Урок литературы в 8 классе 23.01.12.
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литературный конфликт.
Задачи урока:
1) образов-е:
-
знания: знакомство с особенностями лермонт-го ром-зма; литерат-ым конфликтом в ром-ом произвед-ии
умения и компетенции: обучение анализу худ-го текста, умению находить в образе черты ром-го героя.
2) общеучебные: умение формулировать устный ответ по теме и на основе осмысления прочитанного анализировать и обобщать.
3) воспитательная задача: формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий внутренний мир, душа, духовность, конфликт личности; обогащение эмоционального диапазона, умение сострадать, сопереживать.
Оборудование:
текст поэмы
мультимедиапроектор
ноутбук
экран
Ход урока
I Оргмомент.
II Вступление. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы снова обратимся к образу Мцыри. Но рассмотрим его с позиции романтический традиций и новаторства.
- Любое эпическое ( и лиро-эпическое) произведение характеризуется наличием конфликта. В том числе и в романтическом произведении.
- Конфликт – что означает это понятие? (столкновение личности и общества, противоречие во взглядах, позициях)
Слайд 1 Обратимся к эпиграфу нашего урока (прочитать: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…!») О ком эти слова? (О Мцыри)
- Что такое душа? (внутренний мир человека, его переживания, чувства). Попробуем увязать эти 2 понятия: внутренний мир героя и конфликт, понять, как они взаимосвязаны в лермонтовском произведении
- Назовите основные, опорные понятия сегодняшнего урока (внутренний мир героя, литературный конфликт) слайд 2
III Работа по теме урока
1)
- Лермонтов не даёт нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре. Почему? (потому что жизнь была скучной, однообразной, в молитвах и постах, без ярких впечатлений) слайд 3
- Символом чего явился для Мцыри монастырь? (он стал «пленом», «тюрьмой», символом неволи, заточения «с кельями душными»)
- Но как уже в детстве проявилась «огненная душа» мальчика? (он вынослив, «без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел», «он дик», недоверчив, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»)
- Можно ли утверждать, что потом он жил в постоянном конфликте с обществом монахов, окруживших его заботой и лаской? (нет, потому что они полюбили его, хотели ввести его в своё братство, искали его, выхаживали, а он привык к ним)
- След-но, мы не можем считать эти взаимоотношения основой литер. конфликта!
2)
- Мцыри после привык, смирился, но смирилась ли его душа? (Нет. Потом, после побега, он в своей исповеди скажет: «Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы»
«Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной»)
- Так что было скрыто с детства в «огненной душе» Мцыри? Какой «одной, но пламенной страсти» он посвятил свою жизнь? (желанию быть свободным, сбежать в тот мир «тревог и битв, где в тучах//прячутся скалы, //где люди вольны, как орлы»; «…Я цель одну //– пройти в родимую страну// – имел в душе»)
- Получил он эту свободу. В чём воплотилась она? (в буйной могучей природе, с которой он слился; в красоте молодой грузинки, воспоминаниях детства, возможности сразиться, испытать свою силу:
Он видел «пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом…»
«Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты…»
«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…»
«И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир ещё пышней.»
«Кругом меня цвёл Божий сад…»
-Таким образом, мы видим, что другой мир Мцыри воспринимает с восторгом, воодушевлением. Но принял ли его этот мир его так, как он хотел? (не совсем.Сначала он встретил его грозой, не давал проходу в чаще – и Мцыри заблудился, потом испытывал голодом, жаждой и наконец, сражением с барсом
«Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал…»
«Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом…»
«…Я был чужой
Для них навек, как зверь степной…»
«…палил меня
Огонь безжалостного дня.»)
-Противопоставлял ли Мцыри себя этому миру? Или он хотел стать частью его? (Природа сродни самому Мцыри: прекрасна, сильна, величественна. Он «рукою молнию ловил», «обняться с бурей был бы рад», сравнивает себя со зверем)
! След-но, не здесь находится основа литературного конфликта!
3)
-Вернёмся к внутреннему миру Мцыри, его душе. Что узнал о себе Мцыри, попав на свободу? (что он способен на сильные чувства, бесстрашен, целеустремлён. Но ему не суждено найти дорогу к далёкой родине:
«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!»
«…понять не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей…»
«И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда»
-Почему? В чём трагедия Мцыри?
(«На мне печать свою тюрьма оставила…» Реальность оказалась сильнее. )
4) Вывод
! Так, значит, основной конфликт произведения – противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью. Слайд 4
!- А к чему стремился Мцыри? (к свободе) Что значила для него свобода?(родина – в конечном итоге) Слайд 5
-Почему Мцыри погибает? (для него нет жизни без родины и без свободы, тем более, когда он уже вкусил всю сладость её)
IV Обобщающая беседа
-Прочитаем продолжение высказывания В. Белинского:
«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» Слайд 6
-Что роднит Лермонтова с его героем?
(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)
Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.
-Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.
- Так в чём заключается главный конфликт произведения?
(в столкновении между идеалами героя и действительностью)
V Рефлексия
1)- Продолжите высказывание:
Главная черта Мцыри -…
(письменно)
2)Зачитывание ответов (2-3 работы).
3)- Впечатления от урока? (можно предложить зачитать некоторые отзывы о произведении, о Мцыри)
VI Объяснение д/з. Нацеливание на работу на след. уроке
- Будем расширять свои знания о чертах романтического произведения на примере произведения Лермонтова, познакомимся с другими приёмами создания романтических образов. Для этого нам понадобятся ваши знания таких приёмов, как олицетворение, сравнение, метафоры. Постарайтесь найти по одному примеру в тексте поэмы
(Для «слабых учеников»: карточки с текстами из поэмы и вопросами, помогающими раскрыть метафору, найти олицетворения, сравнения)
VII Итоги урока. Оценивание.
1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?
2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?
3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?
1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?
2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?
3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?
1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?
2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?
3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?
|