Главная страница

Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в высшей школе


Скачать 89.33 Kb.
Название Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в высшей школе
Дата 03.03.2016
Размер 89.33 Kb.
Тип Документы

О.Н. Склюева

заведующая кафедрой информатики и информационных таможенных технологий Российской таможенной академии, к.т.н., доцент

Н.А. Карепова

психолог, преподаватель ИКТ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Как одна из составляющих частей системы образования, высшая школа с некоторым запаздыванием по времени испытывает трудности, истоки которых заложены ещё в процессе обучения детей в средней школе.

В связи с тем, что большая часть естественнонаучных (ЕН) дисциплин изучается на 1-2 курсах, преподаватели данного профиля в основном работают со вчерашними школьниками, которым только предстоит усвоить новые правила проведения занятий, новые требования, осознать необходимость работы в компьютерных классах, с научной литературой.

Изучению особенностей адаптационного периода посвящены исследования авторов, основанные на анкетировании, проведенном на 4-5 курсах всех факультетов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Вопросы анкеты, связанные с проблемами в освоении естественнонаучных дисциплин, помогли составить профессиональные социологи. Выбор пал на старшекурсников, потому что они: а) более зрелые люди, уже закончили совместную работу с преподавателями кафедр, обеспечивающих дисциплины цикла ЕН, а значит, их ответы независимы, лишены подросткового максимализма, мелочных сиюминутных обид на конкретного преподавателя; б) освоили большую часть дисциплин, читаемых в академии, поэтому могут сравнить качество преподавания; в) прошли все производственные практики и осознали необходимость той или иной дисциплины для работы в таможенных органах.

Известно, что процесс адаптации к обучению в Вузе довольно сложный и болезненный. Часто его называют проблемой первокурсника, но по некоторым источникам, он завершается только к концу третьего курса [4, 5].

Недавние школьники осваивают новую социальную роль – роль студента, налаживают отношения с сокурсниками и преподавателями. В Вузе становятся востребованными качества, которые в школе особенно не поощрялись – самостоятельность, инициативность, умение взять на себя ответственность. Адаптацию затрудняет то, что в раннем юношеском возрасте все эти качества в основном только формируются - а тут еще и пробелы в знаниях!

Сами же студенты предлагают на первых порах «объяснять медленнее, т.к. «из-за уменьшения часов на лекции преподаватели стали спешить, чтобы успеть дать программу» и даже высказывают пожелания, что на 1-м курсе «преподаватели должны быть женщины (!), т.к. объясняют спокойнее и не вызывают страха при обращении с вопросом». Один из опрошенных с сожалением отмечает, что «запустил предмет на 1 курсе, и потом было сложно что-либо воспринимать».

Крен реформы образования, когда с первого курса всё больше часов переносится на самостоятельное изучение, усугубляет проблемы адаптации. Все говорит о том, что начальный этап обучения должен быть построен как переходный от школы к Вузу: нужно помочь начинающему студенту «научиться учиться». И очевидно, что наиболее верным на начальном этапе будет медленное, постепенное увеличение доли задач, предполагающих сложные мыслительные операции, продуктивное мышление и самостоятельную деятельность. Задачи этих типов дают начало переходу студентов к саморегуляции собственных мыслительных процедур [6]. В 19 веке В. Латышев, наш прекрасный методист, сказал, что надо обучать не знаниям, а мышлению [7], и это остается неизменно актуальным: не зря одной из причин трудностей в обучении студенты считают неумение и нежелание самостоятельно работать. Это иллюстрируют такие цитаты: «На плохую успеваемость повлияло мое недобросовестное отношение к предмету – не занимался самоподготовкой», «Не дополнял материал».

Одной из самых серьезных проблем, имеющих истоки в средней школе, является отсутствие навыков и мотивации работы с литературой. Это подтверждают и опросы, проведённые «Российской газетой», Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Аналитическим центром Юрия Левады, из которых следует неутешительный вывод, что современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения: 52% учащихся никогда не покупает книг и 37% никогда их не читает [9]. Низкая посещаемость библиотек и читальных залов нашего Вуза лишь подтверждает приведенную статистику.

