|
Индивидуализация образования: зачем школе тьютор? Логинов Дмитрий Александрович, магистр, заместитель директора по увр моу «Гимназия №7»
Индивидуализация образования: зачем школе тьютор?
Логинов Дмитрий Александрович, магистр,
заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор
г. Саратов
Определимся с терминами «индивидуализация» и «тьютор»
Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС СОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании.
Индивидуализация – это педагогический принцип, который не является тем же самым, что и индивидуальный подход Данный подход мы освоили сполна и легко можем подобрать для обучающегося соответствующий ему уровень содержания– базовый или профильный, способ передачи информации – аудио, видео или практический, и т.д. Но при индивидуальном подходе мы работаем с уже определенным содержание образования. Принцип индивидуализации предполагает, что не только способ освоения содержания, но и само содержание определяется обучающимся. Так стандарт старшей школы – ФГОС СОО определяет необходимость перехода на обучение по индивидуальным учебным планам, что уже заложило потенциал для пересмотра организации обучения на уровне старшей школы.
В этих условиях стандартизации каждый педагог прибывает в ситуации выбора своей педагогической позиции. В качестве факторов, влияющих на выбор этой позиции, можно обозначить предложенные Е.А. Александровой внешние факторы, определяющие выбор роли классным руководителем: социокультурные традиции региона, определяющие запрос к поведению педагога, выбору им стратегии и тактики взаимодействия с семьей и ребенком; духовно-нравственные основания, определяющие поведение и деятельность группы лидеров в образовательной организации; традиции образовательной организации, ритуалы, коллективное сценирование поведения; государственный заказ, выраженный во ФГОС1. Считаем, что данные факторы могут быть отнесены и к выбору роли педагогом вообще.
Появляется, в том числе и нормативно закрепленная, ситуация выбора! Уметь делать выбор – дело сложное даже для взрослого человека, делать выбор ребенку – еще сложнее. Логично, что в сложившихся условиях долна появится некоторая позиция профессионала помогающего сделать этот выбор. В практике современного образования такая профессиональная позиция существует – это тьютор
Несмотря на некоторые различия в понимании термина «тьютор», существует аспект, объединяющий все эти определения, — посредническая функция, роль тьютора как помощника и консультанта. Приведем несколько различных определений тьюторской деятельности, используемых в современных педагогических практиках.
1. Тьютор является консультантом учащегося, он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны, он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека (Б.Д.Эльконин).
2. Тьютор – педагог, который выполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатор деятельности и программ индивидуального развития, а основными составляющими его технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение (П.Г.Щедровицкий и др.)
3. Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу (Т.М. Ковалева).
Обобщая приведенные представления о тьюторской деятельности из разных образовательных областей, можно определить содержание тьюторской деятельности как деятельность помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и среды, способствующую активному вхождению личности в образовательную и профессиональную деятельность.
Педагогическая поддержка и тьторство
С точки зрения образовательного процесса представляет интерес понятие поддержки, которое введено в педагогику относительно недавно (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, Л.А. Петровская и др.). Разрабатываются психологический, социальный и педагогический виды поддержки. При этом, анализ литературы показал, что однозначного понимания понятий «поддержка» и «помощь» нет. Часто они рассматриваются как идентичные, что объясняется ориентацией отдельных видов педагогической деятельности на ребенка, ради его саморазвития, развития чувства уверенности в себе. Тем не менее, понятия «поддержка» и «помощь» различны по своему смыслу.
Помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. Педагогические смыслы, вкладываемые в эту деятельность: 1) помочь другому обрести уверенность; 2) подкрепить то положительное, что есть в личности; 3) удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
В системе представлений О.С. Газмана педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека. В этом случае очень важно, чтобы ребенок научился владеть собой, становиться хозяином собственной жизни, то есть умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению. Педагогическая поддержка, согласно О.С. Газману и его последователям, дополняет и усиливает эффективность обучения и воспитания, служит связующим звеном для возникновения самовоспитания и мотивированного учения. Такое представление о поддержке наиболее полно выражает наше понимание этого вида деятельности в условиях построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса.
