Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 8/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

Литература

1. Макаренко А.С., Сочинения в 7т, т.5, М., Издательство Академии педагогических наук.

 

 

 

Использование системы «перспективных линий» А.С. Макаренко

в работе классного руководителя профессионального училища

Пастухова И.А., преподаватель

ГОУ НПО ПУ № 17 г. Абаза

Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.

В педагогической технике эта завтрашняя радость

является одним из важнейших объектов работы

                                                                           А.С. Макаренко

«Воспитать человека,- говорил Макаренко,- это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека». Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает педагогу намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий». Перспектива – цель, которая ставится перед коллективом и которую необходимо достичь. «Система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить мечту подростка о высоких моральных вершинах.  А.С. Макаренко рассматривал перспективу во временном и социальном пространстве личности. В первом случае он разделял её на близкую, среднюю и дальнюю. В социальном пространстве им были выделены личная и коллективная линии.

Ни для кого не секрет, что в училище приходят дети в основном из социально-незащищённых, неполных семей, сироты, «трудные» подростки, состоящие на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних; у всех разный уровень воспитанности, разные успехи в учёбе. Они приходят со сложившимися, устойчивыми привычками, неразрешенными проблемами, с определённым жизненным укладом, со своими мечтами, с личными перспективами на будущее. Коллективных перспектив ещё не выработано, да и цели порой не определены, «размыты».

А.С.Макаренко был убеждён в том, что уже с самых первых дней близкая перспектива должна строиться по коллективному плану. На первом классном часе вместе с ребятами разрабатываем коллективный план, ставя перед собой следующие задачи:

• Формирование и развитие работоспособного коллектива, воспитание чувства «мы - коллектив»;

• Развитие самоуправление в группе; помощь тому, кому это необходимо «я - для вас»;

• Формирование и развитие дружеских межличностных отношений «мы вне конфликтов»;

• Подготовка к активной профессиональной деятельности «я – рабочий».

Оговариваем, что круг наших задач может быть расширен, если возникнут неучтенные сегодня проблемы. В процессе совместной деятельности подросток идентифицируется с коллективными целями, у него вырабатываются общественные установки. Это приводит к образованию в сознании человека коллективных линий перспективы. Не труд сам по себе, а совместная трудовая деятельность являются по А.С. Макаренко необходимым средством для выработки общественных перспективных линий. Совместная трудовая деятельность начинается у ребят с первых дней учёбы, и здесь я имею в виду не только производственное обучение в мастерских, но и уроки, и участие в общественной жизни училища и группы. В центре внимания остаётся личность учащегося. Весь учебно-воспитательный процесс наполняем нравственно-этическим содержанием. Все направляем на то, чтобы подросток осознал себя личностью, частью коллектива - только тогда можно будет говорить о хорошем результате. Здесь уместна как индивидуальная работа, так и проведение бесед, классных часов. Примерная тематика классных часов: «Сущность и назначение человека», «Мудрые о вечном», «Афоризмы о жизни», «Вы живёте в согласии с самим собой?», «Практикум по общению». Целесообразно проведение диспутов, круглых столов, ролевых игр - это поможет ребятам лучше узнать друг друга. Постепенно складывается дружный коллектив, и действительно «уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива». Участие в организации и проведении тематических вечеров, спортивных соревнованиях, оформление стенгазет, дежурство по училищу, работа по благоустройству двора, ремонт кабинета, совместная работа в мастерской - все это создаёт радостную перспективу сегодняшнего дня. В группе наблюдается общее стремление к коллективному успеху.

«Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени». К таким дням готовимся задолго, придаем им особое значение. К такой перспективе относится: участие в демонстрации, посвященной Дню Победы; участие в тематических маршах; начало и окончание учебного года; конкурсы профессионального мастерства, которые стали доброй традицией нашего училища; Республиканские конкурсы «Лучший по профессии»- к этим мероприятиям обучающиеся готовятся со всей ответственностью, разрабатывают проекты, с увлечением работают в мастерских, изготовляют изделия. К средней перспективе можно отнести и ежегодный Республиканский слет трудовых отрядов, участником которого всегда является наш отряд «Строитель». В 2007 году ребята заработали 96824 руб., каждый подросток получил в среднем по 1800 руб. за месяц работы. Не только денежное вознаграждение, но и приглашение на Республиканский слет молодёжи является для ребят хорошим стимулом для работы в трудовом отряде.

