Главная страница

Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа


Скачать 1.33 Mb.
Название Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа
страница 1/7
Дата 17.02.2016
Размер 1.33 Mb.
Тип Протокол
  1   2   3   4   5   6   7




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алнерская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на ШМО классных руководителей

протокол №1 от 30.08.2011 г.

руководитель ШМО __________

Жучкова А.А.


Воспитательная программа
«3 Д –

Дом Добрых Друзей»
на 2011-2014 гг.

Разработана

классным руководителем

Лукиной Ириной Геннадьевной


г. Сухиничи, 2012 г.

Паспорт программы





Название программы

Воспитательная программа «3 Д – Дом Добрых Друзей»


Сроки реализации программы

2011-2014 гг.

Наименование учреждения

-юридический адрес

-телефон

-факс


МКОУ «Алнерская основная школа»

Калужская область, Сухиничский район, деревня Алнеры

8(48451)59273

Вид программы

Комплексная

Количество участников программы

6 учащихся + родители + учителя

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Лукина Ирина Геннадьевна (учитель начальных классов, классный руководитель)















Содержание



1.

Пояснительная записка

4

2.

Содержание программы воспитания







  • Направления работы

11




  • Воспитательная программа «Дом Добрых Друзей»

13




  • Самоуправление

18




  • Работа по выявлению «трудных» детей

21




  • Формы, методы, направления работы с родителями, её системность и комплексность

23




  • Использование современных педагогических технологий в воспитательной работе

26

3.

Реализация направлений программы

28

4.

Планируемые результаты освоения программы «Дом Добрых Друзей»

31

5.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

32




Список литературы

33




Анализ результатов реализации программы воспитания на промежуточном этапе

34




Планы и перспективы

43




Приложения

44



  1. Пояснительная записка.


Учитель является для детей путевым огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей

разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов.

В.Сухомлинский
В сложное время выпало нам быть наставниками молодого поколения. Вообще странная это профессия – классный руководитель. Одна из самых нужных в современном обществе, и, пожалуй, единственная предполагающая кроме знаний ещё и огромную любовь. И не только от себя, но и к себе.

Вся наша наука занята вопросами: кого и как надо воспитывать? В практике современной школы много вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Каждый из нас автор и исполнитель, который привносит в воспитательный процесс нечто свое, индивидуальное.

Моя воспитательная позиция состоит в том, что ребенка надо просто любить, а еще иметь, что ему дать.

С первого дня работы я убеждена, что ребенок должен приходить в школу с улыбкой, и улыбкой учителя должен быть встречен. Именно педагог зажигает чистую лампаду детской души.

Ученик, по словам Сухомлинского, - это лишь один из лепестков цветка, который называется воспитанием. Воспитание, на мой взгляд, - это развитие творческого потенциала ребенка, опираясь на его самобытность, его природу. Поэтому я считаю, что школа начинается с любви. Именно здесь должны проявиться: любовь к человеку и к жизни, здоровые отношения и общество, нравственная ориентация в познании Добра и Зла.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Дом Добрых Друзей» лежат пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации.

Системный подход. Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.
Деятельностный подход. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.

 

Компетентностный подход.

Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.
Развивающий подход. Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.



Программа «Дом Добрых Друзей» помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Поэтому программа «Дом добрых друзей» строится на основе

Принципа гуманизации

Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.
Принципа системности

Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.
Принципа успешности

Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.
Принципа проектирования

Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Принципа индивидуализации

Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.
Принципа обратной связи

Привлечение родителей и детей на всех этапах деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их мнения, настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.
Принципа стимулирования

Прием поощрения и вознаграждения.
Социальная значимость программы определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.

Программа направлена на коррекцию, развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.
В 2011 году я перешла работать в МКОУ «Алнерская основная школа» на должность учителя начальных классов. И я познакомилась со своим 3 классом. Об особенностях этого классного коллектива мне сразу же рассказали, и я приготовилась к нелегкой, но интересной работе. После знакомства с детьми я поняла, что необходимо создать Программу воспитания, направленную на социализацию и коррекцию поведения учащихся, а также на духовно-нравственное развитие детей посредством личностно-ориентированного подхода.

