Главная страница

Сказочные и фантастические образы в русском изобразительном искусстве


Скачать 89.31 Kb.
Название Сказочные и фантастические образы в русском изобразительном искусстве
Дата 06.03.2016
Размер 89.31 Kb.
Тип Конспект


Конспект НОД по изодеятельности в подготовительной группе

Тема:» Сказочные и фантастические образы в русском изобразительном искусстве .»

Историческая живопись.

Рассматривание картин В.М. Васнецова. «Иван- царевич и серый волк», « Аленушка», «Богатыри».

И.И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой».

Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение и передать его в своих высказываниях; видеть выразительные средства создания образа;

Учить детей рассматривать пейзажную картину.

Ход занятия: Перед рассматриванием картин, воспитатель проводил чтение русских народных сказок, былин, стихов и прозаических произведений.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся с Вами в мир русских сказок и былин. Все вы, наверное, любите волшебные сказки.

Какие из них вы знаете? (Ответы).

А знаете, что такое былины? В былинах перед нами предстают могучие русские богатыри, защищавшие русскую землю от врагов. Подумайте чем слова «былина» отличается от слова «сказка»? Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать , рассказывать».

Сказки появились много столетий назад, и передавали их в народе устно, из «уст в уста».Народ сам творил сказки, и называлось это устным народным творчеством. Сказка менялась, в ней появлялись новые детали, и сейчас многие хорошо известные сказки имеют несколько вариантов. Сегодня перед Вами не просто предстанут герои знакомых сказок. Мы попытаемся сами перенестись в сказку и даже превратиться в сказочников. Наверное, многие из вас уже не раз были сказочниками ,только не замечали этого. Вот скажите, случалось ли, что вы забыли начало или конец сказки?.(ответы).Придумывали что-то свое. Так рождалась уже ваша сказка.

Рассматривая картины художника В. Васнецова, его картины-сказки, мы будем не просто зрителями, а увидим то , чего до этого совсем не замечали. Поможет нам в этом один волшебный предмет. Но предмет этот получит свою волшебную силу только тогда , когда вы вспомните: какие волшебные предметы помогают героямрусских народных сказок?

Ответы детей:( Сапоги скороходы, ковер- самолет, меч-кладинец, гусли-самогуды, шапка-неведимка.)

Педагог надевает на голову красивую шапку; В этой шапке я могу видеть на картинах Васнецова то , чего обычно никто из зрителей ни дети, ни даже взрослые – не видит. Шапка будет помогать вам не только смотреть, но и учиться видеть то, что скрыто для людей без «сказочного воображения». Итак, в путь!

Но сначало обратимся к картине художника Ивана Шишкина «В лесу графини Мордвиновой». Посмотрите на этот лес. В нем сумрачно, тревожно- это глухая чаща, в которой мы видим фигуру дедушки-лесника. Как вы считаете, сказочный ли это лес? Или обычный, в котором вы не раз бывали с мамой, папой?

Ответы детей: ( Да, он похож на сказочный лес, потому что он темный, густой. Обычные люди там не гуляют. Нет тропинок.)

Я не случайно задала этот вопрос. Дело в том, что лес этот настоящий, так как художник Шишкин писал свои картины всегда с «натуры», т. е. такими , какими видел.Но вы правы, есть в нем что-то таинственное. Однако, если бы этот лес действительно был сказочным , какие герои русских сказок могли бы в нем обитать?

Ответы детей: ( Баба-яга, Леший, Змей Горыныч, Кикимора –болотная , русалка , Лиса- патрикеевна , Михаил Потапыч). Молодцы! Вы прошли испытание « на сказочников».

Теперь мы познакомимся с художником В. Васнецовым, «сказочника, былинника, гусляра,» как он сам себя называл. Ведь в старину сказки и былины рассказывали нараспев старые гусляры, аккомпанируя себе на этом древнем музыкальном инструменте.

Перед вами картина « Иван- царевич и серый волк», живая картина , которую написал живописец Васнецов. Мчится в темном глухом лесу на Сером волке Иван-царевич и крепко обнимает царевну. Кто знает как ее зовут?

Ответ: ( Ее зовут Елена Прекрасная). Она очень красивая.

Давай вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для его картины.

« Взял Иван- царевич Елену Прекрасную на руки, сел на Серого волка, и помчались они что есть духу. А няньки ,мамки, ближние боярыни заохали, закричали, царь прибежал и никак разобрать не мог , что тут сделалось. А когда разобрал, созвал всех охотников и псарей и пустились за волком в погоню. Но сколько гонцы ни гнались, не могли постичь Серого волка и ни с чем воротились назад.

