Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 6/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Литература

1. Бугременко Е. Ролевая игра как средство организации самоконтроля. //Д\в № 10, 1990.

2. Макаренко А.С. О воспитании. - М: Политиздат, 1990.

3. Михайленко Н., Пантина Н. Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей. //Д\в № 9, 1991.

4. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. - М: Педагогика, 1996.

 

 

 

Учить – воспитывая, воспитывать – учась

Короткова И.А.,

 учитель технологии, МОУ Калининская СОШ Аскизского района

Труд всегда был основанием для человеческой,

для создания благополучия человеческой жизни и культуры.

Макаренко А.С.

Антон Семёнович Макаренко – педагог, воспитатель, наставник. В одном лице сочетается столько сторон одной медали – медали образования. В советские времена его труды практического осуществления системы воспитания очень ценились, но в период распада СССР имя Макаренко стало все реже и реже встречаться и упоминаться. Но это не значит, что его принцип сочетания обучения с трудом ничего не значит в наши дни. Наоборот, вопрос трудового воспитания как никогда актуальны именно сейчас, когда целое поколение после «лихих 90-х», оставшиеся выброшенными за борт и не сумевшие найти смысл жизни, оказалось потерянны для общества. Люди, вначале растерявшиеся от создавшейся ситуации, затем и привыкшие не трудиться, в свою очередь, вырастили молодое поколение, которое, имея перед собой такой пример, считает нормой жизни такой пример – не трудиться.

Работа «Воспитание в труде», написанная много лет назад и являющаяся главой « Лекций о воспитании детей», применима и в нынешние дни.

Если дети в семье не получают воспитание в труде, следовательно, этот процесс автоматически ложится на плечи школы. Школа должна выпустить из своих стен человека не только образованного, но и воспитанного. Только в этом случае ребёнок сможет реализоваться сам и реализовать свои возможности в самостоятельной жизни. Не последнюю ступень в этой лестнице занимает трудовое воспитание.

Ребёнок, войдя во взрослую жизнь и умея трудиться, не встанет в тупик, не спасует перед опасностями, не будет просить помощи, а сам достойно выйдет из различных ситуаций и решит свои проблемы самостоятельно. Умея работать и претворять в жизнь задуманное, человек испытывает эмоциональный подъем, желание продолжать начатое. Нет смысла говорить о том, что труд имеет огромное значение в личной жизни.

Ребёнок должен уметь трудиться не только физически, но и творчески. Конечно, он должен уметь обслужить не только себя и своих близких, но и ещё трудиться на благо общества.

Начальной ступенью к этому является развитие трудовых качеств, которые даются человеку от природы. Задача учителя - помочь ребёнку в этом, подсказать направление, если надо исправить, ведь легче научить, чем переучить. На уроках технологии в Калининской СОШ применяются рассказы об истории родного края, приводятся примеры из биографии известных в регионе людей – мастеров своего дела. Также организуются выступления детей по темам краеведения, даются задания на поиск необходимого материала. В кабинете технологии есть стенд со съемным материалом по темам «Из бабушкиного сундучка, «История одной вещицы».,который полностью оформляется по собранному материалу учащихся. На правильное выполнение приёмов работы с инструментами (крючок, спицы, ножи, вилки), используются различные упражнения на развитие моторики пальцев (зарядки-считалки для рук). Например, зарядка «ловим комариков». Выполняется сидя или стоя. Задача – поочередное смыкание большого пальца рук с другими пальцами. На счёт «раз» - с указательным, «два» - со средним, «три» - с безымянным, «четыре» - с мизинцем, «пять» - раскрыть ладонь, с силой расставив пальцы. Захват «пинцетом» является важным условием умелости и сенсомоторной координации кистей рук.

