Главная страница

Конспект нод по ознакомлению с окружающим и экспериментированию: Программное содержание


Скачать 36.51 Kb.
Название Конспект нод по ознакомлению с окружающим и экспериментированию: Программное содержание
Дата 13.03.2016
Размер 36.51 Kb.
Тип Конспект

«Знакомим детей с почвой»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и экспериментированию:
Программное содержание:

- познакомить детей со свойствами почвы;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Материал: образцы почвы, сосуды с водой, иллюстрации, салфетки.
Ход занятия:
Мы живем на замечательной планете – Земля. Строим дома, в которых живем, изготавливаем машины, на которых ездим, выращиваем растения, плодами которых питаемся. Ребята, а вы знаете, как называется плодородный слой земли, на котором растут растения? Этот слой называется почва. Он является и домом для растений, вернее их корней, и домом для различных жучков, дождевых червей, кротов.

Сегодня вы с вами поговорим о почве, о её свойствах и о том, как бережно к ней нужно относиться.
Опыт 1. Цель: показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы: Образцы почвы (рыхлой); стаканы с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Итак, ребята, мы помним, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Как вы думаете, чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Давайте проверим, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.

Вывод: в почве находится воздух, которым дышат растения и животные.
Опыт 2: Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы: Два образца почвы: первый - с огорода (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца стакан с водой. Карточка с силуэтом человеческого следа. Карточка с рисунком любого растения.

Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их, вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Ребята, как вы думаете, где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека? Почему вы так считаете?

Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, так как в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Теперь давайте одновременно опустим образцы почвы в стаканы с водой и посмотрим, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Как вы думаете, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Ответы детей)

Вывод: когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Ребята, в лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Физкультминутка:
Опыт 3: Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы: Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Ребята, у меня на столе находятся две банки с водой. Чем они отличаются? В одной чистая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Как вы думаете, что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? (ответы детей)

Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почвы после полива.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Вкусные бы выросли овощи, политые грязной водой? Были бы они полезны?

Вы видели, как грязная вода попадает в почву?

Вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода", она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных. Есть и "мертвая" вода – грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть. Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (показ соответствующих иллюстраций).

Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.

Итоги занятия.