Главная страница

Игровое поведение детей раннего возраста. Дневник наблюдения


Скачать 169.03 Kb.
Название Игровое поведение детей раннего возраста. Дневник наблюдения
Дата 29.02.2016
Размер 169.03 Kb.
Тип Документы

Игровое поведение детей раннего возраста.

Дневник наблюдения.

Игра- наиболее естественной и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных занятий и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности. В течении недели воспитатель наблюдала за игровым поведением детей.

1 часть. Дневник наблюдения.

Вика 2 года

В начале недели ребенок просто укладывал куклу спать, пел ей колыбельную (автономная речь).После того, как предложила ей другие действия с куклой, например, покормить ее, причесать, стала кормить ее. В последующие дни и до конца недели, Вика сначала кормила куклу, потом причесывала, затем укладывала спать. Потом снова причесывала, снова кормила и т.д.

1.Что характерно для игрового поведения ребенка.

Однообразие, одноактивность и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними.

2.Использует уже этот ребенок в игре предметы-заместители?

Материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка.

3.Сопровождает ли игровые действия словами?

Игровые действия проходят почти без слов- период автономной речи.

4.Какие предметы или игрушки он предпочитает?

Ребенок играл только с одной куклой.

5.Возникают ли внутри игрового поведения ребенка конфликты с другими детьми? Как часто? По какому поводу?

Ребенок по-прежнему в одиночку манипулировала с куклой; лишь изредка поглядывала на сверстников. Протестовала против вмешательства сверстников с свою игру.

Кирилл 3 года 2 м-ца

В течении недели Кирилл играл и с машинками, и со строительным конструктором, и в дидактические игры.

1.Что характерно для игрового поведения ребенка?

Поведение Кирилла импульсивно, т.е.складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Он начинает играть, потом бросает может отобрать игрушку у другого ребенка и бросить ее не начав играть.

2.Использует уже этот ребенок в игре предметы-заместители?

В период наблюдения мальчик использовал предметы- заместители. Предметы в его играх наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать пистолетом, самолетом и т.д.Эти игровые замещения можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

3.Сопровождает ли игровые действия словами?

Игровые действия сопровождает словами. Правильно произносит большинство звуков (кроме шипящих). В играх высказывается и за себя, и за партнера- игрушку. Речь состоит из простых повествовательных предложений. Часто обращается по своей инициативе и разнообразным поводам к взрослому и сверстникам, высказывается по поводу своих действий и наблюдений.

4.Какие предметы или игрушки он предпочитает?

Предпочитает играть строительным конструктором, машинами, самолетами. Любит играть в конструктор «Лего».Но предпочтения быстро меняются и крайне неустойчивы.

5.Возникают ли внутри игрового поведения конфликты с другими детьми? Как часто? По какому поводу?

Конфликты возникают часто. Ребенок бывает упрямым (настаивает на своем требовании, на своем решении).Дети этого возраста не умеют учитывать интересы и состояние друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

2 часть.

1.Какие психологические особенности работы с малышами вы должны были учесть при составлении плана таких занятий.

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Происходит развитие восприятия детей определяемое тремя основными параметрами рассматривания предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

Следует уделять внимание режиму дня ребенка.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции.

2.Какие игры, рекомендованные в лекциях, включили в план.

«Солнечный зайчик».

3.По какому принципу собрали детей в мини-группу.

Уровень развития объединяемых для занятия в одну группу детей должен быть примерно одинаковым. Дети могут общаться фразами, предложениями. Предоставленные игры-занятия нравятся детям, хорошо понимают ее содержание и получают удовольствие от выполненных игровых действий.

4.Какие психолого-педагогические задачи ставили при разработке плана игровых занятий.

1) Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать культурно- гигиенические навыки самообслуживания. Развивать основные движения, предупреждать утомление. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-действенным мышлением, формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей.

2) Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

3)Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.

4)Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу года речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

5) Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

6) Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.

7) Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. Не следует делать ребенку замечания, упрекать его, т.к. это может привести к неуверенности малыша в себя.

При планировании занятий следует использовать только те средства наглядности, намечать те действия детей, которые активизируют восприятие, повышают его целенаправленность. Не следует, например, при показе кошки украшать ее бантом, а при рассматривание картины «Кошка с котятами» вспоминать не имеющую отношения к ее содержанию потешку: «Киска, киска, киска, брысь!»

