|
Теория, ведущая к успеху?
Теория, ведущая к успеху?
Каждому школьному учителю до боли знакомо чувство глубокого разочарования, когда, не смотря на всяческие инновации, применение разных технологий образования, общая ситуация почти не изменяется – вопиюще подавляющее большинство учеников в школе показывают, в силу различных причин, «средние» результаты, учатся на уровне гораздо ниже своих возможностей (если вообще учатся), и никакие призывы о том, что каждый строит свое будущее сам, и для него нужно образование, не действуют.
Все понимают, что ключ – в мотивации ученика. Все знают, с каким интересом и энтузиазмом дети стремятся к познанию в начале своего школьного пути, и как быстро школьные будни гасят его. Современная педагогика, оглядываясь назад, ищет ответы в наследии педагогических систем, складывавшихся в различные исторические эпохи, создает новые, ставящие во главу угла иные ценности. И чем большим количеством способов и инструментов владеет учитель, тем больше надежды не потерять этот ключ.
В последнее время в мире образования большой интерес вызывает теория множественности интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации). Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром. (Creating the Future. Intelligence in Seven Steps. – New Horisons for Learning, 1998.). В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании.
Напомним коротко, Гарднер утверждает, что человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности: вербально-лингвистическим, логико-математическим, пространственным, музыкально-ритмическим, телесно-кинестетическим, натуралистическим, внутриличностным, межличностным.
Зачем теория множественности интеллекта школе?
Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу. Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».
На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта в том, что он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как наш традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.
Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим зарубежным педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает иной подход к индивидуализации обучения, возможность помочь ребенку учиться тем путем, что ему наиболее близок.
Главный принцип1 применения этой теории в школе – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.
Применение теории множественности интеллекта позволяет:
индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия
развивать желаемые способности и таланты учащихся;
осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами.
Способы применения теории Гарднера в обучении различны – это может быть групповой или индивидуальный проект, работа в центрах (каждый центр соответствует определенному типу интеллекта), либо спланированное особым образом изучение программной темы. Главное - предоставить ребенку, с одной стороны, возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно, с другой - помочь осознать свои способности для опоры на свои сильные стороны и развития слабых.
Один из способов – организация работы небольших групп в центрах. Каждый центр соответствует типу интеллекта. Назначение центров может быть следующим:
Центры, сфокусированные на конкретном типе интеллекта – основная цель каждого центра помочь ученику проявить и развить определенные способности. Предлагаемая деятельность и задания должны обеспечить ученику возможность исследовать свои способности так, как это ему удобно. Работа в таких центрах особенно полезна, когда учитель знакомит учащихся с разными видами способностей.
-
Центры, основанные на программе – центры нацелены на освоение информации и навыков, требуемых программой, и позволяют учащимся изучить тему, опираясь на его доминирующие типы интеллекта. Например, один центр может предполагать вербально-лингвистические и межличностные виды деятельности, относящиеся к читаемой классом в данный момент книге. Другой центр может предложить пространственную и внутриличностную деятельность, связанную с изучаемым периодом истории и т.п.
Тематические центры – все они строятся в соответствии с темой, изучаемой по программе (например, архитектура древнего мира). Каждый центр основывается на одном типе интеллекта, например, при изучении выше упомянутой темы в одном центре учащиеся могут строить макет какого-либо древнего строения, в другом – писать пьесу о возведении древних пирамид и т.п.
Обдумывая план предстоящего урока (цикла уроков), работу в центрах и способы вовлечения разных типов интеллекта в изучение темы, учитель задает себе следующие вопросы:
как включить чтение, письмо и говорение;
каким образом можно привлечь классификации, манипулирование числами, вычисления;
как задействовать воображение, цвет, графику, картины, искусство;
как включить музыку, звуки, ритм, движение, драматизацию;
каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию.
Одно из преимуществ теории множественности интеллекта в том, что «она предлагает множество вариантов – если ребенок не реагирует на определенную деятельность, то можно попробовать и другие подходы.
«Почти всему можно научить, если делать это наиболее близким ребенку способом. …Увидев способности ребенка и поняв его стиль обучения, вы поможете ему открыть мир так, как он это видит. Задействуйте его сильные стороны, и обучение новым навыкам перестанет быть скучным занятием, а желание учиться не пропадет2.»
О.В.Евстифеева
Пестрый глобус педагогики
http://pedagogland.ru
|
|
|