|
Уточнение пространственных взаимоотношений
Уточнение пространственных взаимоотношений.
Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
По инструкции расположить предметы слева и справа от данного;
Определить место соседа по отношению к себе;
Определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа;
Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.
Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
«Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Работа по сюжетной картинке.
Определи по сюжетной картинке, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.
Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».
Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник на правой боковой стороне листа. Раскрась его зелёным карандашом. Соедини треугольники жёлтой линией».
Определи и назови.
Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребёнку.
Ориентировка в пространстве.
Что наверху. Что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
Ориентировка на листе бумаги.
Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. Положите оранжевый треугольник, положите жёлтый прямоугольник сверху, а снизу от оранжевого – красный.
Употребление предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котёнком, который любил играть в прятки. Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котёнок, и помогает детям вопросами типа:
- Куда спрятался котёнок? - Откуда он выскочил? и т.д.
Результат: выполнение указанных заданий детьми экспериментальной группы обнаружило достаточное понимание ими пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями, что, тем не менее, сочеталось с длительностью поиска предмета по словесному указанию, если его положение обозначалось с помощью предлогов «за», «перед», «под», «слева», «справа».
Задание № 2 ЦЕЛЬ: словесно обозначить местоположение предметов на картинках. Игра «Магазин» (ребёнок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится).
Показать действия, о которых говорится в стихотворении.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать:
И под шкафом,
И за шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу.
Не люблю я пыли! Фу!
Ориентировка на листе бумаги.
Моделирование сказочных историй.
1. «Лесная школа» (Л.С.Горбачёва). У каждого ребёнка лист бумаги, вырезанный из картона домик. «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нём будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке». В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте её построить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу надо построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.
2. «Птичка и кошка». У каждого ребёнка лист бумаги, дерево, птичка и кошка.
Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве.
Графическое воспроизведение направлений. (И.Н.Садовникова)
- Даны четыре точки, поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвёртой – справа.
- Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх, 4 – влево.
Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.
Выполни различные действия по инструкции. Ответь на вопросы.
Положи карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
Возьми карандаш. Откуда ты взял карандаш?
Положи карандаш в книгу. Где он сейчас лежит?
Возьми его. Откуда взяли карандаш?
Спрячь карандаш под книгу. Где он?
Постройся по указаниям и ответь на вопрос.
Рома за Женей, Серёжа перед Женей, Оля между Ромой и Женей.
Ответь на вопрос: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д)
Расположи геометрические фигуры по инструкции.
Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зелёный кружок. Перед зелёным кружком оранжевый треугольник и т.д.
Какого слова не хватает?
Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю. Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.
Что перепутано?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
Наоборот.
Назови противоположный предмет. Над окном – под окном. К двери - …… В ящик - …… Перед школой - ….. До города - …… Перед машиной - …….
Сигнальщики.
К картинке подбери карточку – схему соответствующего предлога.
Ведущий читает предложение, тексты. Дети показывают карточки – схемы с нужными предлогами.
Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера.
Какая фигура лишняя? Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма.
Выбери подходящую коробку для игрушки? Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.
Результат: Результаты выполнения задания свидетельствует о том, что активное овладение словами-терминами является более сложным процессом, нежели развитие их понимания. Исследование подтвердило также известное положение о трудности формирования понимания обобщённого значения терминов, что проявляется в генерализации отдельных связей, когда наречие «около, рядом, сзади, поближе, подальше» заменяют собой отдельные группы предлогов. По данным исследования наиболее редки в экспрессивной речи детей данной категории предлоги «под, над, перед, между, за, в середине». Для большинства обследуемых детей была характерна недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи, выраженная зависимость качества ответов от характера психической деятельности и темпа мышления. В словесной оценке пространственных отношений, даже при правильном их понимании, отмечалось влияние и большая значимость чувственного восприятия пространства, особенно у детей с ограниченным словарным запасом. В поиске нужного словесного обозначения любого пространственного положения дети, как правило, выбирали параметр удалённости от себя, когда все направления определялись как «поближе ко мне», «от меня чуть-чуть в сторону» и так далее, что в нормальном онтогенезе наблюдается в более раннем возрасте, а именно, до 4 лет. Было обнаружено, что дети испытывали значительно большие затруднения в игровых действиях, связанных с распределением предметов по различным направлениям, чем те, которые были отмечены у них при выполнении заданий, требующих обозначения пространственных отношений в речи.
