|
«виды и назначение токарных резцов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»
Открытый урок по технологии
в 7 классе по теме:
«Виды и назначение токарных резцов».
Учитель технологии
Клименко Н.Ф.
2011
Тема урока: «виды и назначение токарных резцов»
Цели урока:
1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка и основными приёмами управления ТВ станком;
2. Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки;
3. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков;
4.Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков;
5. Воспитание уважения к труду.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Объект труда:
1. Токарно-винторезные станки.
2. Токарные резцы.
Оснащение: станок ТВ -6 ТВ-7, резцы, учебник - «Технология» -7 класс, пластины под резцы, детали, выполненные на ТВ станках, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный, ИКТ;
4. проблемный;
5. здоровьесберегающий.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
1.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости
1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3.Назначение дежурных.
1.4. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока (слайд 1).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений:
- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер).
- Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему?
3. Актуализация знаний
- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и управлять станком.
II. Проверка домашнего задания.
2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.
2.2. Беседа.
Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ станка.
2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 7).
III. Объяснение нового материала.
Постановка учебной проблемы.
Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).
На экране демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 8).
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды 9,10)
Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
- головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:
-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
-
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
- угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».
Токарные резцы различают:
по направлению подачи - правые, левые;
по конструкции головки - прямые, отогнутые;
-
по способу изготовления - цельные, составные;
по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
по виду обработки;
проходные - для обработки уступов;
подрезные - для обработки торцов;
отрезные - для отрезания заготовок;
резьбовые - для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе на слайдах(14-17)
1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.
III. Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала
Учитель распределяет класс на группы в зависимости от количества станков (в группе 3-4 человека).
Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»
Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.
Перед выполнением практической работы учитель сообщает правила ТБ и требует строгого соблюдения во время практической работы.
Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
V. Повторение и обобщение материала.
4.1. Решение заданий карточек-тестов
4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
VI. Задание на дом.
- Составьте кроссворд по изученной теме.
VII. Итог урока.
- Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
- Уборка рабочих мест.
VII. Рефлексия.
|
|
|