|
Учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве
УДК 371.64 Н.Н. Щербинова
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Рассматриваются учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве образовательного учреждения.
Ключевые слова: обще учебные умения, информационные умения, учебно-информационные умения, информационный подход.
Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. О многом ученики узнают из информационного пространства гораздо раньше, чем им об этом сообщит учитель. При этом зачастую ученики воспринимают информацию искаженно, неполно, на обыденном уровне. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения становится не правомерным.
Отличительной чертой современного образования становится организация и планирование различных средств и методов по приобретению знаний обучающимися, формирование информационного пространства каждого ученика. Каждый ученик имеет свой собственный уровень развития, свой уровень учебной подготовки, своё индивидуальное восприятие учебного материала, свои способы запоминания, поэтому у каждого свои внутренние потребности и склонности.
Если говорить о самостоятельной деятельности учащихся в работе с информацией, то необходимо рассматривать информационный подход как современный и актуальный подход в деятельности ученика. Резкое увеличение объема информации способствует необходимости формирования у учеников учебно-информационных умений.
Информатизация школьного образования – это использование информационных средств и технологий для получения информации, её переработки. А.М.Коротков, Е.В.Данильчук определяют информационную среду общества как среду создания, распространения и использования информационных ресурсов общества (компьютерных и информационных технологий, сетей, средств массовой информации, справочно-поисковых систем, системы образования в целом). Учебно-информационная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия обучаемого, учителя и средств новых информационных технологий.
Использование информационных технологий требует гибкости мышления, способности к согласованным действиям с другими людьми. Ученика необходимо обеспечить точными информационными ресурсами, в связи с этим возрастает значение универсальных видов деятельности, в частности информационной. Ученик должен уметь извлекать нужные знания из информации. Ученики сегодня не готовы к самостоятельному получению, усвоению и использованию учебной информации. Источниками информации могут быть книги, другой человек, опыт, наблюдение, эксперимент. К сожалению, обучению работе с различными источниками информации отводится в школе незначительное место. Учитель оценивает в соответствии с нормами и стандартами предметные знания, умения и навыки, формирует над предметные умения (учебно - информационные). Учебно-информационные умения включают в себя способы поиска, переработки и использования информации: поиска и отбора информации в Интернете, построение рисунков, составление компьютерных презентаций, отзыва, написание эссе, сочинения, синквейна, стихов, сообщений, исследовательской работы, выполнение проектов, публичное выступление.
Таким образом, учебно-информационные умения на современном этапе широко используются учениками, поэтому в качестве одной из важных задач обучения для учителя становится задача обучения ребят работать с информацией, искать её, получать из различных источников, критически оценивать, перерабатывать и создавать новую. Информационный подход связан с глобальной проблемой – проблемой подготовки человека к жизни и к деятельности в условиях информационного мира. В школе необходимо применение новых форм и методов обучения (использование компьютерной техники и педагогических программных средств), которые формировали бы учеников такие личностные качества как самостоятельность, активность, потребность в самообразовании.
Литература
Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. Учебное пособие. /Академия АйТи/, 2011.
Коротков А.М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: методология, теория и практика формирования: моногр. Волгоград: Перемена, 2003.
|
|
|