Задание № 3 Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:
Указанным образом разметить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых необходимо
- различить стороны листа;
- провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
- обвести контур рисунка;
- воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
-
Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по
штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
Методика Керна-Йирасека.
Включает два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работа по образцу. Задания направлены на развитие пространственных отношений и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребёнка и позволяет определить , может ли он некоторое время работать сосредоточенно, не отвлекаясь.
Методика «Домик» (Н.И.Гуткиной)
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
7.«Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» А.Л.Венгера.
8.Графический диктант и «образец и правило» Д.Б.Эльконина-А.Л.венгера.
Методика выявляет уровень ориентировки ребёнка на сложную систему требований.
9. «Машина едет по дороге» А.Л.Венгер
«Попади карандашом в кружки» А.Э. Симановский.
Результат: анализ работ показывает, что 60 % заданий правильно, в 30 % имелись ошибки. Ошибки при практическом выполнении заданий проявлялись:
- в неправильном дифференцировании понятий «над», «под», «слева», «справа».
- в смешении изображений в направлении ведущей, более здоровой стороны тела.
- в зеркальном воспроизведения частей рисунка.
- в отображении только одного из нескольких пространственных признаков.
Задание № 4 Цель: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке; сложить из четырёх частей геометрические фигуры – квадрат и круг. При затруднении данное задание выполняется поэтапно.
1. «Сделай картинку» по типу доски Э.Сегена.
Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.
2. «Найди форму в предмете и сложи предмет».
Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурками. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.
3. «Картинка сломалась».
Дети должны сложить картинку, разрезанные на части.
4. «Найди, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
5. «Буква сломалась».
Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.
6. «Почтовый ящик».
Коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объёмные геометрические тела ориентируясь на форму их основания.
7. «Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».
Игра по типу «Лото». У детей предметные картинки, ведущий достаёт из мешочка фишки определённого цвета (формы), дети закрывают фишками соответствующие картинки. У детей цветные флажки с изображением геометрических фигур, ведущий показывает предмет, а дети – соответствующие флажки.
8.«Найди свою пару».
Детям раздаются по одной геометрической фигуре из комплекта. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и ищут свою пару.
9. Игры «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?»
Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд. Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность. Дети закрывают глаза, в это время одну или две фигуры убирают. Ребята что изменилось?
10. Упражнения на формирование представлений о величине.
Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
Построй матрёшек по росту. От самой высокой до самой низкой.
Раскрась высокое дерево жёлтым карандашом, а низкое – красным. И т.д.
11. «Чудесный мешочек».
В мешочке находятся объёмные фигуры, мелкие игрушки. Ребёнок на ощупь определяет, что это.
12. «Рисунок на спине».
Дети рисуют на спине друг у друга буквы, цифры, геометрические фигуры. Что нарисовал партнёр?
Результат: Пространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции, особенно при составлении круга и квадрата из разрезанных частей вызывало большие трудности, чем рисование. Только 40 % детей выполнило эти задания без затруднений или самостоятельно нашли правильное решение путём ориентировочных действий, проб и ошибок. Другой части детей 60 % эти задания оказались доступны только в обучении. Эта группа была представлена детьми, имевшими затруднения, связанные с речевым обозначением пространственных отношений; детьми, которые испытывали трудности пространственного различия в предметно-игровой деятельности и в ориентировке на листе бумаги, а также некоторыми детьми. Имевшим тяжёлые двигательные нарушения.
Качественный анализ выполнения заданий данного эксперимента с выявлением характерных затруднений позволил предполагать у данной группы детей недостаточность мыслительных операций, сказывающуюся в этом виде деятельности, что и явилось одной из причин затруднений пространственной ориентировки, связанной с конструированием.
Задание № 4 Цель: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке; сложить из четырёх частей геометрические фигуры – квадрат и круг. При затруднении данное задание выполняется поэтапно.
1.«Сделай картинку» по типу доски Э.Сегена.
Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.
2. «Найди форму в предмете и сложи предмет».
Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур.
У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурками. Нужно сложить данный предмет из
геометрических фигур.
3. «Картинка сломалась».
Дети должны сложить картинку, разрезанные на части.