Выполняя игровые действия на занятии, малыши, по- существу, решают учебную задачу. Активная роль в организации и проведении дидактических игр принадлежит воспитателю. Он следит за выполнением правил, последовательностью игровых действий, а все играющие выполняют однотипное занятие.

Учитывая несформированность производственного внимания и другие возрастные особенности психики ребенка, воспитатель подбирает игры с элементами сюрприза или такие, в которых предполагается свободная организация детей (как в подвижной игре). Отыскивая предметы или источник звука (колокольчик, бубен),дети свободно передвигаются по комнате.

Интерес ребенка к занятию, игре определяется яркостью дидактических пособий и новыми знаниями.

3 часть. Конспекты игр-занятий

«Божья коровка».

Программные задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: игрушечная божья коровка.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. На улице светит солнце, тепло. По дороге в д/сал я увидела божью коровку. Она сидела на листочке. Смотрите, какая она красивая. Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

-Какого цвета божья коровка? (красного)

-А какой формы? (круглая)

Затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.

-Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем её поймать! Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка ,выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно .Дети повторяют показанные движения.

-Давайте разложим кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку?

Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки.

-Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Давайте поиграем:

Божья коровка (ритмично покачивают ладонями),

Улети на небо (делают взмахи кистями рук)

Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)

Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)

Только не горелого! (грозят указательным пальцем).

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Ну вот, божья коровка согрелась, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вздохов через нос и выдохов через рот.

А теперь, ребята, давайте превратимся в божьих коровок. Покружились, покружились. В божьих коровок превратились.(кружатся)

Божьи коровки, где ваши:

Показать


Носики, ротики, головки.


Части

Крылышки, ножки, животики.


тела

Вот как хорошо у вас получается. А теперь мы поиграем в игру. «Божья коровка и ветер».

Выглянуло солнышко из-за тучки. Божья коровка обрадовалась теплу и стала ползать по листочкам. (Дети встают на четвереньки и ползают по полу).

-Подул холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину и шевелят расслабленными ногами и руками)

-Подул теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. (Дети снова встают на четвереньки и ползают).

Игра повторяется 2-3 раза.

Конспект игры-занятия

Тема: «Солнышко лучистое»

Образовательная область. Художественное творчество. Рисование.

Программное содержание: закреплять умение рисовать округлую форму. Познакомиться с понятием «лучик».Закрепить название «желтый цвет».Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках и на предметах декоративно- прикладного искусства. Наблюдение за солнцем во время прогулки. Чтение стихотворения В.Шипуновой «Солнышко».

Солнце улыбается-

Золотые лучики.

Солнышко качается

На кудрявой тучке.

Солнышко бросает

Золотые мячики

В лужицах ныряют

Солнечные зайчики

Материалы, инструменты, оборудование: гуашевые краски, кисти, листы бумаги, баночки с водой, салфетки.

Содержание занятия.

И зверюшки, и цветочки, и маленькие детки любят когда тепло. А это тепло нам дает солнышко. Оно согревает нас своими лучиками.

Солнце улыбается-

Золотые лучики.

Солнышко качается

На кудрявой тучке.

Солнышко бросает

Золотые мячики

В лужицах ныряют

Солнечные зайчики.

(В.Шипунова)
Воспитатель вместе с детьми хлопает в ладоши. Затем предлагаю детям нарисовать солнце. Берем ½ часть листа.

-Ребята, какого цвета солнце?

-Правильно, желтого!

-А какая форма у солнышка, на что оно похоже? (на круг, круглое)

Сначала желтым карандашом обводим на листке круг-круг это солнышко, от которого в разные стороны отходят лучики. Они могут быть разной толщины и длины.

-Проводим прямые линии желтым карандашом. Желтый цвет -солнечный, желтый, радостный. Посмотрите, линии от карандаша получились четкие, яркие.

Самостоятельна работа детей. Оказание индивидуальной помощи.

Проверяю, как дети держат карандаши, как они рисуют лучики (длинные и короткие линии).

После занятия: оформление выставки детских работ «Солнышко лучистое».

А теперь давайте поиграем. Игра «Солнышко и зайчик».

Конспект сюжетно-ролевой игры

«В гостях у Маши».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: расширять представления детей о возможностях игры с куклой. Закреплять значения об окружающем, о предметах, действиях с ними и их назначении (посуда, одежда).Развивать понимание речи, активизировать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Продолжать воспитывать в детях уважение друг к другу, учить играть сообща, вместе.

