|
Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»)
Тема: Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).
Цель: Показать обучающимся, как раскрывается автором тема любви в рассказе; почему он называется «Легкое дыхание».
Задачи:
Через стилистические особенности рассказа при помощи ассоциативного метода анализа погрузиться в произведение, постичь особенности раскрытия заявленной темы.
Развивать ассоциативное мышление, языковое чутье; совершенствовать аналитические способности обучающихся.
-
Воспитывать бережное отношение к такому чувству как любовь, к личности человека, к человеческой жизни.
Методические замечания к построению урока.
Урок спланирован в рамках кейс-метода и авторской методики Т. А. Прищепа «Перспектива».
Тип кейса: обучающий.
Вид кейса: эвристический.
Подготовительный этап. Знакомство с содержанием кейса, который включает в себя рассказ И. Бунина «Легкое дыхание», стихотворение А. Фета «Бабочка», комментарии автора, проблемный вопрос, вопросы и задания для осмысления.
Проблемный вопрос: «Почему произведение, рассказывающее об отдельных моментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»?
Проблемные вопросы для групп:
-
Выпишите из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: «Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?»
Выявите в тексте эпизоды, в которых звучат мотивы жизни и смерти, чтобы ответить на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти?»
Ответьте на вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на могилу?»
«Как лирическое в тексте преобразует прозаическое (грубое и тяжелое), подготавливая появление финальных строк рассказа?» С этой целью выпишите из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых».
Работа в группах.
Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты.
Новаторы – презентуют свой ответ на проблемный вопрос членам рабочей группы;
Оптимисты – выделяют все положительное, позитивное, что есть в ответе;
Пессимисты – выделяют все непродуманное, неточное, отрицательное в ответе;
Эксперты – обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.
Результаты работы заносятся в таблицу.
Группы
|
Новаторы
|
Оптимисты
|
Пессимисты
|
Штрафы
|
Итого
|
1 группа
|
|
|
|
|
|
2 группа
|
|
|
|
|
|
3 группа
|
|
|
|
|
|
4 группа
|
|
|
|
|
|
Ход занятия.
Каждое малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни…
И. А. Бунин
Все из века равно самому себе, пребывая в
круговороте…
М. Аврелий
Слово преподавателя.
Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти:любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.
1 этап. Работа с эпиграфами.
-Прокомментируйте эпиграфы к уроку. Какие слова, с вашей точки зрения, в них являются ключевыми?
- Как вы считаете, что имел в виду Бунин? А Марк Аврелий?
-А теперь обратимся к словосочетанию, являющемуся названием рассказа. «Легкое дыхание». Запишите в тетрадь слова-ассоциации, слова-ощущения, возникающие в вашем сознании при произнесении этого словосочетания. (Ассоциации могут быть по цвету, запаху, звуку и т.п.)
Может появиться следующая запись: «Легкое дыхание – это чистота, легкость, свежесть, беззаботность, свобода и т.д.»
Обратимся к стихотворению любимого Буниным поэта А. А. Фета «Бабочка».
- Чем мила бабочка?
- Выпишите слова, подчеркивающие ее особенность.
- Символом чего для Фета, а за ним Бунина, является бабочка?
2 этап. Работа в группах по проблемным вопросам кейса в рамках авторской технологии Т. А. Прищепа «Перспектива».
Проблемный вопрос занятия:
ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, РАССКАЗЫВАЮЩЕЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ГИМНАЗИСТКИ ОЛИ МЕЩЕРСКОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»?
3 этап. Подведение итогов. Домашнее задание. А. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет» (по выбору).
|
|
|