Далекую перспективу А.С.Макаренко видел в следующем: ребята должны «…всеми чувствами переживать движение вперёд нашей страны, её работу, её успехи… На фоне широкой советской перспективы всегда легко и удобно располагаются личные перспективы далекого типа отдельных воспитанников». Далекая перспектива предполагает и коллективную, и личную линии. Уже на первом курсе видно, что обучающихся интересует их собственное будущее. И здесь важно помочь подросткам наметить жизненные планы, прояснить перспективу будущего, продвинуться в своём личностном развитии, самоопределиться. В сочинении на тему «Как добиться успеха в жизни» ребята пишут: «Следуй строго к поставленной цели»; «Найди свою цель»; «Не предавайся бесплодным мечтаниям»; «Разработай конкретный план на будущее»; «Цель в жизни должна быть ясной, тогда её легко достичь»; «Реализовывать свою цель приятно и интересно». В какой-то мере это просто общие слова, как определить положительную далекую перспективу, как её достичь подростки ещё не знают. Самые главные и самые, как ни странно, трудные вопросы к самому себе такие: чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своём сознании? Каким образом можно реализовать намеченную далекую перспективу?

Ответить на эти вопросы помогает работа в рамках классного часа «Наши перспективы». Можно провести и цикл классных часов этой тематики.

I этап. Обучающиеся описывают свою будущую жизнь - так, как они хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые хотели бы взойти. В течение 10-15 минут нужно заставить карандаш беспрерывно работать. Пусть ребята дадут волю своему воображению отбросят всякие ограничения. 

II этап. Ребята внимательно перечитывают свои записи и определяют в какой временной сетке они работают. Хотят ли они все то, о чём написали, иметь уже завтра или их цели относятся к отдаленному будущему? Соответственно мы получаем близкую либо далекую перспективу.

III этап. Самые важные на будущее цели обучающиеся выписывают на отдельный листок. Нужно письменно обосновать, почему они уверены, что это для них так важно. Нужны серьёзные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определённой цели, результата. Если человек точно знает, почему нечто так важно для него, он обязательно найдёт, как к этому прийти.

IV этап. Обучающиеся составляют список ресурсов, необходимых для достижения целей (черты характера; друзья, которые могут помочь; финансовые ресурсы; уровень образования; энергия и т.д.)

V этап. Для каждой из четырёх целей разрабатывается пошаговый план её достижения. Начиная с конечного результата, планируется весь путь вплоть до того, что можно сделать по этому плану прямо сегодня.

Можно добавить ещё несколько заданий: разработка собственно стратегии достижения цели; определения качеств, которые мешают; можно смоделировать человека, который уже достиг того, к чему стремится подросток и т.д. Главное, что подростки должны чётко осознавать, что необходимо поставить перед собой серьёзную и высокую цель и со временем достичь её.

Существует множество педагогических принципов, сформулированных А.С.Макаренко, использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем молодёжи: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и требования к личности, принцип педагогического оптимизма и параллельного действия и др. Для успешного применения педагогики Макаренко А.С. в современных условиях, по его же словам, « требуется большое творчество, требуется душа, личность. В это дело надо вложить вашу собственную личность» и тогда «… в нашем коллективе всегда что-то родится новое, живое, только коллективу присущее, органичное…».

Литература

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., Художественная литература, 1972.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том 1. Перспектива. М., Педагогика, 1978.

3. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Том третий. М., Издательство Академии педагогических наук, 1957.

4. Толстых Н. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у школьников 15-17 лет. Воспитание школьников № 4, 1997.

5. Фролов А.А. Педагогическая система А.С. Макаренко, Москва, Высшая школа, 1972.

 

 

 

 

Программа человеческой личности

Пригарина Л.В., учитель русского языка и литературы,

МСОУ «Усть-Абаканская СКШИ»

 

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе.

Он не творит природу и не уничтожает её,

он только вносит в неё свой …корректив….

Наше воспитание такой же корректив.

И поэтому только и возможно воспитание.

Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам, жизни,

среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек,

если он действительно захочет это сделать

А.С.Макаренко

Имя Антона Семёновича Макаренко – писателя, педагога, мыслителя – широко известно передовым людям всего мира. В многочисленных статьях, лекциях, художественных произведениях он воспроизвел свой богатый педагогический опыт, направленный на воспитание подрастающего поколения. «Новая педагогика, - писал Антон Семёнович, - рождалась не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новыхформах дружбы и дисциплины…. Эта педагогика рождалась на всей территории Союза, но не везде нашлись терпение и настойчивость, чтобы собрать первые плоды».

Ценнейшим вкладом в историю нашей педагогики стала разработанная А.С. Макаренко теория воспитательного коллектива, вызвавшая немало возражений в своё время. Больше всего сторонников собрало предположение о том, что Макаренко, считая главной целью воспитания коллектив, игнорировал личность воспитанника, который был для него всего лишь винтиком в общем механизме. В частности, такую точку зрения поддержал и В.А. Сухомлинский в статье «Идти вперёд», вышедшей в 1969 году.

Весной 1928 года представители Наркомпроса и научно-исследовательского института педагогики осудили воспитательные методы Макаренко, назвав его систему воспитательного процесса - «системой не советской», а воспитание долга и чести – «буржуазными идеями». Командно-административные методы, утвердившиеся в системе образования того времени, не могли принять новую педагогику, «гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека».

 Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьёзным реформам и модернизации, очень важно определить, что взять за основу преобразований: зарубежные системы воспитания или обратиться за помощью к отечественным классикам педагогики. Теории Макаренко прошли самую беспристрастную, самую объективную проверку – проверку временем, и только в наших силах решить насколько актуальны те или иные положения в настоящее время.

  Формирование личности человека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе,  происходящее на протяжении всей жизни. Что же такое личность с точки зрения современной педагогики? Как утверждает Е.С. Рапацевич, – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. По Макаренко, начальным этапом развития и воспитания человека становится педагогическое проектирование, то есть в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников и чётко определять цель воспитательной работы. «Я сторонник активного воспитания, - говорил Макаренко, - то есть хочу воспитать человека определённых качеств и все делаю, весь интеллект, все усилия свои направляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собою … тот образец, идеал, к которому стремлюсь».

Какими же качествами, по его мнению, должен обладать идеальный воспитанник? Он должен иметь чувство долга и понятие чести, уметь подчиняться приказам и командовать, быть вежливым и добрым, суровым и требовательным, уметь владеть собой и влиять на других, он должен быть счастлив и любить жизнь.

Под целью воспитания Макаренко понимает программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие характера он вкладывает все содержание личности, то есть характер внешних проявлений, и внутренней убеждённости, и нравственное, эстетическое, трудовое, политическое воспитание – решительно всю картину человеческой личности. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определённых форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребёнок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Как говорил Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребёнка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьёзном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость. «Сложность и разнообразие трудовых операций и процессов позволяют воспитанникам проявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывают в детях чувство законной гордости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивают такой воспитательный результат, закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера».

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает своё поведение. Недаром в «Педагогической поэме» Макаренко образы воспитанников выведены настолько колоритно, что в конце книги с ними не хочется расставаться. Не менее ярко изображен и педагогический состав колонии. Это весьма не маловажный фактор, поскольку на воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. А.С. Макаренко пришёл к выводу, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят проявляются к людям высокой квалификации, уверенности и чёткого знания своего дела, постоянной готовности к работе. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости…, но если вы блещете работой, знанием, удачей: они все на вашей стороне.… И как бы ласковы, добры, приветливы вы ни были, но если видно, что вы своего дела не знаете – никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения.

Можно ещё очень долго говорить о творческом развитии детей, об эстетике внешней и внутренней, о культуре поведения и речи, о воспитании нравственности и духовности, обо всем, что, по мнению Макаренко, включает в себя программа человеческой личности, но лучше всего об этом скажут его воспитанники. Задоров, Вершнев, Бурун, Братченко, братья Чавелии и другие, больше 3-х тысяч настоящих советских людей, каждый из которых неоднократно проявлял мужество в сложнейших ситуациях. Превратить детей, потерявших человеческий облик в настоящих людей, создать такие условия жизнедеятельности для подростков, чтобы они забыли о тюрьме с колючей проволокой, а думали только о доме – эту цель заведующему колонией имени Горького помогали претворять в жизнь не только педагоги – соратники, но и сами бывшие беспризорники. Ответственность перед детьми – это ответственность перед историей, говорил Антон Семёнович. Сегодняшние дети – это завтрашняя история, завтрашнее будущее человечества. Из этого положения исходил Макаренко в своей работе и во имя его делал необыкновенно много.

