|
Подгрупповое занятие-путешествие «автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» (старший дошкольный возраст) Цел и
Подгрупповое занятие-путешествие
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]
В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
(старший дошкольный возраст)
Цел и :
Образовательные: закрепить умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях; автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке; развивать слуховое восприятие; закреплять артикуляцию [л] с гласными звуками; учить определять наличие звука в словах.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений пальцев рук; развивать зрительный и слуховой анализатор; создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно; развивать фонематический слух; развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: цветок лилия, рисунки четырёх лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); схематический рисунок болота - извилистая дорожка со схематическим изображением болотных кочек, около последней кочки - изображение мотылька; маски лягушек - по количеству детей; декорации болота; «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, клубок, флаг, флакон, кукла, глобус, колпачок, слоник, ложка, лак, мел, шоколад) (некоторые атрибуты по возможности изготовлены педагогом).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Подготовка к восприятию нового материала.
Логопед (держит в руках цветок лилии). Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом цветок лилия. Сейчас я вдохну её нежный аромат и передам её вам.
Тот, кому логопед передаёт лилию, должен взять цветок и передать следующему ребенку, назвав ребёнка по имени и сказав, например: «Маша, я так рад тебя видеть».
Вот мы и поприветствовали друг друга.
Какой красивый цветок! Ребята, а где растёт лилия? (На болоте.)
А вы хотите побывать на болоте?
Дети отвечают утвердительно.
- Глазки закрывайте,
1-2-3 - повернись, на болоте окажись.
П. Усвоение нового материала.
1. Закрепление звука [л] в прямых слогах.
Декорации небольшого болотца.
Логопед. Ребята, глазки открывайте и посмотрите - нас встречают лягушки.
Выставляются карточки с изображением лягушек с разной артикуляцией.
Логопед (показывает и говорит).
Эта лягушка, у которой губки «кружочком», поёт нам такую песенку: «Ла-ла-ла».
Эта лягушка, у которой губки «трубочкой», поёт нам такую песенку: «Лу-лу-лу».
Эта лягушка, у которой губки «овальчиком», поёт нам такую песенку: «Ло-ло-ло».
Эта лягушка, у которой губки «в улыбке», поёт нам такую песенку: «Лы-лы-лы».
Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки.
Логопед показывает картинки и предлагает детям воспроизвести песни лягушек по предложенной артикуляции.
- А теперь вместе повторим эти песенки (тихо ~ громко, индивидуально , по цепочке и хором).
2. Закрепление звука [л] в обратных слогах и в интервокальной позиции.
Логопед. Наши лягушки песенки попели и вдруг кушать захотели.
Выставляется схематический рисунок болота - извилистая дорожка со схематическим изображением болотных кочек, около последней кочки - изображение мотылька.
Логопед. Чем питаются лягушки?
Дети. Комарами, стрекозами, мотыльками.
Логопед. Давайте нашим лягушкам поможем ловить мотыльков. Поиграем в игру «Лягушки охотятся на мотылька». Нужно прыгать по кочкам и суметь не провалиться в болото, кочки не простые, а звуковые.
Героям необходимо добраться к любимой еде, проводя пальцем по извилистой дорожке и дойдя до кочки, произносить слог по инструкции логопеда, например: ал-ол-ул-ыл, и в интервокальной позиции: ала-оло-улу-ылы, столько раз, сколько будет кочек. По прохождении дорожки ребёнку выдаётся картинка с изображением мотылька. Показ логопедом, затем играют дети, чётко проговаривая звук [л].
3. Закрепление звука [л] со стечением согласных.
Логопед. А сейчас вы сами «превратитесь» в лягушек и будете ловить мотыльков.
1-2-3 - повернись и в лягушек превратись.
Детям надевают маски лягушек.
- Чтобы поймать мотылька, нужно правильно повторить
слоговые ряды, чётко проговаривая звук [л]. Повторишь правильно - получишь мотылька. (Выдаётся рисунок мотылька.)
- Повторишь неправильно - мотылёк улетит и придётся ловить снова.
Логопед проговаривает слоговые ряды, ребенок повторяет:
Лва-лво-лву-лвы, дла-дло-длу-длы, кло-кла-клу-клы, сла-сло-слу-слы, глы-гло-глу-гла, пло-плу-плы-пла.
4. Определение наличия звуков в словах.
Дети в масках лягушек.
Логопед. Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог «пла» в словах, подпрыгните, если нет - покачайте «отрицательно» головой.
Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.
- Если услышите слог «ела» в словах, подпрыгните, если нет -
покачайте «отрицательно» головой.
Слава, вёсла, слабый, случай, сладость.
5. Автоматизация звука [л] в словах и в предложениях.
Логопед с детьми гуляют по залу, рассматривают «болото» и находят за камышами мешочек.
Логопед. Чего только нет на болоте! Это, наверное, клад. Давайте посмотрим.
Дети достают из мешочка предметы сами, чётко проговаривая слова и выделяя звук [л], выкладывают на стол и составляют предложения: яблоко, клубок, флаг, флакон, кукла, глобус, колпачок, ложка, шоколад, слоник, мел, лак.
Например:
У меня спелое яблоко.
У меня круглый клубок.
Пластмассовый колпачок.
Сладкий шоколад.
Флакон сделан из стекла и т. д.
Логопед. Все предметы мы сложим обратно в мешочек, а яблоком и шоколадом угостимся.
- Пора нам выбираться из болотца.
1-2-3 - повернись и в ребят превратись.
III. Итог занятия.
Дети, где вы сегодня побывали?
Что вы делали?
Что вам понравилось?
Ответы детей.
- Вам пришлось сегодня немало потрудиться, но труд никогда не бывает напрасным. Вы научились красиво произносить
звук [л]. Дома вы можете нарисовать рисунки о том, что вы видели и что вам понравилось.
Желаю вам успехов.
|
|
|