|
Преступление и наказание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергачская средняя школа №3»
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Преступление и наказание» или нормы морали, содержащиеся в отечественной литературе»
Выполнил: Ерахтин Андрей Валерьевич,
обучающийся 10 класса
Руководитель: Загнетина Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г
Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу. Человек часто пытается заглушить её, но она неизбежно напоминает о себе, заставляя человека мучиться от несоответствия своих поступков нормам морали.
Доказательство этому можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников рационально планирует убийство, считая, что преследует благие цели. Однако, совершив убийство, он испытывает страшные душевные муки. Причина этому – совесть. Христианская заповедь «не убий», заложенная в сознание Раскольникова с раннего детства, напоминает о себе, и главному герою не остается другого выхода, кроме признания в убийстве. Можно смело сказать, что даже на каторге он живет более полноценно, чем на воле. Это происходит потому, что он избавился от двойственности мыслей, решил жить по нормам морали.
Стоит отметить, что христианская мораль всегда преобладала в русской литературе. Например, Л. Н. Толстой никогда не скрывал, что является христианином, и, хотя отношения с церковью у него были сложны, но главным жизненным ориентиром для него было Евангелие. Толстой считает, что люди должны помогать друг другу. Именно в этом заключается главная норма морали. Жизнь человека, который стремится обособиться от других, неполноценна. Это хорошо показано и в романе «Война и мир». Здесь к пониманию того, что все люди должны быть едины, приходит большинство героев (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Помимо этого в финале романа декларируются простые жизненные ценности. Морально то, что позволяет человеку жить спокойной семейной жизнью: растить детей, любить друг друга, не нанося вреда другим людям.
В этом же романе наглядно показано, как Наташу Ростову мучает совесть из-за того, что она едва не впала в грех прелюбодеяния. Не случайно, Толстой подробно описывает посещение Наташей церкви, где она молится о прощении. Она осознает, что нарушила нормы морали, которые были приняты в обществе.
Значит ли это, что нормы морали могут быть только у религиозных людей? Вряд ли. Совесть (следовательно – и нормы морали) есть и у атеистов. Вспомним рассказ В. Астафьева «Царь-рыба». Главный герой, браконьер, чудом остается живым, но, находясь на грани жизни и смерти, он вспоминает о своих грехах, например, об униженной им девушке, о жадности, которая заставляла его заниматься браконьерством. Заметим, что главный герой произведения, Игнатьич, не рассуждает о Боге, но осознает, что жил неправильно, поэтому после спасения он в корне меняет свою жизнь.
Однако не всегда нормы морали отдельного человека соответствуют нормам морали целого общества. Об этом говорится в повести А. И. Куприна «Поединок». Молодой подпоручик Ромашов страдает от пошлости и грубости офицерского общества, при этом постепенно становясь похожим на остальных: это и тяга к алкоголю, и тяга к любовным связям. Однако Ромашов не может смириться с тем, что офицеры избивают и калечат простых солдат. Все равнодушно относятся к этому явлению, воспринимая его как должное, и лишь подпоручик находит в себе мужество пожалеть одного из них – Хлебникова. Таким образом, его нормы морали больше соответствуют общечеловеческим ценностям, чем нормы окружающих его офицеров.
Не менее яркий пример, мы встречаем и в рассказе А. П. Чехова «Припадок». Главный герой, студент, доходит до сумасшествия, столкнувшись с таким явлением, как публичные дома. Он искренне не понимает, почему другие равнодушно относятся к их существованию, к тому, что разрушается жизнь тысяч женщин. Студент размышляет о том, что всё изменилось бы в одночасье, если бы каждому в голову пришли те же самые мысли. Однако никто его не понимает, да и не стремится понять.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская литература всегда учила своего читателя быть, прежде всего, нравственным человеком. В ней заложены нормы морали, которые тот или иной писатель пытается передать другим людям, показывая конкретные примеры.
Однако возникает вопрос: «Откуда берутся эти нормы?». Как уже было сказано выше, трудно переоценить влияние христианства, которое сформировало именно те универсальные ценности, которые повлияли на мораль самых разных обществ. Это вечные заповеди: «Не убий», «Не прелюбодействуй»… Подобные заповеди настолько прочно засели в сознании людей, что повлияли, во многом, и на развитие морали советского общества, о чем свидетельствует «Царь-рыба». При этом мораль неразрывно связана с понятием совести. Вполне вероятно, что совесть не формируется только лишь воспитанием, а является неким даром свыше. Возможно, в каждом человеке заложен нравственный ориентир, который одинаков для людей разных времен и разных обществ. Именно поэтому мы и сейчас можем перечитывать произведения ХІХ века, возмущаясь, например, бессердечием русских помещиков в «Путешествии из Петербурга в Москву» или восторгаясь бескомпромиссностью Чацкого в «Горе от ума».
|
|
|