Главная страница

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами технологии триз «Автоматизация произношения звука ш в словах и дифференциация звуков ш с»


Скачать 36.02 Kb.
Название Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами технологии триз «Автоматизация произношения звука ш в словах и дифференциация звуков ш с»
Дата 23.03.2016
Размер 36.02 Kb.
Тип Конспект

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами технологии ТРИЗ

«Автоматизация произношения звука Ш в словах

и дифференциация звуков Ш – С »
Цель: Закреплять произношение звука Ш в словах.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные задачи: автоматизация произношения звука Ш в словах; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)

  2. Коррекционно - развивающие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, воображения, артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильности выдоха при произношении шипящих звуков.

  3. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям.

Технология: применение элементов технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Оборудование: альбом “Артикуляционная гимнастика”, комочек ваты, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, по пять предметных картинок со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски, лоточек с манкой, карточка с шершавой буквой Ш.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй. Присаживайся у зеркала. Давай вспомним и сделаем упражнения артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Используем альбом “Артикуляционная гимнастика”.

  1. Упражнение “Чашечка”.

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашечка.

  1. Упражнение “Маляр”.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Малеру мы помогаем.

3. Упражнение “Фокус” (упражнение на дыхание).

Логопед: Представим себя фокусниками.

Ребенок на кончик носа кладет кусочек ваты. Удерживая язык в положении “Чашечка”, он должен подуть на ваточку, которая должна подлететь вверх. Выполнить 3-5 раз. Вдох через нос.

  1. Произношение звука [Ш].

Логопед: Слушай внимательно скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат в камышах шуршат.

Ребенок: Звук [Ш].

Логопед: Правильно. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш. Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

Логопед: Молодец, сегодня мы продолжаем работать со звуком Ш.

  1. Произношение слов.

1. Логопед: Отгадай загадки, определи место звука Ш в слове (начало, середина, конец). Ребенок отгадывает, называет место звука Ш в слове.

Сижу верхом, не ведаю на ком.

(Шапка)

Растёт на суше, голова из плюша.

(Камыш)

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл.

(Рубашка)

2.Логопед: Давай поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что Мише мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит Мише” картинки со звуком Ш.

  1. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

Логопед: Давай познакомимся с буковкой Ш. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке. Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но даже написать на манке.

VI. Дифференциация звуков С и Ш.

Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

Ребёнок: Миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед: Что же получится?

Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,
сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,
миска - мишка, сесть - шесть…

VII.Развитие мелкой моторики.

Логопед: Умница, садись за стол. Вот перед тобой картинка, возьми зелёный карандаш и раскрась те предметы, в названии которых есть звук Ш.



VIII.Итог занятия.

Логопед: Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня.

Ребёнок: Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.

Логопед: Молодец, сегодня ты замечательно позанимался.