4. «Найди, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
5. «Буква сломалась».
Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.
6. «Почтовый ящик».
Коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объёмные геометрические тела
ориентируясь на форму их основания.
7. «Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».
Игра по типу «Лото». У детей предметные картинки, ведущий достаёт из мешочка фишки
определённого цвета (формы), дети закрывают фишками соответствующие картинки.
У детей цветные флажки с изображением геометрических фигур, ведущий показывает предмет, а
дети – соответствующие флажки.
8. «Найди свою пару».
Детям раздаются по одной геометрической фигуре из комплекта. По сигналу дети идут навстречу
друг с другом и ищут свою пару.
9. Игры «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?»
Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд. Дети должны запомнить все фигуры или
их последовательность. Дети закрывают глаза, в это время одну или две фигуры убирают.
Ребята что изменилось?
10. Упражнения на формирование представлений о величине.
Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
Построй матрёшек по росту. От самой высокой до самой низкой.
Раскрась высокое дерево жёлтым карандашом, а низкое – красным. И т.д.
11. «Чудесный мешочек». В мешочке находятся объёмные фигуры, мелкие игрушки. Ребёнок на ощупь определяет, что это.
12. «Рисунок на спине».
Дети рисуют на спине друг у друга буквы, цифры, геометрические фигуры. Что нарисовал партнёр?
Результат: Пространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции, особенно при составлении круга и квадрата из разрезанных частей вызывало большие трудности, чем рисование. Только 40 % детей выполнило эти задания без затруднений или самостоятельно нашли правильное решение путём ориентировочных действий, проб и ошибок. Другой части детей 60 % эти задания оказались доступны только в обучении. Эта группа была представлена детьми, имевшими затруднения, связанные с речевым обозначением пространственных отношений; детьми, которые испытывали трудности пространственного различия в предметно-игровой деятельности и в ориентировке на листе бумаги, а также некоторыми детьми. Имевшим тяжёлые двигательные нарушения. Качественный анализ выполнения заданий данного эксперимента с выявлением характерных затруднений позволил предполагать у данной группы детей недостаточность мыслительных операций, сказывающуюся в этом виде деятельности, что и явилось одной из причин затруднений пространственной ориентировки, связанной с конструированием.
Вывод: Таким образом, одной из причин задержки развития пространственных отношений является то, что формирование пространственных представлений у детей , как правило происходит при малом включении активного перемещения в пространстве самих детей, при ограничении практического, бытового и игрового действия. Проведённое изучение пространственного восприятия у детей данной категории подтвердило наличие определённых закономерностей и типичных трудностей его формирования, свойственных в целом школьному возрасту. И в большинстве своём корригируемых в процессе обучения. Вместе с тем, типичные трудности возрастного характера у детей с данной аномалией сочетались с проявлениями, обусловленными характером самого заболевания, уровнем обучения и воспитания и рассматривались ими не как нарушения, а как особенности и специфические затруднения, требующие коррекционно-педагогического воздействия. Затруднения дифференцировки пространственных отношений в предметно-игровой деятельности, правильные рассуждения и объяснения в процессе рисования с ошибочным воспроизведением пространственных признаков, вероятно, могут указывать на недостаточность обобщенного понимания уже сложившихся у детей формулировок на вербализацию пространственных отношений, опережающую их практическую реализацию.На основе проведённого исследования пространственного мышления у школьников можно сделать следующие выводы. Наиболее часто встречаются нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается:
В затруд ненности понимания сторон (левая - правая) у себя и напротив сидящего;
В плохом представлении пространственных и объёмных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов;
В письменной речи отмечается неустойчивость оптико-пространственного образа буквы. Среди нарушений письма, наиболее характерных для детей можно назвать следующие пространственные ошибки:
- зеркальное написание букв: Е – З; З – Е; Я – R;
- смешение верхних и нижних элементов букв: ш – т; б – д;
- не дописывание или прибавление сходных элементов букв: п – т; тп –м;
4. В чтении – в перестановке местами букв, в замене одних букв другими,сходными.
5.В математике – обнаруживаются сложности в усвоении места числа в числовом ряду;
6. Слабость счётных операций на уроках труда – трудности в работе с объёмным материалом.
Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно даётся усвоение как игровых, так и трудовых процессов. Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций. В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
|
|
|