Главная страница

Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»


Скачать 139.95 Kb.
Название Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»
Дата 11.03.2016
Размер 139.95 Kb.
Тип Программа

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

Программа учебного модуля:

«Возрастные особенности юности.

Психологические особенности познавательной сферы»

Маркин Вячеслав Ефимович,

старший методист учебного отдела

Тверь, 2014
Министерство образования Тверской области

ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ДПО ТОИУУ

______________Махновец С.Н.

Программа учебного модуля

«Возрастные особенности юности.

Психологические особенности познавательной сферы»

Авторы – составители:

Маркин В.Е. – старший методист

учебного отдела ТвСВУ;

Сопина Г.А. - педагог-психолог ТвСВУ

Тверь, 2014

Модуль: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»
Интегративные дидактические цели обучения:

  1. Сформировать навыки работы с данной возрастной категорией.

  2. Управлять процессом приобретения знаний, уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС по соответствующей специальности с учетом психологических особенностей познавательной сферы данной возрастной категории.

Сроки обучения: 8 часов.

Результаты обучения:

  1. Знать основные психологические возрастные особенности обучающихся.

  2. Овладеть психолого-педагогическими технологиями при построении

учебного занятия для данной возрастной категории.

  1. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся при преподавании учебной дисциплины (профессионального модуля).

Критерии оценки результата:

Результат 1. Знать основные психологические возрастные особенности обучающихся.

Критерии оценки результата:

  1. Знать основные новообразования данного возраста;

  2. Проводить анализ деятельности обучающихся на учебных

занятиях преподаваемой дисциплины (профессионального модуля) в соответствии с профессиональными и общими компетенциями по специальности.

  1. Уметь строить взаимоотношения с учетом возрастных новообразований каждой личности обучающихся.

Результат 2. Овладеть психолого-педагогическими технологиями при построении учебного занятия для данной возрастной категории.

Критерии оценки результата:

  1. Уметь создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

  2. Знать психологические механизмы и приемы подачи учебного материала для данной возрастной категории;

  3. Уметь применять на учебных занятиях задания разно уровневого плана в рамках компетентностного подхода.

Результат 3. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся при преподавании учебной дисциплины (профессионального модуля).

Критерии оценки результата:

  1. Уметь подбирать задания с учетом уровня сформированности познавательной сферы.

  2. Уметь оценивать достижения обучающихся с учетом индивидуально-личностных особенностей;

  3. Применять дифференцированный подход при выполнении заданий обучающимися.

Пояснительная записка
В системе современного образования личность обучающегося занимает особое место, т.к. помогает человеку стать особенным и непохожим на других. Сложность человеческой психики заключается в том, что человек – это биосоциальная единица. Очень важно учитывать этот момент в формировании личности особенно на этапе профессионализации. Личность можно рассматривать как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Психология учитывает, что в то же время личность является не только объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. По мере формирования личности профессионала внутренние условия становятся белее глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной категории, но и уметь использовать непосредственно в практике основные психологические механизмы и способы развития познавательной сферы.

Программа поможет преподавателям и мастерам производственного обучения умело применять на учебных занятиях познавательный потенциал каждого студента.

Модульная программа базируется на теоретических положениях исследований личности как субъекта активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Б.С, Братусь, А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), а также концепциях психологии труда, разработанные Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, А.К. Марковой, В.В. Новиковым, а также отдельные проблемы психологии труда, представленные в трудах В.В. Козлова, Г.Ю. Ксензовой, Н.С. и Е.Ю. Пряжниковых, В.В. Новикова и др.

Для форм занятий используются: лекции; деловые игры, тренинг, кейсы.

Учебно-методический план

Виды занятий

Количество учебных часов













Лекции

2

Практические занятия


2

Самостоятельные занятия

4

ВСЕГО

8

Программа


I. Психологические особенности юности. Особенности познавательной сферы. Формирование познавательной сферы.

1.1. Юность как возрастной этап развития личности студента.