Наглядный материал: кукла Маша, чайная посуда, выпечка, кроватка с постелью, одежда для куклы (платье, колготки, туфельки),чашка с водой.

Содержание организованной деятельности детей

В кроватке спит кукла Маша, рядом на стульчике ее одежда. Входят ребята, здороваются с гостями. Воспитатель подводит детей к кроватке, читает загадку:

Я, наверно вам знакома,

Я живу в саду и дома

С ребятами хожу гулять.

Я совсем не растеряша,

Я игрушка-кукла (дети хорошо отвечают- Маша)

Вот наша кукла Маша, она спит. Максим, помоги Машеньке встать, как ей скажешь?

-Машенька, вставай.

Проснулась Машенька. Нужно скорей умыться. Где у нас водичка? Вот водичка, нужно Машу умыть.

-Потрогай, Аня, теплая или холодная вода? Хорошо что теплая, значит можно умываться. Воспитатель держит куклу, а ребенок умывает куклу, все вместе читают потешку :

Водичка, водичка,

Умой Машино личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вот умыли нашу Машу, теперь нужно ее одеть. Что сначала нужно надеть?

-Аня, подскажи.

-Колготки. Правильно, надеваем колготки.

-А после колготок, что наденем?

-Туфельки.

-Помоги, Максим надеть туфельки.

Теперь Витя скажет нам, что еще нужно надеть Маше? Правильно, платье.

-Ах, какая нарядная кукла.

А давайте ей завяжем бант. Какого цвета бант?

Давайте я расчешу куклу и привяжу бант.

Воспитатель расчесывает куклу, читает потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят-

Все волосенки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка слушайся.

Потом завязываем бант и еще раз спрашиваю какого цвета бант.

-С синим бантом,

Чудо-девочка стоит,

И, ресницы опуская,

Слово «мама» говорит.

Вот, какая Маша у нас нарядная. Полюбуйтесь ребята на ее. Посиди, Маша на стульчике. А нам, ребята нужно в комнате навести порядок. Сначала нужно заправить кроватку.

-Аня, заправь, пожалуйста, кроватку. Ребята, смотрите, как Аня аккуратно заправляет кроватку.

-Ну, вот ребята, порядок навели. Нужно напоить Машу чаем, да и самим подкрепиться. Илья, посади Машу за стол. Витя, возьми чашку с блюдцем, поставь на стол. Аня, наливай Машеньке чай. Наливай аккуратно, не торопись.

-Максим, попробуй чай, горячий?

Напои Машу чаем.А к чаю нужны пироженые. Аня, подай пожалуйста пироженые.

После чая Маша благодарит детей и предлагает потанцевать.

К нам пришла повеселиться

Машенька0красавица,

Ей на месте не сидится

Так плясать ей нравится.

Дети танцуют.

Поплясали, мы Машутка

Все сегодня от души,

А теперь, присядь послушай,

Как споют нам малыши.

Дети поют песню про Машу, затем прощаются и уходят.

4 часть. Краткий анализ сценарных разработок занятий.

1.Оцените сложность проведенных занятий для детей данной группы.

Работа с детьми раннего возраста требует особенного подхода. Занятия отличаются объемом, содержанием материала, приемами проведения занятия. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д.

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают и т.д. Но только с помощью взрослого ребенка узнает функциональное назначение предметов нашего быта- что ложкой едят суп, а лопатой копают песок.

Элементы обучения необходимо многократное повторение пройденного.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предметов материала.

На занятиях не следует планировать длинные игры. Необходимо гибко варьировать длительность, возможность детей и их поведение.

Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Чтобы малыши развивались быстрее и умереннее, хвалите их почаще.

2.Какие поставленные задачи вы могли решить?

Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение.

Дети умеют заниматься. Жизненный опыт обогащен.Научились общаться со взрослыми (воспитатель, няня, музыкальный руководитель и т.д.), действовать с предметами. Научились слушать и понимать.

Список используемой литературы:

1)Рузская А.Г.,Мещерякова С.Ю. «Развитие речи». М.: Мозайка-Синтез 2007.

2) Волочкова В.Н.,Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 1-ой младшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» 2004г. Воронеж

3) «Воспитание детей в игре» под редакцией Менджерицкой Д.В. Москва.Просвещение 1979г.