Литература

1. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4 томах. Т.1. - М.: Издательство «Правда», 1987

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4 томах. Т.3. - М.: Издательство «Правда», 1987

3. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1987

4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003

5. Психолого-педагогический словарь//Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: «Соврем. слово», 2006

 

 

 

 

Атмосфера эмоционального благополучия ребёнка

Рыхтикова Е.В.,учитель иностранных языков

МОУ Лесоперевалочная СОШ-1 с. Бельтырское Аскизского района

 

У многих людей полнота жизни ассоциируется с ощущением положительных эмоций. Человек, ощущающий себя счастливым, удовлетворен своей жизнью. А поэтому удовлетворенность жизнью часто отождествляют тому, что жизнь наполнена счастьем. Чувство счастья во многом определяется отношением человека с другими людьми. Ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые отличаются свойством постоянно испытывать положительные эмоции, несмотря на изменения настроения в силу разных событий, ситуаций, одновременно есть и такие, кто в таких же условиях остаётся постоянно в депрессивном состоянии. Люди, не имеющие внутренних конфликтов, счастливее других. К этим конфликтам можно отнести расхождение между достижениями и притязаниями. Ощущение счастья зависит ещё и от той социально-экономической обстановки, в которой живут люди. Поэтому процент людей, считающих себя счастливыми, ощущающими чувство счастья в разных странах различный. Опросы и обследования позволяют сделать вывод, Что британцы ощущают себя более счастливыми, чем представители многих других наций. Показатель самоубийств среди британцев низок, они реже разводятся, реже становятся алкоголиками и реже совершают преступления. Среди британцев сравнительно мало людей, страдающих неврозами. Согласно имеющимся данным наиболее счастливыми странами являются Англия, Австралия, Новая Зеландия и Голландия.

Но как воспитать у ребёнка способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, вовремя помочь ему, увести от одиночества, сделать его счастливым?

Под атмосферой эмоционального благополучия подразумевается, прежде всего, счастье семьи, без которого, указывал А.С.Макаренко, невозможно правильное воспитание подростков. «Надо быть честным, - обращался А.С.Макаренко к родителям, - партийным в своих мыслях и действиях человеком, потому что необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна. Счастье такого открытого, честного человека даёт большой процент не только этому человеку, а прежде всего его детям».

И В.А.Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, когда  «воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек». Для этого воспитателю «надо самому быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца».

Макаренко А.С. сформулировал правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым: радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие; окружающая воспитывающая среда (люди, природа); глубокая вера в другого человека; красота человеческого духа.

Макаренко А.С. подчёркивал, что «счастливым человеком нельзя быть по случаю – выиграть как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть».

Большое значение для создания атмосферы эмоционального благополучия имеет культура взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и учителями, учителями и родителями. Она проявляется в уважительной требовательности друг к другу, во внимании, заботе, предупредительности.

 Свои уроки я всегда начинаю с улыбки, показывая тем самым, что я очень рада видеть вновь моих учеников, а заканчивая занятие, я благодарю за урок, говорю: «До новой встречи».  Созданием благоприятной психологической обстановки на уроках, должной рабочей атмосферы, эмоциональным отношением к предмету занятий, личным примером доброжелательного и справедливого отношения к ученикам я воспитываю у учащихся во-первых, жизнерадостное мировосприятие, а во-вторых, интерес к английскому языку и окружающему миру, подхожу к каждому ребёнку, как учит А.С.Макаренко с «оптимистической» позиции.

В своей работе использую систему содержательных оценок. Она эффективна во многих отношениях, и в частности при формировании у детей правильного отношения к учителю. Содержательная оценка предполагает следующие моменты:

- во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;

- положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия и не дали положительного результата);

- конкретный анализ трудностей, стоящих перед учеником, и допущенных им ошибок;

- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

   Общий педагогический смысл высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя не все ещё получилось. В следующий раз ты обязательно сделаешь лучше». Общая положительная оценка необходима ещё и потому, что дети часто не могут отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Для создания непринужденной атмосферы на уроке приветствуется юмор, шутки, смешные истории.

