|
Урок по теме «Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 30-е годы» Урок по теме «Отечественная война 1812 года»
Департамент образования и науки Нижегородской области
Нижегородский институт развития образования
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Творческая работа
Опыт использования приёмов
технологии развития критического мышления
для работы с текстом
на уроках истории и во внеурочной деятельности
Работу выполнила
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №7 Нижегородского р-на
Г. Нижнего Новгорода
Козлова Елена Викторовна
Нижний Новгород
2009г
Содержание
Стр.
Введение ……..……………………………………………………………. 3
Глава 1 Критическое мышление как образовательная технология……. 5
1.1 Что такое «ТРКМ»……………………………………………………... 5
1.2 Этапы технологии развития критического мышления………………. 7
1.3 Типы текстов……………………………………………………………. 9
Глава 2 Возможности использования приёмов технологии развития
критического мышления на уроках истории…………………………….. 10
2.1 Опыт применения отдельных приёмов для работы с текстом………. 10
2.2 Урок по теме «Экономическое и социально-политическое развитие
СССР в 30-е годы»………………………………………………………….. 18
2.3 Урок по теме «Отечественная война 1812 года»……………………… 23
2.4 Специфика использования приёмов технологии развития
критического мышления во внеурочной деятельности………………… 28
Заключение…………………………………………………………………… 31
Список литературы…………………………………………………………... 32
Приложения…………………………………………………………………... 34
Введение
Каждый педагог определяет для себя – чему он будет учить своих питомцев. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, а можно пойти другим путём. Работая в школе в течении 19 лет, я преподавала историю и общественные дисциплины в классах с разными способностями, с разным уровнем подготовленности. И с самого начала своей педагогической практики я поняла, что можно «достучаться» до каждого ребёнка, только для этого нужно использовать не традиционные приёмы, а новые технологии. Об этих технологиях я узнавала на курсах повышения квалификации, из педагогических журналов и книг, из опыта работы своих коллег. Но чаще других использую на своих уроках приёмы из технологии развития критического мышления.
Проблеме «чему учить детей» не всегда уделяют центральное место в психолого-педагогической литературе и дискуссиях. В итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе (училище, вузе и др.) выпускник не умеет самостоятельно мыслить, не видит не только оригинального, но и даже общего, как в типовых, так и неординарных ситуациях, объектах и явлениях. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения.
Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. И это понятно: нельзя же предугадать дальнейшие направления и достижения научно-технического прогресса, выбор профессионального жизненного пути ученика. Можно научить учащихся работать по определенным технологиям сегодня, а завтра они устаревают и на смену им придут новые. Можно заставить учащихся выучить все даты и понятия, но он никогда не поймёт взаимосвязи исторических процессов. Намного продуктивнее, решила я, научить учащихся пользоваться словарём, справочником, сформировать у них способность анализировать источник и находить общий принцип каких-либо событий, их основную идею. Такое обучение является конкретной реализацией известного положения, сформулированного лауреатом Нобелевской премии Максом Лауэ: «Образование есть то, что остается у человека, когда все выученное им забыто».
Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.
Цель данной работы: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.
3. Раскрыть возможности использования приёмов технологии развития
критического мышления во внеурочной деятельности.
Новизна данного опыта состоит в том, что известные приёмы я использую при работе с различными текстами на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Критическое мышление как образовательная технология
1.1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
|
|
|