Главная страница

Выступление на заседании методического объединения


Скачать 60.97 Kb.
Название Выступление на заседании методического объединения
Дата 26.02.2016
Размер 60.97 Kb.
Тип Документы

Выступление

на заседании методического объединения

учителей межпредметного цикла

«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках биологии

с целью формирования навыков ЗОЖ»

Подготовлено учителем Шишовой Л.М.

Март 2012 г


]


Технология разноуровнего обучения на уроках биологии
Система разноуровнего обучения состоит из следующих составных частей:

1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;

2) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и другие;

3) опыт, включающий знания, умения, привычки;

4) направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

В основе самой технологии лежит различие массы учащихся по уровню обучаемости.

При этом надо учитывать следующие важные факты.
 Первый факт, на который надо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Обучение всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, так как в действительности часть детей, как утверждают психологи, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
 Второй факт заключается в том, что разноуровневый подход осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём материала, устанавливают различные требования к его усвоению.

 Третий факт, тоже очень важный, касается уровня преподавания. Он должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
 Ну и, конечно же, успех в обучении зависит от познавательной активности учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности учащихся, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.
Все вышеизложенные факты я стараюсь использовать в своей работе. Это даёт свои результаты, а иногда бывает горько и грустно оттого, что вся подготовка к уроку и вся эта логически выстроенная теория, кажется бессильной.
Можно проследить развитие событий на примере всех классов нашего учреждения, в котором учащиеся явно различаются по уровню обучаемости.

Если взять 6 класс самыми слабыми учениками являются Анишева К. и Кирьянов Н..В плане усвоения этими детьми учебного материала к ним предъявляются следующие требования:

1.т.к. дети не владеют устным пересказом, все домашние задания они выполняют письменно(хотелось бы отметить, что мама Кати с пониманием относится к этому и всегда выполняет все рекомендации учителя)

2.при выполнении письменных заданий дети получают отдельные карточки с заданиями

3.при выполнении самостоятельных работ у детей отдельные задания, котрые они могут доделать дома с родителями.

Наиболее творческим детям гораздо чаще других предлагается написаить доклад по той или иной теме. Вот если Рощину это не под силу , он и никогда не изъявляет желания этим видом работы заниматься.

Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия: а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся; б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях - все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им; в) сведение фронтальных или общеклассных форм работы к необходимому и достаточному минимуму; предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).

Действия учителя и учащихся

На этапе подготовки к основному виду деятельности после информации о цели учебного занятия и соответствующей мотивации проводится вводный.Т. е необходимо выяснить, что дети усвоили после предыдущего урока. Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, информация о домашнем задании (чаще всего эта информация с указанием этапов работы написана на доске).

На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, ответы на вопросы товарищей, постановку собственных вопросов. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.

На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.

Этап подведения итогов учебного занятия начинается с оглашения полученных оценок за урок и несомненным объяснением почему тот или иной ученик получил данную оценку.
Еще немного остановимся на конкретных примерах. 7 класс. Макаров Ю. обладает довольно высоким уровнем памяти, поэтому и объем информации для него будет гораздо большим. Смирнов Д. и Курбатов , не могут самостоятельно написать доклад, поэтому и спрос с них по домашнему заданию будет большим, т. к дети хорошо запоминают нестихотворный текс и речь у них находится более чем на уровне социально-бытового общения.

В нашем учебной заведении преобладающим является охранительный и щадящий режим обучения, поэтому технология разноуровнего обучения способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мы все прекрасно понимает, что нельзя перегружать большим объемом информации ребенка-эпилептика или ученика со слабой успеваемостью. Например, Сучковой Н. бесполезно долго растолковывать ту или иную тему. Девочка ничего не поймет, поэтому и информацию она получает наглядную и виде облегченных текстов. Если Новый Д. видит дома как бабушка занимается цветами, на теме «Цветковые растения» он в классе находится в преобладающем положении, хотя работы в тетрадях у него оставляют желать …