Но можно ребёнка научить, но нельзя заставить трудиться. Ведь принуждение никогда не давало положительных эмоций. Одновременно с развитием трудовых качеств нужно суметь заинтересовать ребёнка тем, чем он занимается, убедить его в важности того, что он выполняет. Большую роль на данном этапе играет применение наглядных методов обучения. Учащийся должен правильно воспринимать сообщения учителя. Через наглядность создаётся требуемый эмоциональный фон. Учителем технологии используются репродукции исторических костюмов, картины известных художников, иллюстрации к народным сказкам. Дети, внимательно рассматривая, анализируют и сравнивают детали, отделку костюмов. Также организуются выставка орнаментов и узоров, характерных для нашей местности, собранная детьми, выставляются работы детей для образца. Как показывает практика, именно детские работы являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности учащихся. Самое главное, ребёнок, имея перед глазами образец, не только смог его повторить или выполнить аналогичный, но и захотеть и смочь выполнить свою творчески придуманную работу. Не зря говорят, глядя на «прекрасное», создаешь красивое. От учителя требуется развить в ребёнке творчество и научить трудиться творчески, ведь ребёнок, получающий удовольствие от своей работы и делающий её с любовью, развивает свой талант и проявляется как личность. На уроках технологии в Калининской СОШ используются для этого различные упражнения, например, задания «найти отличия», «дополни орнамент, узор», «придумай модель, предмет быта с данным узором», «составь кроссворд, ребус», «смоделируй изделие». Очень значимым в этой области стал проект «Моя школьная форма», который проводился в форме конкурса.

Именно в этот период самое главное не упустить момент, по своей значимости важный в звеньях цепи – это качество труда. Для этого на уроках технологии используются карты требования к качеству выполненных изделий, также даются разъяснения о промежуточном контроле, например, стёжки тамбурного шва должны быть одинаковыми по длине и равными по отношению друг к другу. Учитель должен быть требовательным и приучить детей к этому же по отношению себя. Ребёнок должен запомнить: неудовлетворительная работа должна быть переделана, и он сам должен знать критерии качества, предъявляемые к работе, и уметь их определять, т.е. учиться самоконтролю.

Но нельзя забывать, что каждый ученик не только индивид, но и член общества, в котором ему должно быть комфортно и удобно, но нельзя забывать, что и близлежащим людям рядом с ним также должно быть аналогично. Общество заинтересовано, чтобы гражданин являлся членом трудового общества, но и человек в свою очередь тоже заинтересован, чтобы влиться в общество и занять в нём своё место и стать индивидуальность. Ведь в этом состоит ценность гражданина. Но какой будет гражданин - плохой и хороший, зависит от его трудовой подготовки. Важно научить детей совместно работать в коллективе, взаимно помогать друг другу, относится друг к другу корректно, т.е. воспитывать нравственность. Для этого применяют групповые формы обучения. Этого можно добиться через решение той или иной проблемы, предъявляемым учителем группе учащихся, через практические работы, которые можно выполнить только через коллективную форму обучения. Например, в разделе «Технология обработки пищевых продуктов» практические работы всегда выполняются бригадами, то есть дети осознают, что поодиночке они не смогут выполнить её. Поэтому мною применяются различные карточки-задания, смысл которых, что если кто-то не выполнит одну из этих карточек, то результата не будет. Например, «Приготовить дома картофель, сваренный в мундире для салата, очистить его от кожуры, порезать на кубики». Если ребёнок это не выполнит, то салат не будет отвечать критериям качества, а, следовательно, задача не выполнена. Также практикуется выполнение творческих проектов в старших классах группами в 3-4 человека. Например, в рамках программы «Твори добро» через творческие проекты для детского сада одежда для кукол, постельного комплекты для кукольных кроватей. На начальном этапе учитель может подсказать, что для выполнения поставленной задачи необходимо распределение ролей в коллективе, но лучше, если ученики самостоятельно приобретут бесценный опыт методом проб и ошибок. Ребёнок учится работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения, признавать чужую правоту и, если нужно, то осознавать свою ошибку. А это значит, что духовное и психологическое развитие не стоит на месте, а планомерно повышается, следовательно, ребёнок становится человек в полном смысле этого слова.

В процессе работы в коллективе, в группах у ребёнка развиваются такие качества, как внимание, изобретательность, находчивость. В век скоростей, новых технологий, когда от человека больше требуются умственные, чем физические способности, умение организовать свои силы и применять новые методы и формы работы, особенно актуально и востребовано.

Все эти обстоятельства нашли отражение в работе А.С. Макаренко «Воспитание в труде». Вызывает уважение этот труд, который даже в наши дни имеет огромную значимость по своей важности рассматриваемого вопроса. В заключение хочется процитировать автора «Лекций о воспитании детей»: «Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть наградой за его труд». Думается, что лучше и не скажешь.

