Главная страница

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи


Скачать 42.47 Kb.
Название Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Дата 13.03.2016
Размер 42.47 Kb.
Тип Документы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков речи).

 

   При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:

звукопроизношение (может быть: отсутствие звука, замена звука, искажение или смешение);

-  фонематический слух – узнавание звука в потоке речи;

фонематическое восприятие – действия по звуко - слоговому анализу и синтезу.

   

 От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.        

    Вот три составляющих фонетико-фонематического недоразвития. Но, следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.

     

Почему необходимо обращать внимание на эту тему?

Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

     Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.

Предлагаю вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе.    
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов


  1.  Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …

  2. Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

А вот, что на Т вы сумеете назвать?

(Стихотворение Л.Куклина)

А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.

  1.  Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука; вторую – звук  в середине слова; третью – звук  в конце слова.

  1. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звукШ : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.

  1. «Цветы и пчёлка». Ребёнку дать два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Взрослый называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять  цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей. Например: дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба.    

  1. Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.

  1. Игра – загадка. Мы загадываем слово (например: модель слова лиса). Оно состоит из таких звуков: первый – мягкий согласный (зелёный квадратик), второй гласный (красный квадрат), третий – твёрдый согласный (синий квадрат), последний снова гласный (красный квадрат). Ребёнок должен угадать слово. Чтобы отгадать, он должен знать, про что  загадана загадка. Должен спросить: живое это или нет, сразу станет легче отгадывать. Если это живое, то какой следующий вопрос можно задать? Кто это может быть? и т.д.




  1. Игра «Придумай сам». А какие ещё слова могут подойти к этой схеме. Пусть попробует подобрать. (Река, небо, тина, кино, зима, лето, бегу, несу, пеку…). Если затрудняются дети – помощь родителей.




  1. Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…




  1. Игра «Соберём слова».

- Назови овощ на гласный звук;

- Назови птицу на звук В;

- Назови фрукт на звук Г;

- Назови игрушку на звук С;

- Назови мебель на твёрдый согласный звук;

- Назови дерево на мягкий согласный звук;

- Назови цветок на звук К;

- Назови животное на звук Бь.

Шутки - минутки. 

11. Игра «Исправь ошибку».

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры: 
Хвост с узорами, 
сапоги со шторами. 

Тили-бом! Тили-бом! 
Загорелся кошкин том. 

За окошком зимний сад, 
Там листочки в бочках спят. 
Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет мёд. 
Кот плывет по океану, 
Кит из блюдца ест сметану. 



Организация

Адрес

Контактный телефон




Наименование организации
____________________________________________
Серия «Развиваем фонематическое восприятие»

Памятка для родителей


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

детей старшего дошкольного возраста в играх

c:\users\ivan\desktop\118.jpg