На наш взгляд тьюторская деятельность в современной школе по отношению к обучающемуся базируется на теории педагогической поддержки, как самостоятельного вида педагогической деятельности.
В рамках корпоративного стандарта тьюторской деятельности, принятого Межрегиональной тьюторской ассоциацией, полное тьюторское действие представляет собой последовательность технологических этапов, которые находят отражение, конкретизируясь в практике применения методик и технологий тьютором:
1. обустройство избыточной образовательной среды – избыточность открывает возможность различных выборов и проб (построение избыточной образовательной среды);
2. осуществление навигации в этом пространстве – помощь ученику в осознании собственных личностных особенностей и склонностей и выбор в соответствии с этими качествами, от чего придется отказаться, сделав тот или иной выбор (навигация выбора);
3. работа с разными масштабами жизненной перспективы – ребенок делает выбор здесь, в классной комнате, а тьютор создает проекцию его выбора во взрослую жизнь (проектирование следующего шага на основе рефлексии).
Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Основные этапы тьюторского сопровождения
Опираясь на исследования Ковалевой Т.М. и опыт тьюторской деятельности в России2, можно выделить основные этапы тьюторского сопровождения обучающегося (тьюторанта), они представляют собой последовательность взаимосвязанных действий и применимы для любой возрастной группы детей (и даже в работе со взрослыми, например, студентами):
• диагностико-мотивационный;
• проектировочный;
• реализационный;
• аналитический.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора (см. Таблица 1).
Таблица 1 «Основные этапы тьюторского сопровождения обучающихся (тьюторантов)»
Содержание деятельности тьютора
|
Содержание деятельности тьюторанта
|
Характеристика этапа
|
Методы, технологии и приёмы
|
1. Диагностико-мотивационный этап
|
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося,
его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и
перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы
учащегося и образ желаемого будущего (в зависимости
от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское со-
провождение).
|
Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный
интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интере-
са.
|
На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подо-
печным.
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно
значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологическо-
го комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское
взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на
развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей
образовательной деятельности.
|
1. Методика
запуска работы с портфолио;
2. анкетирование;
3. тестирование,
4. свободное интервью;
5. определение имеющегося у тьюторанта начального объема
знаний по теме заявленного интереса.
|
2. Проектировочный этап.
|
На основе анализа материалов, полученных на диагностико-мотивационном этапе
тьютор помогает школьнику составить
так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов,
касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или
исследования.
|
Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный
определенной теме (проблеме, вопросу и т.п.): собираются материалы, пред-
назначенные для дальнейшего совместного анализа с тьютором.
|
Основным
содержанием этого этапа является организация сбора информации от-
носительно зафиксированного познавательного интереса.
Основными задачами тьютора здесь является поддерж-
ка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать
собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных
интересов.
Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но
только при условии его предварительного согласия, могут быть затем
продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консуль-
тационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом
и классным руководителем.
|
1. Индивидуальные консультации.
2. Тьюториалы.
3. Беседы.
4. Построение интеллект-карт.
|
3. Реализационный этап
|
Организует образовательное пространство для прохождения обучающимся (тьюторантом) индивидуального образовательного маршрута в рамках заявленной тематики (проблемы).
|
Осуществляет реальный поиск (проект,
исследование) и затем представляет полученные им результаты этого
поиска (проекта, исследования).
|
На данном этапе необходимо максимально расширить образовательную среду обучающегося (тьюторанта), организуя различные площадки взаимодействия со сверстниками, специалистами, родителями. Важно при этом поддерживать мотивацию ребенка в достижении поставленных целей.
|
1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Тьюториалы.
3. Беседы.
4. Мозговой штурм.
5. Круглые столы.
|
4. Аналитический этап.
|
Организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.
|
На этом этапе становится востребованным третий тип портфолио –
портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты.
Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии
познавательного интереса в избранной области, помогает в написании
заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ.