 

Литература

1. Макаренко А.С. Книга для родителей: К 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. - 304 с.: ил.

2. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

3. Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения – М.: Просвещение, 1985. - 224 с., ил.

4. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – И.А. Каиров и Ф.Н. Петров.т.2. М., «Советская энциклопедия», 1965.

 

 

 

Учимся воспитанию

Кричевцова С.Ф.,

 руководитель методического объединения классных руководителей

МОУ Лицей №2 г. Саяногорска

 

Среди всех искусств самым трудным, очевидно

следует считать искусство воспитания.

И.Кант

Какие бы реформы не проводились в российском образовании, какие бы новые подходы не отыскивались, какие бы модные понятия не вводились в педагогический обиход, нам никуда не уйти от главного вопроса: образование, если оно сведено только к обучению, приводит к нежелательному результату: растущий человек постепенно теряет интерес к самому себе и своему развитию. Поэтому главную стратегическую линию своей заботы педагог – воспитатель видит в поддержке личностного роста своих воспитанников, пробуждение их внутренней энергии для жизни, стремление к счастью на основе их упорного образования и собственного труда.

Не всегда учительское сообщество отдельно взятой школы можно назвать «коллективом».

Но у нас в Лицее родился новый «коллектив в коллективе»- содружество классных руководителей. У нас единая цель – воспитать ученика. Как не согласиться с А.С.Макаренко в том, что «если человек плохо воспитан, то в том исключительно виноваты воспитатели, если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию».

Методическое объединение классных руководителей – это по сути разновозрастный отряд. Рядом с опытными воспитателями те, кто «недавно из стен институтских». Мы давно поняли, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой риск и ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, воодушевленных одной мыслью, одним принципом и стилем и работающих едино. Коллектив воспитателей, объединённый общим мнением, убеждением, помощью друг к другу, свободный от зависти, погони за любовью воспитанников. Только такой коллектив и может воспитывать детей. Единство коллектива воспитателей – совершенно определяющая вещь. И самый молодой, самый неопытный воспитатель в едином, спаянном коллективе сделает больше, чем какой угодно опытный педагог, идущий вразрез с коллективом. Но воспитывать необходимо не только детский коллектив. Учить воспитанию необходимо и педагога.

Научить воспитывать педагога так же легко, считает А.С.Макаренко. В чём заключается такая учёба? В организации характера педагога, воспитания его поведения, организации его специальных знаний, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет.

И потому мы учимся. Опытные классные руководители понимают, что «театр одного актёра» хотя и может быть интересным, но вряд ли станет эффективным без поддержки других учителей и классных руководителей, родителей и общественности. Сколько семинаров проведено, сколько работ великих педагогов перечитано заново, какой опыт накоплен за годы существования нашего методического объединения! А рядом друг и советчик - А.С.Макаренко.

«Различные концепции и подходы к воспитанию» - тема одного из семинаров классных руководителей Лицея, на котором мы ещё раз обратились к трудам великих педагогов.

Круглый стол: «Как воспитать выдающуюся личность», в ходе проведения которого мы совершили экскурс в Царскосельский Лицей, познакомились с его традициями. «Воспитание на традициях – одна из важнейших задач»- считает А.С.Макаренко.

Сколько десятков воспитанников выпустили в жизнь классные руководители Лицея! Все они заняли достойное место в жизни, многие, независимо от места жительства и удаленности от школы приводят к нам своих детей. В родную школу – школу, оберегающую традиции, воспитывающую; потому, что воспитание ребёнка – это вопрос, который за все годы её существования не снимался с повестки.

«Ничто так не учит человека, как опыт!», решили мы и снова засели за книги, чтобы перенять опыт Мудрого Учителя.

Тема - «Воспитание в семье». Вот лишь некоторые темы семинаров, которые были организованы и проведены в нашем Лицее:

1. «Особенности воспитательного процесса в семье».

2. «Дети и родители: идеалы и реальность».

3. «Стили семейного воспитания».

4. «Родительский авторитет и особенности общения с ребёнком в семье».

А итог работы – педсовет: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка. Контрольная для взрослых».

