
|
1.Слушание: Н.А Римский-Корсаков. Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане», «Три чуда». М, Глинка рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».
Исполнение: В.Белый «Орлёнок».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи.
|
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
|
12.01
|
|
Л. П.
|
Текущий, творческое задание
|
16.2
|
Музыка передаёт движение.
КУ
|
ритм
|
1.Слушание: К.Листов. «Песня о тачанке».
2. Исполнение: В. Белый «Орлёнок».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи.
|
Понять, как разные виды искусства - поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны.
|
19.01
|
|
Л. П. К.
|
|
17.3
|
Богатырские образы в искусстве
УОНМ
|
ритм, тембр, темп
|
1.Слушание: А.Бородин. «Богатырская симфония». Фрагмент; Романс «Спящая княжна».
2. Исполнение: Шведская народная песня «Три парня».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
На примере «Богатырской симфонии» А.Бородина понять, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
|
26.01
|
|
Л. П. Р.
|
Текущий, творческое задание
|
18.4
|
Героические образы в искусстве
УОНМ
|
увертюра
|
1.Слушание: Л.Бетховен. Увертюра «Кориолан» (фрагмент). С.Прокофьев «Вставайте, люди русские».
2. Исполнение: С.Никитин «Песня о маленьком трубаче».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Знать, что музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов.
|
02.02
|
|
Л. П. Р.
|
Текущий, творческое задание
|
19.5
|
Музыкальный портрет.
УЗИМ
|
«Могучая кучка»
|
1.Слушание: М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
2. Исполнение: С.Никитин «Песня о маленьком трубаче».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Понять, становится ли человек богатырём-героем, или находит более достойное применение своей силе, творит добро, несёт людям счастье.
Знать о содружестве могучей кучки.
|
09.02
|
|
Л. П. К.
|
Устный, анализ музыкальных произведений
|
20.6
|
Музыкальный портрет. УПЗУ
|
|
1.Слушание: М.Мусоргский «Сиротка»; «Баба-яга» из «картинок с выставки».
2. Исполнение: А.Ермолов «Будет!».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Понять, что музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о Чём нам рассказывает композитор.
|
16.02.
|
|
Л. П. К.
|
Текущий, творческое задание
|
21.7
|
Музыкальный портрет.
УПЗУ
|
ария
|
1.Слушание: С.Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир». Вальс из оперы «Война и мир». Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент). 2. Исполнение: А.Ермолов «Будет!».
|
.
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Углубить восприятие учащимися музыкальных портретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживание героев. Понять, что И.Сусанин и М.Кутузов были богатырями Русской земли.
Музыка – искусство прежде всего выразительное. Лучше всего она передаёт душевное состояние героя.
|
01.03.
|
|
Л. П. Р.
|
Текущий, творческое задание
|
22.8
|
Картины природы в музыке.
УОСЗ
|
«Музыкальный пейзаж»
|
1.Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; Э Григ «Утро». 2.Исполнение: В.Баснер «С чего начинается Родина».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Композитор и художник, независимо друг от друга, средствами, присущими их искусству, изобразили рассвет
в жизни Русского государства, описали исторические события.
|
15.03.
|
|
Л. П. К.
|
Итоговый, музыкальная викторина
|
5 класс. 4четверть
«МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»
№
п/п
|
Тема / Тип урока
|
Основные понятия
|
Возможные виды деятельности
|
ИТК, ТСО, оборудование, литература
|
Планируемые результаты деятельности
|
Дата
|
УУД
|
Вид, форма контроля
|
план.
|
факт.
|
23.1
|
Можем ли мы услышать живопись
УПЗУ
|
прелюдия
|
1.Слушание: С.Рахманинов. «Прелюдия соль минор», «Прелюдия соль мажор». 2. Исполнение: В.Баснер «С чего начинается Родина».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Понять, что оба художника: поэт и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы.
|
29.03
|
|
|
Входной, проектная деятельность
|
24.2
|
Музыкальные краски.
УОНМ
|
тембр, образ
|
1.Слушание: Д.Покрасс «Марш Будёного; М.Равель «Хабанера». 2. Исполнение: Я.Френкель «Погоня».
|
Ноты, CD –диск, проза, стихи, репродукция.
|
Показать, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Понять, что используя музыкальные краски (тембровые), композиторы создают музыкальные образы и картины.
|
05.04.
|
|
|
Текущий, проектная деятельность
|
25.3
|
Музыкальная живопись и живописная музыка.
КУ
|
импрессионизм
|
1.Слушание: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет». 2. Исполнение: Я.Френкель «Погоня».
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция.
|
Знать понятие «импрессионизм», историю создания струнных инструментов.
|
12.04
|
|
|
Текущий, проектная деятельность
|
26.4
|
Музыкальная живопись и живописная музыка.
УПЗУ
|
музыкальная палитра
|
1.Слушание: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет». 2. Исполнение: «Привет, лето!»
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция.
|
Понять, что используя музыкальную палитру, композиторы-импрессионисты передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй и чистую прозрачность голубого неба.
|
19.04.
|
|
|
Текущий, проектная деятельность
|
27.5
|
Настроение картины и музыки.
УПЗУ
|
песенность, пейзажность
|
1.Слушание: «Вечерний звон» Р.Н.П. 2. Исполнение: «Привет, лето!».
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.
|
Уяснить взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.
|
26.04.
|
|
|
Итоговый, проектная деятельность
|
28.6
|
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.
УОМН
|
шарманщик, музыкальная картина
|
1.Слушание: И.Стравинский. Фрагменты балета «Петрушка»: тема гулянья, «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Танец оживших кукол». 2. Исполнение: «Привет, лето!».
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.
|
Увидеть и услышать, что в музыке И.Стравинского, также как в картине Б.Кустодиева, множество самых разнообразных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину
|
03.05.
|
|
|
|
29.7
|
Вечная тема искусства
УОНМ
|
.
|
1.Слушание: Ф.Шуберт. Ave Maria. С.Рахманинов «Всенощное бдение»; «Богородице Дево, радуйся». 2. Исполнение: «Привет, лето!»
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.
|
Увидеть взаимосвязь иконописи и музыки, воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. Понять, что икону называют «умозрением в красках», а песнопение – «богословием в звуках»
|
10.05.
|
|
|
Текущий, музыкальная викторина
|
30.8
31.9
|
Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
УОСЗ
|
|
1.Исполнение:
«Гимн РФ» А. Александров, «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, «Мама моя», «Новый день» А.Ермолов, «Мир, который нужен мне!», «Мир – детям!» Ж.Колмогорова.
|
Ноты, CD –диск, проза, репродукция, стихи.
|
Обобщить представление учащихся о взаимосвязи искусств. Понять, что такое взаимосвязь искусств.
|
17.05
24.05.
|
|
|
Итоговый, творческий отчёт
|
32.
33.
34.
35.
|
резерв.
|
|
|
|