Технический прогресс усложнил адаптационный период студентов. Наступило время, когда любой профессионал, будь то юрист, экономист, социолог или журналист, должен владеть информационными технологиями (ИТ), без которых специалист не будет справляться с потоками информации. Это требование предполагают освоение техники. Обучение работе с любой машиной, а компьютер является машиной, требует систематической и постепенной выработки навыков. Эти дисциплины нельзя при всем радении освоить за 4 дня перед экзаменом. К сожалению, современный абитуриент психологически не готов к неоднократному еженедельному повторению каких-то действий для закрепления навыков. Увлечение компьютерными играми стимулирует реакцию, но не способствуют воспитанию кропотливости, усидчивости и упорства.

Опросы показали, что большинство в среднем около 87% студентов считают, что занятия по информационным курсам вызвали большой интерес или были скорее интересны. Около 80% понимают, что вся информация или её большая часть, полученная во время занятий по ИТ дисциплинам, найдёт своё применение в реальной жизни.

К сожалению, это осознание приходит далеко не сразу - 51% студентов изменили своё отношение к изучению информационных дисциплин в процессе обучения. Они поняли необходимость полученных знаний и 24% опрошенных сожалеют об упущенных возможностях, причем среди слушателей, имевших в своё время задолженности, эти цифры выше (67,5 и 27 соответственно). Таким образом, мотивация обучения информационным дисциплинам высока, но достигается не на первом году обучения.

Несколько иная ситуация с мотивацией обучения дисциплинам, не связанным с ИТ. Студенты не видят сфер применения этих дисциплин и воспринимают их как разминку для ума, для формирования логического мышления. Эффективность же учебы, а особенно самостоятельной, напрямую зависит от мотивации. Студент должен найти смыслообразующий мотив, ведь именно он побуждает к проявлению активности, и сами студенты это отмечают: одной из причин слабых знаний они считают недостаточную мотивацию: «Помешало отсутствие интереса к дисциплине», «Нет заинтересованности, а навязать это нереально». Во многих анкетах студенты предлагают «объяснять необходимость изучения математики для таможенного дела», «связать теорию с практикой», «разбирая тему, объяснять, где она может применяться в таможенном деле», «повышать интерес к дисциплинам: побольше учебных игр, конкурсов, олимпиад!!».

На вопрос об уровне преподавания студенты однозначно ответили, что он высокий или выше среднего. Интересно, что студенты, имевшие в своё время задолженности по ЕН предметам, в большей степени оценивают усилия кафедр. Именно они в большинстве своём считают, что занятия были скорее интересны и материал доступен для понимания. Высокий уровень преподавания информационных дисциплин кроме студентов подтверждают и отзывы с таможен. Просмотрев отчеты студентов 4-5 курсов по практике, можно убедиться, что в 50% этих отзывов есть упоминание об отличном владении компьютерными технологиями, что, безусловно, является заслугой кафедр. Однако, несмотря на это, именно по дисциплинам цикла ЕН студенты испытывают наибольшие трудности.

Анализируя ответы на открытые вопросы анкет: «Чем Вы объясняете трудности, возникающие при освоении ЕН дисциплин? » и «В чем вы видите пути улучшения процесса освоения ЕН дисциплин?», можно отметить, что студенты довольно верно оценивают реалии современного обучения. Налицо кризис школьного образования: упал не только уровень подготовки, но и уровень общей культуры, который позволял школьнику быстрее адаптироваться в новых учебных условиях. Показательно, что в ответах студентов причиной трудностей при обучении в первую очередь была названа слабая школьная подготовка. Вот некоторые цитаты: «Уровень знаний становится ниже, больше математики!!!», «Слабое школьное знание предмета и жесткие требования в Академии», «Изначально неправильно относился к сложному предмету, а потом было поздно». И даже такой крик души: «В школе надо было лучше учиться!»

