Главная страница

Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями


Скачать 22.27 Kb.
Название Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями
Дата 12.03.2016
Размер 22.27 Kb.
Тип Документы

Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

Осознание себя обычно происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей самостоятельности ребенка. Ведь он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И начинает мало-помалу понимать, что то или иное действия выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Ребенок как бы отделяет себя от других людей. Он осознает собственные (возросшие) возможности. Это приводит к тому, что он начинает иначе относиться к взрослым. Ребенок начинает сравнивать себя с ними. Он хочет быть таким же, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью.

Так и возникает кризис трех лет. В этот период, который длится обычно несколько месяцев, родители испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. Дети не только протестуют на каждом шагу против их опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены.

Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.

Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное не послушание (с этим мы сталкиваемся все время, пока ребенок рос, - в разных дозах, разумеется). Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребенка не совпадало с требованием взрослого.

Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно не важно, в чем заключаются наши требования и каковы подлинные желания ребенка. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе матери он явно уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать – кататься же хочется! Но оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

Также не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, появляющаяся в его поведении, как упрямство. Не будем путать упрямство с настойчивостью, которую он мог проявлять «с первых дней», например, мог всеми средствами добиваться игрушки, которую ему почему- то не давали. Своеобразие упрямства вот в чем: малыш настаивает на своем не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как уж теперь отступиться!

По сути дела, упрямство и негативизм мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то, во всяком случае, закономерные, нормальные в известных пределах. Но, бывает, кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдает то, что Л. С. Выготский назвал строптивостью, определив ее как «бунт против норм воспитания, установленных для ребенка, против всего образа жизни».

Острота кризиса, поэтому прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытка общаться с ним по- старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже). Тактическое же поведение взрослых, представление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.