Работая классным руководителем, большое внимание уделяю тематике классных часов, форме их проведения, классные часы стараюсь построить так, чтобы установить благоприятный психологический климат, наладить контакт с детьми, научить их дружить. В начале сентября, знакомясь с новым для меня классом поближе, для того, чтобы наладить контакт с классом я предлагаю детям всем вместе составить автопортрет класса. На листе ватмана рисуем простого веселого человечка – своего рода символ класса, а потом к этому изображению подписываем необходимые данные. Когда эти ребята оканчивают школу, составляем новый портрет по тем же вопросам и сравниваем два портрета. При составлении пользуюсь следующим перечнем вопросов: Какой рост нашего класса? (Суммируем данные каждого ребёнка) Каков вес? Сколько нам лет, месяцев, дней? Сколько у нас глаз и сколько из них карих, серых, голубых? Сколько у нас носов, ртов, ушей? Какие прически любит наш класс? Сколько у нас родных братьев и сестер? Какие у нас домашние животные? Чем мы увлекаемся?

Учимся говорить друг другу комплименты, добрые пожелания друг другу. Обсуждаем с ребятами советы известного педагога и психолога Симона Соловейчика, правила жизни, которые ведут к взаимопониманию, такие, например, как «Будь предан своей семье, избегай возможности предать её» или «Уважая других людей, уважай себя» и другие.

 В 5-6 классах провожу классный час по теме «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!», целью которого является продолжение работы по созданию благоприятного психологического климата в коллективе и расширению представления учащихся о разных народах и их культуре. В 9-10 классах – классный час «Счастье – жить», цель которого помочь ребятам разобраться в сложной философской категории и предложить модель понимания счастья выдающимися людьми. В 8-9 классах – классный час «Познай самого себя», цель которого акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. В своей работе активно использую анкетирование, психологические тесты «Насколько вы довольны жизнью», «Довольны ли вы собой», «Ваше отношение к жизни», «Легко ли вам даётся общение с окружающими» и другие.

И конечно, эмоциональное благополучие ребёнка напрямую зависит от психологического климата в семье. На первом месте у ребёнка – семья, мама, папа, на первом месте - общение с родителями, которые с первых дней рождения находятся рядом. Если родители разговаривают с младенцем, показывая эмоциями, как они ему рады, затем по мере взросления отвечают на все его «почему», «зачем» и «как», не отмахиваются от него, читаю сказки, делятся проблемами, причём обсуждают проблема не только ребёнка, но и свои, то ребёнок не вырастет замкнутым, а будет общительным, дружелюбным. На доброе, задушевное, доверительное отношение подростки отвечают взаимностью. При таких отношениях родителей с детьми процесс воспитания из сложного и трудного превращается в процесс радостный, естественный. В семейном воспитании нет мелочей, Честный поступок, доброе ласковое слово незаметно оставляют свой след в сердце ребёнка. Поэтому заботливые родители все делают для того, чтобы души их сыновей и дочерей впитали в детстве как можно больше тепла и радости. А.С.Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

Я стараюсь развивать у детей способность смотреть на проблемы с позиции других людей, в том числе и глазами родителей, развивать умение понимать чувства и мотивы других людей, умение уважать другие точки зрения, быть терпимыми, толерантными к чужому мнению, стараюсь развивать у детей чувство благодарности, уважения к родителям, чувство ответственности за свои слова и поступки, умение слушать других, проявлять уважение к оппонентам.

На родительских собраниях провожу анкетные опросы, тесты, тренинги, практикумы, помогающие созданию единого воспитательного поля семьи и школы, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

В конце учебного года дружно и весело проводим родительское собрание совместно с детьми, на котором подводим итоги года по успеваемости, дисциплине, проведённым мероприятиям, знакомим родителей с нашими успехами, каждому ребёнку вручаем грамоту за определённые достижения или просто «Самому доброму и отзывчивому». Общими усилиями готовим концерт, после которого накрываем праздничный стол с тортами и чаем.

Созданию атмосферы эмоционального благополучия ребёнка способствуют любовь, согласие, постоянная забота, неослабное внимание и предупредительность, стремление подбодрить добрым словом во взаимоотношениях, как в семье, так и в школе.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23