Главная страница

«Современные технологии как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности»


Скачать 365.22 Kb.
Название «Современные технологии как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности»
страница 1/3
Дата 25.02.2016
Размер 365.22 Kb.
Тип Реферат
  1   2   3

МКОУ Мамонтовская ООШ

Сообщение на тему
«Современные технологии как средство активизации познавательной активности учащихся

на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности»
Подготовила:

Ошоева Л.А.,

учитель русского

языка и литературы

2014 - 2015 уч. гг.

Содержание
I. Введение.

II. Теоретическая база опыта.

III. Педагогические технологии на уроке.

  • Проблемное обучение

  • Исследовательская деятельность

  • Критическое мышление

  • Творческая мастерская

  • Развивающее обучение

  • Информационные технологии

IV. Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности.

  • Учебно-исследовательская деятельность

  • Проектная деятельность

V. Заключение.

I. Введение.
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы», - писал великий писатель Н.В.Гоголь. Нельзя не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы». Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов, не способны испытывать наслаждение от изучения русского языка и литературы, понять значение для себя важной роли этих областей знаний.

Очень трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися классических художественных произведений (хотя бы в объеме школьной программы). Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература. Чаще всего ее изучение сводится к поверхностному чтению или эпизодическому ознакомлению с произведением.

Но ведь язык и литература являются частью общенациональной культуры народа. Как же можно смотреть спокойно на то, что происходит с современной молодежью? Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данным предметам.

Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по моим предметам, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; в-третьих, позволят реализовать главный принцип учителя – словесника - единство обучения и нравственно-эстетического воспитания. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» - писал Я.А.Каменский.

На мой взгляд, этот инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение не исключает традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование.

Именно поэтому в течение нескольких лет я занималась проблемой развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий.
II. Теоретическая база опыта.
В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие:

Направленность общего образования на личностное развитие детей:

  • приобретение опыта разнообразной деятельности;

  • формирование опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути

Учащиеся основной школы должны научиться:

  • самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения;

  • самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность;

  • самостоятельно планировать свой образовательный маршрут.

Результаты образования:

  1. Личностные.

    • Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

самоуважение и самооценка

  • Смыслообразование:

мотивация (учебная, социальная);

границы собственного знания и «незнания»

  • Морально-этическая ориентация:

ориентация на выполнение моральных норм;

способность к решению моральных проблем ;

оценка своих поступков.

  1. Метапредметные.

    • Регулятивные:

управление своей деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и самостоятельность

  • Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

  • Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-символических средств, общих схем решения;

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

  1. Предметные.

  • основы системы научных знаний

  • опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

  • предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Все перечисленные требования могут и должны быть сформированы у учащихся в ходе организации их познавательной деятельности.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (общественно - полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

«Образование – это индустрия, направленная в будущее». (С. П. Капица). А значит, это процесс, в основе которого лежат технологии, способные получить положительный результат обучения.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов). Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

    • цели обучения – общие и конкретные;

    • содержание учебного материала;

    • организация учебного процесса;

    • методы и формы учебной деятельности школьников;

    • методы и формы работы учителя;

    • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

    • диагностика учебного процесса.

В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, которые широко используются в педагогической практике. Я хочу поделиться своим опытом использования активных средств обучения учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
III. Использование педагогических технологий на уроке
Проблемное обучение.

Большинство учащихся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Данный принцип предполагает путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создание в мышлении учащегося такой ситуации, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду я создаю разными приемами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом, самостоятельной работой.

Из опыта работы.

Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который использовался на уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».

Задание учащимся:

- Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Михаил Исаковский

«Враги сожгли родную хату»

Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал,

И только теплый летний вечер

Траву могильную качал.

- Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»?

- Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос)

- Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными).

  • Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)

  • Как характеризует вечер

признак «теплый» (Ответ: по ощущениям)

признак «летний» (Ответ: по времени года)

  • Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

(Ответ: по-разному).

  • Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными).

Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания.

Поэтому организация исследовательской деятельности также является активным средством обучения.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке.

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

Из опыта работы.

При изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтении произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.

Из опыта работы.

На уроке русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени числительном» учащимся предлагается исследование новой части речи. Для этого они самостоятельно работают с заранее предложенным текстом и заполняют таблицу.


Вопрос

Ответ

записать цифрами

Ответ

записать словами

На какой вопрос

отвечают

Что обозначают




Сколько абзацев в тексте?
















Сколько слов в третьем предложении?













Сколько существительных в тексте?













Какое по счету предложение заключает в себе основную мысль текста?
















В каком по счету предложении вы работали над орфограммой в приставке?