Елена Прекрасная открыла глаза и увидела, что ее на руках держит молодой и прекрасный витязь. Оба они, едучи на Сером волке, некак не могли друг от друга оторваться и крепко полюбили один другого».

Смотрите, с какой быстротой несется громадный волк. Найдите в картине детали, которые дают нам ощутить стремительность этого бега.

Ответы: ( Прижатые уши, высунутый язык и распушившийся хвост волка; развевающиеся волосы Елены Прекрасной).

Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную , оберегая ее, свое сокровище. Однако и на царевне много драгоценностей: и шапка –тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, и роскошный парчевый наряд, и золотые башмачки с изогнутыми носами. Интересно, сама-то Елена царевна русская или заморская?

Ответ: ( Елена Прекрасная из дальних стран).

Да , вы правы , из дальних стран она – из какого-то восточного царства, тридевятого государство Помните, у какого царя похител ее Иван-царевич? Я вам напомню: имя ведь у него было совсем не русское_ царь Далмат. Поэтому на царевне нет ни кокошника, в какие наряжались русские красавицы, ни сарафана, ни сапожек; весь наряд наней восточный. Сама она какая –то заколдованная, как будто спит наяву. В этом сказочном лесу ей холодно, даже узорчатый халат на ней холодного голубого цвета.

Иван- царевич как будто хочет ее согреть в своих объятьях. «Возлюбил он всем сердцем Елену Прекрасную», как сказано в сказке , и от этого горячего чувства в холодном мрачном лесу происходит настоящее чудо. Смотрите, в правом углу распускается на наших глазах ветка яблони. Ее бело-розовые цветы такие же нежные и прекрасные, как и зарождающееся в сердцах героев чувство трепетной любви. А для любви нет ничего невозможного. Поэтому и изобразил Васнецов на картине то , чего в реальной жизни быть не может- чудесные яблоневые цветы в густом сумрачном лесу.

Однако вспомним, что наши герои спасаются от погони. Давайте-ка наденем на кого-нибудь «шапку- видимку» и «поколдуем» над картиной, придумаем свою «сказку в сказке». Когда погоня близка, сказочные герои нередко в кого-то или во что-то превращаются. Посмотрим на картину внимательно и попытаемся найти: в кого или во что могли бы превратиться герои на картине Васнецова?

Ответы детей: ( Елена Прекрасная- в царевну-лягушку с незабудкой в лапке или просто в незабудку; а может быть, она обернется цветком яблони. Вместе с Иваном- царевичем они могут превратиться в силуэты двух загадочных птиц, сидящих на ветке, изображенной в верхней части картины).

Вот как много в этой картине не замеченного нами с первого раза.Теперь, когда глаза наши стали глазами настоящих сказочников, ответьте, пожайлуста: а кто будет мешать героям на этой картине и даже попытается схватить за ногу несущегося волка?

Ответы детей: (Кикимора болотная, превратившаяся сначала на болотную кочку,а теперь ожившая у нас на глазах).

А сейчас вы увидите картину, которую можно было бы сравнить с русской народной песней:

То не вечер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое , мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

Это известная и любимая вами картина «Аленушка». Босоногая деревенская девочка прибежала к пруду, чтобы на едине с природой выплакать свои печали, «утопить» в этом темном омуте свою тоску и все обиды. Слезы ее теперь выплаканы, и, кажется,ей стало немного легче: она словно передала часть своей тоски природе. Вам эта девочка, наверное, напоминает персонаж русской сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Но мы ведь недаром сравнивали картину не с этой сказкой, а с песней. Вспомните, был ли в сказке такой момент, когда печальная Аленушка прибегала к пруду?

( В ходе коллективного вспоминания сказки-кто прибегал к пруду, а кто лежал на его дне, какой разговор вели персонажи сказки- воспитатель цитирует фрагменты диалогов, а дети подхватывают их хором. Как взывал бедный козленочек Иванушка к сестрице? «Аленушка, сестрица моя.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точят булатные,

Хотят меня зарезати»

А что она ему отвечала?

«Ах, братец мой Иванушка.

Тяжел камень ко дну тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Люта змея сердце высосала.»

Ребята, оказывается, картина эта- не иллюстрация к сказке; в сказке все было наоборот. Но настолько нам кажется эта Аленушка знакомой,что мы вспоминаем именно эту сказку.Но мы сейчас придумаемпо этой картине свою сказку. Для этого нам опять потребуется «шапка-видимка». Посмотрите, на этой картине кажется , что Аленушка одна. Однако ей сочувствуем не только мы, но и… Кто? Конечно, сама природа! Сядьте так , Как сидит на камушке сама Аленушка, изогните так же руки, подожмите ноги, посмотрите на линию заломленной руки девочки. А теперь найдите на картине линии, которые как будто «отражают», повторяют их очертания.

