|
Уроках литературного чтения умк «Школа России»
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения
(УМК «Школа России»)
Н. О. Зюзина,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 132» города Омска
Новая парадигма образования смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на развитие универсальных учебных действий и целостное духовно-нравственное развитие личности школьника. Одной и приоритетных задач школы является создание условий для формирования активной позиции школьника в учебном процессе. Основой формирования активной позиции школьника является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. Возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса: ученик должен приобрести в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками умение учиться. Разрешение названного противоречия предполагает рассмотрение проблемы. Как научить ребенка видеть проблему, ставить цель деятельности, определять задачи, составлять план действий, оценить свои учебные достижения? Иными словами, как научить ребенка учиться?
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Е.С. Палат [2] даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев [1] как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Таким образом, целью проектной деятельностью в начальной школе является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности.
Авторами УМК «Школа России» в учебниках нового поколения проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Проектная деятельность может быть организована в рамках конкретной темы. Так, в теме «Жили-были буквы» (Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 1 класс) проектная деятельность предполагает создание музея «Город букв». Дети учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание поделки, рисунка), презентацию результата деятельности. Основой проекта являются различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основе деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения, недостатком является то, что познавательная проблема задается извне: авторами учебника.
Основой проекта может стать и конкретное произведение, прочитанное на уроке. Для этого, анализ художественного произведения направлен не только на характеристику героев, определение темы и идеи произведения, но и на возможность выявления проблемы или круга проблем, которая может быть решена в проектной деятельности ребенка, группы детей или класса. Анализ сказки «Теремок» позволил увидеть проблему: теремок не подходит для проживания в нем животных, о которых говорится в сказке, поэтому он и был разрушен. Была сформулирована тема индивидуального проекта: «Расчет площади теремка». Решение проблемы: изучение строения теремка как вида жилища, изучение особенностей жизни зверей в природе, определение способов расчета площади, конструирование модели теремка привело к возникновению новых «творческих затруднений». Во-первых, оказалось, что если рассматривать животных в отрыве от содержания сказки, то они являются антагонистами и жить совместно не могут; во-вторых, если учитывать эту особенность, то возникает нравственная проблема: проблема дружбы между животными. Решение данного круга проблем решалось в процессе следующих видов деятельности: поисковой (поиске различных вариантов сказки), художественно-прикладной (конструирование модели теремка), литературной (придумывании сказки, в которой конструировались отношения между животными на основе дружбы). Презентация проекта осуществлялась в форме выступления перед одноклассниками с демонстрацией модели и участия в Интернет-конференции «Мир моих увлечений».
Данный пример показывает, что проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы (познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной, исследовательской, поисковой, литературной) и форм презентации (представление результатов перед одноклассниками, участие в конференциях).
Основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения. Так в теме «Сказки, загадки, небылицы» дети узнали загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к кошкам, и произведение-энциклопедическая статья. В этих произведениях о кошке рассказывается по-разному. Темой группового исследования становится «кошки в жизни и творчестве человека». В первой (исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика тема: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях).
Данный пример показывает, что в проектной деятельности в первом классе образ литературного героя может быть представлен детьми различными способами, что расширяет понятие образа в представлении ребенка, раскрывает его творческие способности при создании своего художественного образа.
Тематика проектной деятельности в первом классе на уроках литературного чтения может быть следующая: тайны загадки; создание музея литературного героя (например, Бабы-Яги); тема дружбы в художественных произведениях и т.д.
В обобщенном виде технологию опыта можно представить следующим образом:
- анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;
- определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;
- определение примерного плана проекта;
- планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
- организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
- организация презентации проекта и его рефлексии.
Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволила выявить следующие затруднения, связанные с его реализацией:
- длительность по времени. Проекты по времени занимали много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. На каждом этапе необходимо мотивировать и стимулировать деятельность;
- недостаточность сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д.). Данная проблема решалась в совместной деятельности с ребенком, выполнение деятельности по образцу, по плану;
- трудности публичного выступления и представление работы. Для преодоления трудностей публичного выступления использовались репетиции выступления, представление работы в узком кругу слушателей (родители, группа одноклассников); представление работы в рамках Интернет-конференции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.
Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности.
Тематика учебных проектов, предложенных авторами УМК «Школа России» может быть расширена. Вдумчивый анализ художественных произведений учителем позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.
Библиографический список
Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001. - 272 с.
Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] М.: Просвещение, 2011.
|
|
|