Этап
направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего
пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов.
|
Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится
групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обрат-
ной связи от аудиторией. По возможности устраивается индивидуаль-
ное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи
самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником
разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается анали-
тический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий
в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной
работы и своей роли в ней.
|
Этап способствует развитию адекватной самооценки, умению ана-
лизировать как собственные способы действия, так и способы дей-
ствия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих
изменения:
– Удачно ли был сформулирован сам вопрос?
– Насколько полным и корректным оказался найденный ответ?
– Какие возможны дальнейшие перспективы развития этого дей-
ствия? Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска
по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса
на новый.
|
В то же время специфика содержания тьюторской деятельности опредляется возрастным периодом сопровождаемого (тьюторанта). Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». «Общественный взрослый» выступает носителем общественно выработанных способов действия с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным. В развитии детей. Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
социальная ситуация развития;
ведущая деятельность;
основные новообразования.
Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.
Д.Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
Ведущая деятельность — это не та, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития имеет ряд особенностей:
в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ученика (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). Д.Б. Эльконин выделяет шесть ведущих видов (типов) деятельности:
непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
предметно-манипулятивная деятельность;
ролевая игра;
учебная деятельность;
интимно-личностное общение;
учебно-профессиональная деятельность; на школьный период приходятся четыре последних.
Исходя из подобного понимания возрастной периодизации возникают и соответствующие сценарии тьюторской деятельности: стихийная проба познавательных интересов; оформление приоритетов познавательного интереса; профилизация познавательного интереса. Соотнесение сценариев тьюторской деятельности и периодов школьный жизни представлено в Таблице № 2
Таблица 2 Соотнесение возрастного периода обучающегося (тьюторанта) и специфики (сценария) тьюторской деятельности
Период школьной жизни
|
Ведущий тип деятельности
|
Социальная ситуация
|
Психические новообразования
|
Специфика тьюторской деятельности
|
Начальная школа
|
Учебная деятельность.
|
Познание основ наук. Познание свойств объектов действительности.
|
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.
|
Стихийная проба познавательных интересов.
|
Основная школа (подростковая)
|
Интимно-личностное общение.
|
Познание системы отношений в разных ситуациях: учения, труда и досуга.
|
Стремление к взрослости. Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни.
|
Оформление приоритетов познавательного интереса.
|
Старшая школа
|
Учебно-профессиональная деятельность
|
Познание профессии.
|
Мировоззрение. Профессиональные интересы.
|
Профилизация познавательного интереса.
|
Из соотношения периодов школьной жизни и специфики тьюторской деятельности выстраивается определенное содержание деятельности тьютора (педагога с тьюторской компетенцией). Так, при организации деятельности с обучающимися начальной школы целесообразно расширять среду для познавательных проб ребенка, отдавая приреитет игровым образовательным событиям, организовывать тьюториалы по развитию внутреннего мотива к познавательной деятельности, через осознание своего интереса.
Основная школа диктует свои приоритетные формы работы тьютора с обучающимися, на этом возрастном этапе можно говорить о том, что ребенок уже осознает некоторое поле своих интересов, но нет системы. Тьютор (педагог с тьюторской компетенцией) создает образовательную среду для встраивания познавательного интереса в систему ценностей и приоритетов личности обучающегося. На данном этапе будет полезно сопровождение процесса систематизации познавательного интереса через тренинг по научной организации труда (например, там-менеджменту); тьюториал рефлексивной направленности (построение карты интересов и дорожной карты); социально-моделирующие образовательные события (например, тематические недели, «суды», дебаты, КТД).
Старшая школа – это место для индивидуализации познавательного интереса, В работе тьютора появляется формы ориентированные на построение и сопровождение индивидуального учебного плана:
– индивидуальные и групповые тьюторские консультации;
– предметно-ориентированные и профориентационные тьюториалы;
– тренинги по построению и реализации ИУП для обучающихся, родителей и совместные семейно-ориентированные тренинги тьюториалы.
|
|
|