(Дети должны найти с помощью «шапки-видимки» склоненные к воде ветки, очертания камня в пруду, загнутые листья осоки).

Мы как бы слышим, как эти ломкие линии шепчут слова другой народной песни:

«В лесу нет радости мне, лесные деревья препечальные», « Уж как осина-то горькая- это я бедна-горькая».

В сказке несчастную Аленушку столкнула в воду и утопила злая ведьма. На картине же Васнецова, посмотрите, угрожает или охраняет темный лес Аленушку? Если бы ведьма, действительно, подкрадывалась к нашей беззащитной, обессилевшей от слез Аленушке, кто на этой картине предупредил бы ее об опасности?

Ответы детей: ( задрожала, затрепетала бы своими листочками осинка, защебетали бы ласточки ; отражение в глади вод пруда мерзкого облика ведьмы).

Нет, природа, оживающая под кистью Васнецова, не дала бы Аленушку в обиду! Обратите внимание, даже осока, вырастая из воды у ног девочки, как бы оберегает ее от неверного шага, что-бы она , задумавшись в тоске , не упала в воду. А камень, котором сидит Аленушка в оборванной юбке со сбитыми ножками? Да ведь это, наверное, знаменитый сказочный «бел-горюч камень» - камень исполнения желаний. Его очень трудно найти, а еще труднее опознатьпод ногами в невзрачном булыжнике. Каменьна картине как крохотная лодочка-челнок, спасающий Аленушку от злой судьбы.

Вот как много невидимого мы смогли найти на этой картине, похожей на протяжную русскую песню. И Аленушка стала нам еще ближе и понятней. Близится к концу наше путешествие в сказочный мир В. М. Васнецова. Однако в реальную жизнь возвращаться мы будем не через сказку, а через былину. Вспомните, чем она отличается от сказки?

Ответы детей:( Сказки сочиняют , а былины рассказывают о том что было.)

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем…

А сотой горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец-

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Ответ: (Богатыри русские).

Кто назовет их по имени?

Ответ: (Алеша Попович , Илья Муромец , Добрыня Никитич).

На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. А за ними бескрайные поля, леса, холмы. По небу неспешно плывут облака, и не страшны им никакие злобные темные тучи. Жмутся они к краям картины, как бы расступаясь перед уверенной и грозной силой богатырей. Посмотрим : какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный?

Ответ: ( Илья Муромец).

Несомненно, Илья Муромец , сидящий на самом мощном коне. Нелегко когда-то было ему выбрать коня. А сейчас кажется, что земля сама треснула под тяжестью коня и всадника.

Постарайтесь всмотреться внимательно и догадайтесь, по каким внешним приметам, указанным Илья мудрецами-странниками, отгадал богатырь в жеребенке будущего коня под стать себе?

Ответ: ( По белому пятнышку на задней ноге и на носу коня).

Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания самого благородного, княжеского? У кого доспехи самые богатые , а конь самый умный? У Добрыни Никитича . Смотрите он и врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает- готовится к бою. А подсказал ему о приближении врага его верный конь Белеюшка: учуял врага, ноздри раздул, вытянулсяв струнку. Кажется , сейчас он волетит как стрела навстречу опасности, только грива и хвост на ветру будут виться. Ну а кто из богатырей самый младший ? Кто не столько « силой силен, сколько напуском смел?) Кто возьмет врага смекалкой и хитростью? Конечно ,кудрявый, лукавый Алеша Попович! Он мастер и воевать, и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и гусли- самогуды спрятались. Вспомним, скем сражались наши могучие богатыри? Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные.

Ответы детей: Змей Горыныч,Соловей разбойник, Идолище поганое, Тугарин Змеевич). кого богатыри должны были защищать?

Ответ: ( Всех слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков).

А сейчас посмотрите на маленькие елочки под ногами коней и ответьте, зачем их изобразил в этой мощной картине-былине В.Васнецов? Конечно он хотел, чтобы картина рассказывала не только через действие , ведь на ней, как мы заметили с первого взгляда, ничего не происходит, а через каждую деталь.Надо только почувствовать, в чем ее выразительность. Елочки – слабые, маленькие, беззащитные, богатыри- сильные, прекрасна и обильна. Она может всех напаить из своих рек и родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах. Не может она лишь одного- защитить себя. Чтобы выросли эти елочки и стали могучими и сильными, их надо защищать, как и всю нашу родную землю. А где же источник богатырской силы? Где ее взять тем, кто хочет сам стать богатырем, как наши мальчики?

( Здесь воспитатель, выслушав ответы детей, подводит их к мысли: источник богатырской силы был и остается в самой родной земле).

Заканчивается наше путешествие, выходим из мира сказки и былины.