За партами рядом с педагогами, классными руководителями - родители. Вместе учимся, вместе воспитываем. Мы учимся друг у друга корректировать поведение учащихся не окриком или назиданием, а улыбкой и шуткой, однако без фамильярности. Мы учимся «воспитывать человека так, чтобы он был счастливым в своей жизни!» Стараемся воспитывать детей так, чтобы он чувствовали ответственность за свои семьи. Несли в себе традиции Лицея.

Создав в школе воспитательную систему по образу и подобию коммуны Макаренко, нельзя ожидать чудодейственного эффекта в воспитании: ведь «все сделано как у Макаренко». Только включившись в увлекательную деятельность, сплотившись в единый коллектив единомышленников, воспитательный процесс становится управляемым, а главное продуктивным. Классный руководитель участвует в жизни коллектива наравне с учащимися. И только в меру его знаний, работоспособности и ответственности он имеет некое преобладание. «Рядом, но немного впереди». Учимся, накапливаем опыт, а затем передаем свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. В этом и заключается активная роль педагогов.

Эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира их интересов и увлечений, поддержка и взаимовыручка между коллегами – вот лишь часть того, что приобретает педагог как классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

Литература

1. Макаренко А.С. Воспитание гражданина – М., Просвещение, 1988.

2. Макаренко А.С. Книга для родителей – М., Правда,1985.

 

 

 

 

Роль детской художественной литературы в воспитании детей младшего возраста

Кузургашева Е.И., воспитатель МДОУ Аскизского Центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

 

В детской литературе должны быть особая яркость и полнокровность красок,

совершенно явный реализм, точное разделение светлого и тёмного.

Здесь неуместен никакой импрессионизм, не должно быть никаких эстетических оттенков.

Та прямая борьба светлого и тёмного, какая есть в сказке, должна быть и в каждой детской книжке…

А.С. Макаренко

«… В нашей книге должно быть очень много энергии, смеха,  проказливости – все это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной…» - говорил А.С.Макаренко о значении детской художественной литературы в воспитании дошкольников.

«… Когда мы говорим о литературе для детей мы одновременно чувствуем два определения: во-первых, мы утверждаем, что эта литература тоже должна быть художественной, во- вторых, мы утверждаем, что она обладает какими-то особенностями, которые делают её именно литературой для детей,» - говорил А.С.Макаренко.

Знакомство с художественными произведениями начинается с малых фольклорных форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песен. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Это и простая рифма, и неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и обращения к ребёнку или какому –либо персонажу. Ребёнок невольно начинает прислушиваться, замирает на какое-то мгновение, всматривается в лицо говорящего взрослого. Он слышит первые образцы народной речи, у него формируется слуховое сосредоточение на разговор взрослого, а затем возникают первые речевые реакции. В этом заключается неповторимое своеобразие и ценность детского фольклора, который активизирует познавательное внимание у детей младшего возраста.

По содержанию маленькие произведения народного творчества образны и многоплановы. В них оживают явления природы, такие потешки, как: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко ведрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких ребят», «На небе появилась радуга-дуга, высока и туга», олицетворяются животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока, козынька рогатая) и многие другие персонажи.

Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка- рябушечка идёт на речку за водичкой - цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит - деток кормит; котик покупает пирожок; белка продаёт орешки; заинька горенку метет и т.п. Они трудолюбивы, ласковы, заботливы: «собачка не лает, чтоб нашу деточку не испугать», а «Котик – серый лобик» качает люлечку, баюкает ребёнка и т.д. Через олицетворение этих персонажей, их поступков, высказываний подчеркивается любовь к ребёнку, забота о нём.

«…Ребёнок растёт с каждым своим днем, книги, прочитанные ему сегодня, и те же книги прочитанные через несколько дней, встречают в сущности, разных слушателей и разные читательские приёмы…» -отмечал А.С.Макаренко.

Речевое развитее целесообразно начинать с занятий, направленных на формирование интонационной системы языка. Для этой цели мы используем потешки или часть их, так как они эмоциональной насыщены, содержат обращения или просьбы, в них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление. Потешки следует пропевать или читать напевно коротенькие, но интонационно выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк. Также мы используем часть более крупных произведений, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения. Вопросительные интонации хорошо передаются в потешке «ладушки- ладушки». Поочередная смена интонаций активизирует маленького слушателя. Следует подбирать и произведения, в которых передаётся не только веселое настроение, но слышатся недовольство, повеление. Потешку «Баю-бай» можно прочитать со строгой интонацией. После прочтения произведения, в котором слышатся строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать веселые потешки, песенки, в которых звучат радостные, восклицательные интонации:

Чики-чики, кички!