Мини-исследование на тему:

«Предметы-заместители в детской игре».

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету- заместителю- удобство в выполнении игровых действий,

соразмерность с другим игровым материалом.

1.Маша М.-3 г.3 месяца.

В период наблюдения девочка играла в игру «Покормим куклу».В этой игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Маша довольно долго играла с куклой: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней: «Моя хорошая, дочка, давай переоденем штанишки. Вот как хорошо. Не плачь, сейчас будем кушать».

Раскладывала на тарелочки- скомканные салфетки- еда. Брала счетную палочку, сажала куклу себе на коленки и осторожно подносила к ее рту «кашу». «Кушай, дочка кашу, вкусная».После этого вытирала дочке рот полотенцем (полоски нарезанной бумаги) и укладывала дочку спать.

Маша играла свободно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (комканные салфетки- каша, счетная палочка-ложка, полоски нарезанной бумаги- полотенце).Она отражала в игре то, что видела вокруг себя (дома, совсем недавно, родился 2-ой ребенок).Девочка помогла маме ухаживать за братиком.

В последующие дни Маша также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, начинала менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кубик- мясо, трубочки от коктейля- макароны). Воспитатель предложила Маше пригласить в игру другую девочку-Катю. «Пригласи Катю с ее дочкой к себе в гости. Как будто у твоей дочки, Маши- день рождения».

Воспитатель подключилась к игре детей, расширила круг игровых действий и предметов.

-Чем мы будем угощать гостей, Маша?

Ребенок предлагал, а воспитатель соглашалась.

-Хорошо, давай сварим суп, нарежем салат из огурцов, нальём компот в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (кубик- мясо, трубочки-макароны),затем ставим кастрюлю на плиту. Маша, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению салата. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (салат из огурцов).И поставила на стол кувшин с компотом. Пришли гости- Катя с дочкой разместились за столом, начали обедать. Воспитатель задала Кате вопрос: «Тебе нравится угощение? Похвалила Машу, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Маша, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

2.Саша 2г.1 месяц.

Воспитатель дала Саше машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее чуть- чуть по полу. Снова взял в руки, перевернул, ощупывает, трогает колеса, снова возит по полу.

Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Воспитатель предложила ему ее покатать. Ребенок взял за веревку, к которой привязана машина, учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

Третий день наблюдения. В этот день Саша решил заняться ремонтом машины. Воспитатель похвалила его за проявленную инициативу. «Вот молодец, какой ты хороший водитель, знаешь, что машина должна быть исправлена». Саша взял палочку и стал подкручивать колеса.

По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывается тот или иной сюжет.

К концу недели, воспитатель предложил ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином. Где у нас заправочная станция? Саша подвез машину к стоявшему в стороне стулу воспитателя (заправочная станция) «залил» бензин и поехал в магазин за продуктами.

В магазине воспитатель спросила его: «Какие продукты он будет покупать?»

Саша брал продукты и говорил что это-макароны (трубочки от коктейля), печенье (детали конструктора), картофель( цилиндры).Загрузил машину и продавец предложила ему отвезти продукты девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и дочках.

На пятый день наблюдения Саша снова возил продукты на машине. Педагог предложил ему отвезти дочек с мамами на прогулку в лес. Дети согласились, тогда воспитатель сказал, что нужно взять в дорогу еду. Поэтому Маша приготовила бутерброды (цилиндры и палочки от конструктора), бутылку воды (большой прямоугольник строительного материала) и все поехали в лес на прогулку. По дороге водитель Саша остановился на полянке. Маша с дочками перекусили, отдохнули.

Вернувшись «домой»,поблагодарили водителя за приятную прогулку. Дальше дети играли самостоятельно.

Заключение.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В игре ребенок учится действовать с предметом- заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием .Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится к основу развития воображения.

Использование в игре предметов-заместителей свидетельствует с высоком уровне развития ребенка, о го креативностии («творческоски»). Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Используемая литература:

  1. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.» Авторский коллектив под рук. Е.О. Смирновой-М.: Ломоносовъ,2009г.

  2. Павлова Л.Н. « Раннее детство: развитие речи и мышления.» –М.: Мозаика- Синтез,2003 г.

  3. Ермолова Т.В.,Мещерякова С.Ю.,Смирнова Е.О. «Игры с детьми раннего возроста: методические рекомендации». М.: ТЦ «Сфера»,2008г.