Лекция - основное содержание:

Юношеский возраст как этап формирования самосознания и мировоззрения. Основные вопросы, решаемые этим возрастным отрезком. Особенности развития личности студента: типы познавательной деятельности, группы студентов в зависимости от отношения к учебе, понимание «идеальный студент», адаптация студентов первокурсников.

Сенсорика и перцепция. Особенности восприятия поступающей информации. Методы тренировки памяти (связывание в рассказ; метод ассоциаций; метод Цицерона, тактильная память). Основные операции мышления (анализ, синтез, обобщение и т.д.).

1.2. Формирование познавательной сферы на учебных занятиях.

Практическое занятие - основное содержание:

Сенсорика и перцепция. Особенности восприятия поступающей информации. Методы тренировки памяти (связывание в рассказ; метод ассоциаций; метод Цицерона, тактильная память). Основные операции мышления (анализ, синтез, обобщение и т.д.). Свойства внимания.


1.3. Самостоятельная внеаудиторная работа
Основное содержание:

Разработать пакет заданий по преподаваемой учебной дисциплине на особенности и свойства познавательных процессов с учетом формирования профессиональных компетенций.
1.4. Методические рекомендации
Самостоятельная работа представляет собой важную часть организации данного учебного модуля. Самостоятельная работа способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации, формирует и развивает познавательные способности, навыки самоорганизации и самоконтроля.

Согласно цели преподавания данного модуля, методические рекомендации по успешному изучению предполагают:

а) ознакомиться с рекомендуемым списком основной, дополнительной и методической литературы;

б) составить план изучения литературы; разработать формат ее конспектирования (источник, актуальность, новизна, наличие дополнительной информации, оригинальность представления информации, связь с элементами СРС и т. д.);

в) особое внимание обратить на конкретные примеры по каждому свойству и особенности познавательных процессов;

г) разрабатываемые задания не должны быть размытыми, а носить конкретный характер.


Список литературы (основной, дополнительной)
1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 2001 г.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. — М, 1984.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.

4. Брушлинский А.В. Субъект. Мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.

5. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 2009.

6. Венгер Л.А. Домашняя школа. – М., 1994.

7. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа, 1985 №10

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1

9. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994

10. Корзин А.Б., Голубева Т.А., Сопина Г.А. Организация психологической службы в сузе. Пособие-практикум, 2008.

11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2003.

12. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

13. Мухина В.С. «Возрастная психология», М., 2000 г.

14. Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

15. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

16. Познавательное развитие: системный подход. — Мурманск: МГПИ, 2002.

17. Савенков А.И. Как научить приобретать знания. – Ярославль, 2002.

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. Шк., 1988.

19. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2010.-544 с.

20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 2007.

21. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,2001.

22. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности. М., 2011

23. Шикун А.Ф. Фининова И.В. Управленческая психология. – Просвещение 2004

Приложения
1. Индивидуальность восприятия
Участник - ведущий эксперимента, не показывая рисунок и не сообщая, что на нем изображено, должен объяснить слушателям, увиденный рисунок, а они должны зарисовать. У участника-ведущего есть право давать названия геометрическим фигурам, их размеру и расположению на листе бумаги. По окончанию слушатели должны сказать что они нарисовали, рисунки можно сравнить.












2. Тест на особенности восприятия
Просто отвечайте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

1. Мне нравится смотреть на небо.

2. Я периодически что-то напеваю.

3. Я ношу лишь ту одежду, в которой мне удобно, никакая мода не заставит меня надеть одежду, в которой мне не комфортно.

4. Я люблю бани и сауны.

5. Выбирая машину, я обязательно обращаю внимание на ее цвет.

6. Я прекрасно распознаю знакомых людей по их шагам, всегда могу определить, кто вошел в комнату, даже если и не вижу этого.

7. Я умею разговаривать голосами других людей.

8. Я уделяю много внимания своей внешности.

9. Мне нравится массаж.

10. Я люблю рассматривать прохожих.

11. Я испытываю постоянную потребность в движении.