Для того, чтобы осознанно подойти к проблеме создания Программы воспитания, были проведены пилотажные исследования, как внешней среды окружения, так и внутри класса.

Цель воспитательной программы: способствовать социализации личности младшего школьника в окружающем социуме, в современном обществе.

Задачи:

  1. изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

  2. развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшеклассниками для решении общих проблем;

  3. создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического развития и самовыражения личности школьника;

  4. воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

  5. воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

  6. воспитывать бережное отношение к здоровью, природе;

  7. формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

  8. развивать творческую деятельность через КТД.

Программа разработана в соответствии с Программой развития и воспитательной программой МКОУ «Алнерская основная школа» Сухиничского района Калужской области.

Программа «Дом Добрых Друзей» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, разработана по циклическому принципу и рассчитана на три года (2011-2014 год).
Этапы реализации программы:
Первый этап - подготовительный (диагностический)

Срок реализации - сентябрь – октябрь 2011 года

Содержание деятельности:

- апробация форм, методов и разработка программы;

- создание условий, необходимых для обеспечения и внедрения программы, диагностики.
Второй этап - основной (деятельностный)

Срок реализации - 2011-2014 гг.

Содержание деятельности:

- организация деятельности и работы программы;

- коррекция и контроль в соответствии с планируемыми результатами.
Третий этап - обобщающий (аналитический)

Срок реализации май-июнь 2014 года.

Содержание деятельности:

- обобщение и анализ деятельности;

- корректировка программы.
Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются самоуправление.

Актуальность программы «Дом Добрых Друзей» в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся, обеспечивающих возможность наиболее полной самореализации личности младшего школьного возраста.

Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной программы класса:

  • личность,

  • самостоятельность,

  • доброта,

  • творчество,

  • активность,

  • коллектив,

которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации задействована окружающая социальная среда. Воспитательный процесс строится через совместные мероприятия со школьным музеем, Сельским Домом культуры, с другими классными коллективами.

Обоснование для создания Программы воспитания.

Характеристика классного коллектива.

  1. Формирование детского коллектива.

  • Состав класса (количество мальчиков и девочек, паспортный возраст):

На начало 2011 – 2012 учебного года в 3 классе 4 ученика, из них 2 мальчика и 2 девочки.

- 2001 года рождения – 1 человек

- 2002 года рождения – 3 человека

  • Начало вхождения в детский коллектив: детский сад, начальная школа, дополнительно о вновь прибывших (в какой класс ребенок пришел, из какой школы, из какой местности):

Детский коллектив сформирован в 1 классе.

  • Особенности микрорайона проживания учащихся и влияние этих особенностей на формирование детского коллектива:

Проживают в:

- деревне Алнеры – 2 человека

- деревне Руднево - 1 человек

- г. Сухиничи – 1 человек.

Особенности проживания не влияют на формирование детского коллектива.



  1. Анализ психофизического здоровья учащихся.

    • Анализ результатов медицинского обследования

Мед. группы:

I – 0 человек

II – 3 человека

III – 1 человек

Группы здоровья:

Основная – 1 человек

Подготовительная – 3 человека

    • Учащиеся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников:

Снижение зрения, астегматизм – 3 человека;

Нарушение освоения школьных навыков – 4 человека;

Задержка развития – 2 человека (ПМПК – 1чел.);

Гиперактивность – 2 человека (ПМПК – 1 чел.).

    • Влияние здоровья отдельных учеников на результаты их учебы:

Отклонения в здоровье сильно влияют на результаты учебы.

    • Отношение семьи ребенка к его болезни и отношение самого ученика к своему здоровью:

В семьях не придают значения заболеваниям детей. Рекомендации врачей не выполняются. Дети испытывают дискомфорт, но не считают, что это из-за отклонений в здоровье.


  1. Характеристика интересов учащихся.

    • Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации:

Познавательная и учебная мотивация у большинства детей не сформирована или сформирована слабо (низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, присутствие оценочного мотива слабо выражено)

    • Отношение учащихся к собственной учебной деятельности:

Обусловлено отсутствием у учеников личностного смысла.

    • Отношение учащихся к изучению учебных предметов:

Интерес только к «лёгким» предметам, где не надо прилагать усилий для получения знаний. Как только предмет требует каких-то дополнительных усилий или встречаются затруднения, интерес к нему пропадает.

  1. Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

    • Отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой: практически отсутствует.

    • Анализ уровней работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности: ниже среднего.

    • Отношение учащихся к выполнению домашних заданий: домашние задания частью учащихся периодически не выполняются. В большинстве случаев отношение к домашним заданиям недобросовестное.

    • Степень вовлеченности учащихся во внешкольную интеллектуальную деятельность (кружки, факультативы): дети посещают кружки, организованные в школе («Общей физической подготовки», «Компьютера»). Трое детей ходят на дополнительные занятия в Сельском доме культуры.




  1. Характеристика степени сплоченности детского коллектива.

    • Определение в детском коллективе лидеров и изолированных детей:

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. Двое конфликтных детей, которые трудно идут на контакт с педагогами и одноклассниками. Их сложно вовлечь в различные виды деятельности. Одна девочка изолирована.

    • Формальность и неформальность лидерства:

Двое из «трудных» детей хотят быть неформальными лидерами, стараются отрицательно влиять на остальных.

    • Определение микрогрупп в коллективе, причины (по интересам, по месту проживания, по способностям):

В классе одна микрогруппа, состоящая из «трудных» детей. Время от времени она ненадолго распадается из-за ссор. Иногда к ней присоединяется мальчик.


  1. Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива:

Большинство учащихся тревожны и закрыты. Доброжелательность и чувство сопереживания ярко проявляются у двух детей. Волевые качества личности и рефлексивные умения на низком уровне. Большинство детей плохо взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, а также с педагогами. У них отсутствует чувство коллективизма, умения работать в группе. Не принимают проигрышей даже в играх. Реагируют бурно, агрессивно (не только словесно, но и физически).


  1. Структура классного коллектива:

Классный коллектив маленький, поэтому все учащиеся имеют поручения. Заинтересованность в выполнении своих обязанностей кратковременная, поэтому необходим постоянный контроль за выполнением поручений. Все учащиеся класса вовлекаются в подготовку и проведение классных и общешкольных мероприятий.

Изучение социального статуса семей.

Образование

родителей

Место работы родителей

Уровень дохода

ЖБУ

семей

Соц.-псих. условия

Алкоголизация родителей

Стиль воспитания

Ср.спец

н/средн

Нет осн.обр.

Безработные

Негосударст. предприят.

В декретном отпуске

Равный прож.мин.

Ниже прж.мин.

норма

Ниже нормы

Благоприят.

неблагоприят

употребляют

Не употребл.

попустительский

взаимопонимание

авторитарный

1

3

1

1

3

1

0

4

2

2

1

3

4

1

4

0

0


Данное исследование показало низкий социальный статус большинства семей. Недостаток в образовании, низкий уровень доходов, алкоголизация родителей и, как следствие, попустительское отношение к воспитанию детей из-за незнания самих принципов воспитания. Это сразу же указало на необходимость проведения более глубокой работы с родителями, их педагогическое просвещение.

Моя роль – роль классного руководителя – создать педагогическое пространство для развития личности ребёнка, обогащения его внутреннего мира.

В выборе цели я ориентируюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности, на спроектированные образы учащегося и класса. При разработке цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. (Приложение 1)

  1   2   3   4   5   6   7