|
Уроках «Окружающего мира»
Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л.С. Выготский)
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Каждый согласится с тем, что ребёнок любого возраста «открыт» миру, общение с природой, предметами, людьми является потребностью человека и взрослого, и маленького.
«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой существенной характеристике предмета кроется его особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов
Чтобы узнать, соблюдается ли преемственность в изучении предмета «Окружающий мир» между дошкольным учреждением и начальной школой, достаточно сравнить УУД, которые мы должны в нём сформировать:
Итоговые результаты освоения программы дошкольного образования
|
Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения, достигаемые в процессе изучения «Окружающего мира»
|
Интегрированное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»
|
Формирование навыка здорового образа жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасности жизни.
|
Интегрированное качество «Любознательный, активный»
|
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
|
Интегрированное качество «Эмоционально отзывчивый»
|
Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
|
Воспитание гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
|
Интегрированное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
|
Принятие норм нравственного поведения
в природе, обществе
|
Интегрированное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
|
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе.
Понимание роли человека в обществе.
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье
|
Интегрированное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
|
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции.
|
Интегрированное качество «Овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности»
|
Интегрированное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
|
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Овладевание способами организации, планирования различных видов деятельности
|
Я хочу продемонстрировать те приёмы и методы, с помощью которых мы формируем УУД школьников на разных этапах уроков «Окружающего мира» по УМК «Школа 21 века»
Условные обозначения – помогают учащимся ориентироваться в материалах учебника
- регулятивные : научатся ориентироваться в конструкции и системе навигации в учебнике, рабочей тетради
Познавательные: научатся формулировать цель задания
Речевые разминки – средство развития познавательной активности
Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с поставленной задачей, построение своего суждения
Дидактическая игра – развитие умения действовать в соответствии с правилом, подчинять свои действия действиям других участников игры, согласовывать поведение с игровым правилом
Тема «Этот удивительный мир» игра – «Назовём объекты природы»
Тема «Наши помощники органы чувств»
Игра «Угадай на вкус»
«Назови предмет и его свойство
Тема «О дружбе»
Игра «Кто это?» - развивать умение составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Групповая и парная работа
Коммуни кативные – планирование учебного сотрудничества
Тема «Давайте познакомимся»
Работа в парах – «Варежка»
Тема «Правила поведения в школе»
Дети договариваются между собой: один разыгрывает сценку, а другой объясняет, какое правило поведения выполнил или не выполнил артист
Тема «Что нам осень подарила»
В парах дети составляют описание овоща (фрукта, гриба) и предлагают угадать по описанию его название.
Практические опыты - развитие умения вести наблюдение, учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе
Работа с научно – познавательным текстом – чтение таких текстов позволяет расширить кругозор ребёнка, помогает ему осознать значение самостоятельного чтения для обогащения своих знаний и удовлетворения интереса к окружающему миру.
Иллюстративный материал – рассматривание и описание пейзажа, помогает учащимся соотнести имеющийся в них чувственный опыт с изображённым пейзажем, оживляет впечатления, позволяет правильно их оценить.
Самооценка своей деятельности
Личностные –оценивание своего учебного труда, принятии оценки от одноклассников, учителя
Выводом могут послужить слова В.А.Сухомлинского «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появление в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
|
|
|