А ведь при современном стремительном развитии технологий устаревание знаний и навыков специалиста становится большой проблемой: попытки дать «образование на всю жизнь» перестают соответствовать требованиям момента. Как подчеркивал А.Г. Асмолов, «...главное - это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: "Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности"» [8, С.3]. Недаром концепция непрерывного образования становится все более популярной, и в этом контексте именно навыки самостоятельного обучения еще не раз пригодятся сегодняшнему выпускнику.

Возраст 18-20 лет – это период наиболее бурного развития и становления и характера и интеллекта: преобразуется мотивация, меняется система ценностей. Молодые люди в этом возрасте активны, полны энергии, любопытны, а с другой стороны – еще склонны разбрасываться, поверхностны, непостоянны в своих интересах, их приоритеты еще недостаточно сформированы.

Характерной для студенческого возраста является также потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в стенах родного Вуза, то реализуется в других сферах. Молодой человек должен найти для себя область самоутверждения, так называемую «зону успешности» - в противном случае отсутствие таковой может вызвать неуверенность в себе и сопровождаться агрессивностью, развязностью, другими отклонениями в поведении. Студенты это прекрасно понимают и говорят об этом в своих ответах: «Важно объяснять студентам задание терпеливо, чтобы студент не чувствовал себя тупым, а наоборот, стремился», «У меня изменилось отношение к предмету – преподаватель заметил меня, похвалив за мой маленький успех»

В свете вышесказанного плодотворное взаимодействие студента и преподавателя приобретает еще большее значение. Психолог и педагог Л.С. Выготский говорил, что преподаватель «не должен, подобно рикше, тащить на себе весь воспитательный процесс. Он должен быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером взаимодействия..» [2, С.194]. В зарубежной дидактике принято понятие «средо-ориентированного обучения» - обучения посредством особой «обучающей среды» как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред. Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой. Такое взаимодействие приводит к самоизменению субъекта учения, и, по образному сравнению, студент уподобляется не рулевому, идущему заданным курсом, а капитану, самостоятельно прокладывающему курс и определяющему содержание целей обучения. [6].

В контексте этих подходов можно предложить при ЕН кафедрах организовать группы коррекции, обучаться в которых могут все, кто не справляется с программой (по результатам промежуточной успеваемости). Применять опережающее самостоятельное обучение в виде доступа на сервере всем желающим к электронным лекциям и учебникам, к практическим работам и методическим разработкам. Существенно усиливает мотивацию модульно-рейтинговая система, позволяя учащимся с одной стороны, сдавать теоретический материал небольшими квантами по мере изучения, с другой - ежедневно оценивать свой рейтинг по предмету, сравнивая собственные достижения с общими успехами группы.

Все вышеперечисленные меры совпадают с пожеланиями студентов, принявших участие в анкетировании. Решая проблемы обучения, очень важно слышать мнение учащихся и уметь вести с ними диалог. Поэтому такие опросы необходимы – ведь в высказываниях студентов часто содержатся и справедливая критика, и дельные мысли, а иногда и "сигналы SOS", требующие эффективного реагирования.

Возвращаясь к теме кризиса общей культуры в России, хочется еще раз подчеркнуть, что главной целью и смыслом образования является именно воспроизводство и передача будущим поколениям знаний и основных культурных ценностей, и «с этой точки зрения представляется, что национальной идеей, поисками которой так озабочена современная Россия, могла бы стать поддержка и развитие образования во всех его формах»[2].
Используемая литература:


  1. Андреева А.А. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных диагностических методик. - М.: 1988. - с.129-146.

  2. Вересов Н., Мельников А. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности [Электронный ресурс]. http://bim-bad.reability.ru/working/rekomenduyu-horoshie-teksty-druzei/n-veresov-a-melnikov-obrazovanie-i-kultura/

  3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. т.I.- 488 с.

  4. Жамкочьян М.С. Социально-психологическая типология мотивации студентов / Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. - М.: 1989. - С. 112-113.

  5. Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии". 1992. – N 9,

  6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: М.:Изд-во Моск.Ун-та, 1989.-77 с.

  7. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов: М., 1989. – 240 с.

  8. Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен... Интервью с А. Асмоловым.// Нар. образование. 1993. N5. - С.5

  9. Электронный ресурс: http://www.levada.ru