|
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов
Цели:
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.
Развитие языкового чутья, связанной речи.
Оборудование:
Тексты, картинки, таблицы.
Ход занятия:
Организационный момент. Логопед настраивает детей на предстоящую работу.
Основная часть:
Речевая разминка. На доске висит плакат со стихами.
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я ВРАГ,
А деревьям друг.
Отгадайте загадку о ком в них говорится?
Дети: о дятле.
Логопед: Почему дятла называют лесным доктором?
Дети: отвечают.
Подберите к слову "враг" слова - "приятели"
Дети: недруг, неприятель.
Логопед: слова "друг" и "враг" имеют противоположный смысл. такие слова мы будем называть слова - "неприятели".
(вывешивается на доску таблица)
Тигр котенок
Большой меленький
злой добрый
сильный слабый
дикий домашний
Укажите слова - "неприятели" стрелкой.
Проводится игра "Не ошибись"
Покажите стрелой слова - "неприятели" (вывешивается плакат)
Старый новый
день ночь
сухо сыро
хохотать смеяться
смеяться плакать
ясный пасмурный
тепло жарко
жарко холодно
высоко низко
большой огромный
Проводится игра "что нарисовал художник"
Каждому учащемуся раздаются парные картинки.
сухое белье - мокрое белье
толстая книга - тонкая книга
большой мяч - маленький мяч
высокое дерево- низкое дерево
мальчик идет - мальчик бежит
зима - лето
белая блузка - черная блузка
Проводится игра «Гномы»
В избушке под елью
Гномики жили.
Работать умели
И крепко дружили.
Каждая пара гномов живет друг под другом. Расселите гномов по квартирам.
смелый
грустный
трусливый
умный
злой
веселый
глупый
добрый
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем:
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперед, шаг назад,
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова - «неприятели» мы знаем.
Игра «Поезд».
Проводится игра «Поезд». Логопед раздает детям вагончики со словами.
На доску вешается паровозик, в котором едет зайчик. Учащимся необходимо правильно подобрать антонимы, написанные на вагончиках.
едет
смеется
отдыхает
работает
радуется
грустит
плачет
идет
Работа с текстом.
Логопед. Прочитайте стихотворение. Найдите слова с противоположным значением.
Яблоня.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен,
Как оно мало, легко.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.
А теперь замените выделенные слова на противоположные.
Пасмурный осенний день
Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода. Дует сильный ветер. Небо темное, низкое. Под ногами сыро. Грустная пора.
Итог занятия.
Проводится игра «Наоборот».
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, а вы добавляйте пропущенные слова.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь …
Скажу я слово далеко
А ты ответишь …
Скажу я слово глубоко
А ты ответишь …
Скажу я слово хорошо
А ты ответишь …
Скажу тебе я слово трус
А ты ответишь …
Скажу я черный фартук твой
А ты ответишь …
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай …
|
|
|