В котором часу вы выполняете данную работу?














Работа с данной таблицей позволяет решать сразу несколько учебных задач:

  • анализ текста;

  • выделение из известных понятий нового понятия (новой части речи);

  • наблюдение за признаками новой части речи;

  • наблюдение за разновидностями новой части речи.

В результате самостоятельной работы учащиеся понимают, что в русском языке есть слова, при помощи которых записывается число, количество предметов и порядок предметов при счете; что они отвечают на вопросы: сколько? какой по счету? - и в зависимости от этого делятся на две группы; что могут записываться одним или несколькими словами и т.д. То есть в процессе исследования ученики получают все знания, необходимые им для формирования понятия «Имя числительное». И эти знания они получили самостоятельно. В результате им не составляет большого труда дать определение новой части речи.

Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.

Из опыта работы.

На уроках русского языка, уроках развития речи предлагаю такие, например, задания:

  • Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

  • Исследуйте текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный – приставочно-суффиксальный.

  • Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не менее трех) в каждом.

Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом произведении русской литературы ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

Домашнее задание – всегда выбор для ученика: можешь подготовить упражнение к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени (два – три дня). Некоторые ребята выбирают самостоятельные исследования.

Задание на дом: «В произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью деепричастных оборотов?»

Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.

Критическое мышление

Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, увеличивается, а уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Она является относительно новой для России. Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

  • помочь личности осознать происходящие в психике процессы развития;

  • вызвать их мотивацию;

  • научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

Результативность опыта включает в себя:

  • самосовершенствование личности;

  • развитие творческих способностей;

  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

  • сформированность навыков самостоятельной и групповой работы;

  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Люблю использовать элементы данной технологии на уроках русского языка при изучении теории. В этом нам помогает учебник «Теория», который является источником получения учащимися теоретических знаний. На таких уроках учащимся предлагается работать с информационными (научными, публицистическими) текстами.
Из опыта работы.

Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий.

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Мозговая атака.


Заполнение таблицы.

Дальнейшее целеполагание.


На стадии вызова использую мозговую атаку. Учащиеся составляют список того, что они знают или думают по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.

Например, в 8 классе изучаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами. С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 7 класса. Поэтому целесообразно строить урок именно по данной технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали? Что нам осталось узнать?

Цель составления таблицы – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется вторая колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают текст учебника «Теория» и пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.

На стадии рефлексии таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам будет являться новым целеполаганием. В данном случае я отсылаю учащихся к другим источникам получения информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы).

Из опыта работы.

Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучить информацию.

На уроке в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий» предлагаю учащимся заполнить кроссворд при работе с параграфом учебника. Дети читают параграф самостоятельно или советуются с товарищем по парте, отвечают на вопросы, а ответы записывают в кроссворд.

Этот приём хорошо использовать как на стадии «вызова», так и на стадии «осмысления». Это даёт возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом параграф не объясняется учителем, а становится результатом самостоятельного или совместного размышления учащихся.





  1. Назовите самостоятельную неизменяемую часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака.

  2. От какой части речи образуются наречия на – о?

  3. Назовите две степени сравнения наречий.

  4. От каких прилагательных образуются наречия образа действия на – о?

  5. С помощью какой морфемы образуется простая форма сравнительной степени?

  6. Каким членом предложения является наречие в сравнительной степени?

  7. Сколько форм имеет сравнительная степень наречий?

Технология критического мышления достаточно успешно может быть использована и на уроках литературы при чтении и изучении художественных текстов. Она предлагает строить урок, используя набор приёмов и стратегий.

Из опыта работы

Стратегия - «толстые» и «тонкие вопросы».

Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов помогает ребятам осмыслить прочитанное, понять произведение. Он может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы


-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах учебника или вопросах, которые предлагает учитель. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Например, при изучении в 5 классе произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» беседа начинается с «тонких» вопросов, таких как:

- Кто является главными героями произведения?

- Когда происходит действие рассказа?

- Что случилось с этими героями?

- Как вели себя герои в плену?

- Верно ли поступил Жилин, отказавшись писать письмо матери и просить у нее денег?

- Кто помог героям бежать? и т.п.

После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов. Например,

- В чем различие в поведении пленников: Жилина и Костылина?

- Предположите, что будет, если татары узнают, что Жилин так и не отправил письмо матери?

- Объясните, почему Дина стала помогать пленникам?

- Предположите, что хотел сказать нам писатель, рассказывая о дружбе Дины и Жилина?

Технология критического мышления успешна и на уроках развития речи.

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образы, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».

  • Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.

  • Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо изучить тему, знать о ней больше.

  • Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся, как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.
  1   2   3