Березовые лычки!

При чтении произведений, в которых звучат спокойные интонации, соблюдаем медленный темп, делаем паузы, давая возможность ребёнку вслушаться в речь взрослого.

Внося в бытовой момент эмоционально-игровые действия и певучее лаковое слово, мы, взрослые, изменяем отношение ребёнка к той или иной процедуре. Если малыш заупрямился, не хочет умываться – взрослый показал ему игру с водой: «Водичка, водичка, умой мое личико…». Или во время сборов на прогулку можно напомнить стихотворение о Маше: «Наша Маша меленька…», похвалить и его наряд, сравнить с шубкой Маши. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение! Но не следует в поэтическом слове видеть лишь утилитарное назначение, оно всегда имеет несравненно большее влияние на ребёнка, на его речевое, эстетическое развитие. Слово, сказанное взрослым в обиходный момент, услышанное малышом в соединении с реальным образом, действием получает конкретное чувственное подтверждение: наглядное – яркая шубка надевается на ребёнка, осязаемое – журча, течет вода. Взрослый открывает эстетическую сторону в вещах, казалось бы, обычных.

«…Личность героя для них важна не сама по себе, не в своей личной неповторимости, а исключительно как носитель действия. Какой бы занятной ни представлялась та или другая фигура в книге, ребёнок принимает её не только по измерителям действия. Все личные особенности для него пропадают, если они статичны, если они не отражаются на действии…» - отмечал в своих трудах А.С.Макаренко.

В детском фольклоре немало песенок, стихов о животных. Коза, козленок знакомы малышу по игрушкам, картинкам. К трём годам он мог видеть их живыми. Стихотворение о козлике напомнит ему реальную картину:

Привяжу я козлика

К белой берёзке…

Звуковой рисунок стиха своеобразен. Его ритмичность строится не только на рифме, сколько на повторах одинаковых слов и строчек. Определённая расстановка повторений и создаёт ощущение мягкого, глубинного ритма. Вот прибаутка о котике:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша…

Каждый ребёнок не раз видел живую кошку или играл с ней, гладил, кормил, поэтому стихи воспринимаются легко. После нескольких повторение малыш запомнит текст и сам будет произносить сначала две-четыре строчки, а затем и все стихотворение.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

 Ребёнок не раз слышал сказки о репке, о курочке рябее. Он научился и сам их рассказывать. Теперь он знакомится с новыми русскими народными сказками. Они значительно длиннее, сложнее по сюжету, по изображению персонажей, по языку. Это «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Повествование их построено так же на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. В сказках о колобке, о козлятах и волке в текстах ест песенки, не все слова и выражения которых известны и понятны малышу. Не следует стараться объяснить что такое, например»…по сусечкам скребён». Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.

Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребёнка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо, помощь малого может решить дело.

Также практикуем чтение рассказов. Л.Толстой для детей написал много коротких рассказов. Их с увлечением слушают наши маленькие дети. С некоторыми из них мы знакомим детей: «Пошла Катя по утру по грибы», «У Розки были щенки». Их содержание очень близко ребёнку, язык рассказов удивительно точный, лаконичный, образный.

Мы, взрослые, отвечаем на вопросы ребёнка, повторно читаем, рассказ. Постепенно малыш приучается беседовать об услышанном произведении. В беседах уточняют его представления, разъясняют непонятное. Собственная речь ребёнка обогащается образцами высокохудожественной речи писателя.

На протяжении младшего дошкольного возраста детей воспитываем пониманию содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте эстетического восприятия художественной литературы.

При целенаправленной и систематической работе по использованию малых форм фольклора дети младшего дошкольного возраста овладели первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Наиболее эффективными приёмами формирования этих навыков является: использование образца речи и действий взрослого (выразительное исполнение произведений малых форм фольклора, например, обыгрывание потешек); применение наглядности: технических средств обучения, картинок; создание игровых ситуаций по содержанию произведений.

«…Расположение духовных сил человека имеет своё педагогическое оправдание. Наши дети должны вырастать цельными личностями…Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя…Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность…»- отмечал А.С.Макаренко.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23