|
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
Люфт Елена Валерьевна,
учитель биологии
Г. Когалым, ХМАО – Югра,
МБОУ «СОШ №10», учитель биологии
РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.
У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.
Одной из проблем населения является всеобщее убеждение в том, что экологический след от одного жителя планеты еле заметен в масштабах экологических борозд, которое оставляет после себя любое производственное предприятие, транспорт и энергетика. Вследствие этого у населения возникает ощущение не причастности ко всем возникающим экологическим проблемам.
Ну и наконец, одной из самых сложных проблем в сознании современного человека – это само восприятие природы. А где эта природа? Возникает ощущение, что человек живет изолированно от природы. А та, что окружает, воспринимается как элементы декора городских улиц: клумбы цветов, некоторые деревья, соседские собаки и т.д.
Безусловно, связь «Человек – Природа» ослабевает, а порой и безнадежно обрывается. У человека формируется потребительское отношение к природе: хорошая погода, удобная полянка для пикника и чистый пляж у моря.
Это специфическое мировоззрение, мы волей – неволей передаем своим детям. И они в свою очередь формируют свое видение природы, воспринимая ее как некую угрозу для жизни. Дети боятся взаимодействовать с домашними животными, так как от них обязательно появятся заразные болезни. Детям категорически запрещается бегать по лужам, босиком по траве, а тем более под дождем, так как это обязательно приведет к ОРЗ и гриппу, хождение в лес не поощряется из-за опасения укусов вредных насекомых.
Так в каждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей являются ориентиром в формировании экологической культуры подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.
Поэтому реализацию экологического просвещения нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.
Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.
Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи и школы. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.
Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора. Именно семья в близком контакте со своим ребенком может создавать такие ситуации, формируя у ребенка экологический смысл.
Работая в школе учителем биологии и одновременно являясь классным руководителем 5 класса, свою воспитательную деятельность я планировала с учетом решения данной проблемы. Все дети этого класса являются участниками «Детского эколого-краеведческого движения».
В течение года были проведены несколько тематических лекториев для родителей. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, важно направить мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.
Ниже, представлены наиболее удачные мероприятия, проводимые в 2011-2012 учебном году в рамках реализации экологической программы «Моя семья за природу в ответе!»
Городская краеведческая игра «Знай, свой край!»
Городская экологическая игра «Мой дом – Югра!»
Театрализация сказки «Как Вова живую воду искал»
Совместный экологический проект «Экономь бумагу – спаси лес!»
Участие в Областном экологическом форуме «Зеленая планета»
Конкурс поделок из упаковочного материала.
Конкурс костюмов из нетрадиционных материалов.
Школьная эколого-краеведческая игра «Край наш Югорский!»
Семейный субботник
Семейные пикники.
Лесные прогулки.
Тематические фотоконкурсы.
Во всех мероприятиях родители принимали активное участие и в организации и в подготовке. Проведение совместных мероприятий позволяет создавать условия для сотрудничества детей, родителей и школы; повышает интерес к экологическому образованию, а самое главное, способствует эмоциональному и психологическому сближению всех участников образовательного процесса.
Деятельность в направлении экологического просвещения детей и родителей находится в развитии, и я искренне убеждена в эффективности этого подхода.
Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»
«Никогда никого не убивай!» Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.
«Время с пользой!» Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом прямое участие.
«Природу – мать с любовью встречать!» Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.
«Замеченное – оживает!» Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д. Дети - неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.
«Наблюдай!» Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане куртки.
Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.
«Пример родителей – самый надежный урок!» Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!
Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!
«Очеловечивайте нечеловечное!» Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.
«Никогда не поздно начать!» Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.
Литература:
http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/rekomendatsii-dlya-roditelei-1 (некоторые правила) - Социальная сеть работников образования. Дубина Светлана Александровна.
|
|
|