12. Приобретая одежду, я могу, лишь бросив на нее беглый взгляд, понять, подойдет она мне или нет.

13. Если я слышу старую песню, то немедленно вспоминаю прошлое.

14. Я часто совмещаю еду и чтение.

15. Я люблю болтать по телефону.

16. Я быстро полнею.

17. Чтению я предпочитаю аудиокниги.

18. После физической нагрузки или стресса я еще долго чувствую скованность и напряжение.

19. Люблю делать фотографии.

20. Я надолго запоминаю слова людей.

21. Мне нравится приобретать букеты, даже если я не собираюсь их кому-то дарить.

22. Я люблю принимать горячую ванну.

23. Я тщательно планирую свой день, записываю в еженедельник все, что надо успеть сделать.

24. Я часто разговариваю сам с собой, когда один.

25. Мне сложно прийти в себя после того, как я провел много времени в поезде или самолете.

26. Я могу узнать многое о человеке только по его голосу.

27. Я формирую мнение о человеке по тому, как он одет.

28. Утром я долго потягиваюсь, иначе просто не могу подняться.

29. Если кровать неудобная, я не могу уснуть.

30. Мне очень сложно найти себе по-настоящему удобную обувь.

31. Я люблю смотреть кино и телевизор, посещать театр.

32. У меня прекрасная память на лица.

33. Я люблю шум дождя.

34. Я умею и люблю слушать людей.

35. Мне нравиться много двигаться, танцевать, заниматься фитнесом.

36. Я не могу спать под тиканье часов.

37. Я не могу жить без своей аудиоаппаратуры.

38. При звуках музыки ноги сами идут в пляс.

39. Я люблю осматривать различные достопримечательности, часто бываю на экскурсиях.

40. Терпеть не могу беспорядка.

41. Не могу носить одежду из ненатуральных тканей.

42. Мне очень важно освещение в доме.

43. Я часто бываю на концертах.

44. Рукопожатие позволяет мне многое узнать о человеке.

45. Я часто бываю в музеях и на выставках.

46. Я люблю вести дискуссии.

47. Мне кажется, что прикосновения нередко более информативны, чем слова.

48. Я не могу работать или читать, когда кругом шумят.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит зрительный канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит слуховой канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит канал ощущений.

Если у вас наблюдается приблизительно равное число положительных ответов по всем трем группам, то вас можно поздравить – вы очень гармонично развитый человек. А вот если в какой-либо группе вам не удалось набрать восемь ответов «да», то это указывает на недоразвитие данного канала восприятия.
3. Методика «Смысловая память»
Психодиагностика психолога в школе - диагностика интеллектуального развития

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли. Методика, которая позволит диагностировать смысловую память.

СЕРИЯ А

Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ».
4. Методика «Изучение логической и механической памяти»
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Инструкция: прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов (интервал 3). Затем закройте слова листком бумаги и подсчитайте количество запомнившихся слов правой половины ряда. Запишите это число. Такую же работу проведите со вторым рядом слов.

а) пары слов с логической связью

замок — ключ

корова — молоко

щетка — зубы

снег — зима

перо — бумага

голова — волосы

книга — учитель

яблоко — компот

кукла — играть

дерево — лист

очки - глаза

солнце — лето

машина — ехать

кофе - чашка

уроки — школа

б) количество запомнившихся слов (объем логической памяти)

гриб - диван

спички — овца

стакан — дрова

ложка — петух

ботинки — ветер

жук - учитель

рыба - пожар

снег — стул

синица — трамвай

море — груша

зубы — компас

клей — ворота

пирог — нога

власть — чулки

карандаш — бабочка

5. Тест на концентрацию внимания




6. Задания на гибкость мышления:

  1. Встретились два человека, друзья детства, между ними произошел

следующий диалог:

- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

- А у меня уже дочь!

- Как ее зовут?

- Как и ее мать.

- А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

  1. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой

мог поместиться только один человек. Оба переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь.