|
Орнаменты
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Вариации на тему «Орнаменты»
в технике оригами»
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
руководитель объединения «Бумагопластика»
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Аннотация
|
Стр. 3
|
Пояснительная записка
|
Стр. 3
|
Цель и задачи
|
Стр. 6
|
Приложение№1
|
Стр. 7
|
Приложение№2
|
Стр. 8
|
Приложение№3
|
Стр. 9
|
Приложение№4
|
Стр. 10
|
Приложение№5
|
Стр.11
|
Приложение№6
|
Стр.12
|
Приложение№7
|
Стр.13
|
Литература
|
Стр.15
|
Аннотация
В работе представлены различные варианты изготовления орнаментов в технике модульного оригами на основе базовой формы «двойной треугольник», которые являются авторскими разработками.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями и учителями на занятиях бумагопластикой.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Современные условия жизни требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подходить к решению возникающих задач.
В связи с этим важнейшими качествами личности становятся инициативность, самостоятельность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение видеть прекрасное в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире, готовность обучаться в течение всей жизни. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой.
Актуальность методической разработки.
Исследования современных психологов и опыт педагогов позволили сделать выводы о том, что использование техники оригами в учебно-воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит, является эффективной методикой работы с детьми.
Занятия оригами
-
повышают активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей;
активизируют креативное мышление, то есть способность искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте, а также способствуют формированию пространственного и интуитивного видов мышления. Следовательно, занятия оригами повышают интеллектуальные способности.
-
развивают пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;
улучшают глазомер;
развивают навыки мелких точных движений пальцев рук, то есть совершенствуют мелкую моторику;
развивают интенсивнее и на более высоком уровне такие психические процессы, как восприятие (целостность и структурность образа), внимание (концентрация и устойчивость), память (зрительная и кинестетическая);
Развивают художественный вкус и творческие способности детей, исследовательские навыки; активизируют их воображение и фантазию.
стабилизируют психоэмоциональное состояние, снижают уровень тревожности.
В настоящее время повышенная агрессивность детей, возбудимость, гиперактивность, нервозность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, многим из них свойственна повышенная тревожность. А занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу.
Одним из сторон этого вида творчества является модульное оригами, то есть складывание фигуры, состоящей из нескольких одинаковых элементов (модулей), которые потом соединяются между собой.
Модульное оригами полезно для развития мелких и точных движений именно обеих рук, для установления координаций в работе глаза и руки. Не менее важна и воспитательная функция занятий модульным оригами. Чтобы выполнить работу, надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается усидчивость. Складывание одинаковых модулей - работа монотонная, требующая внимания, сосредоточенности, ведь ребёнку необходимо удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Соединение модулей требует аккуратности. В то же время такая работа успокаивает нервную систему.
Фигура, представляющая собой замкнутый круг , собранный из модулей, называется "орнамент". В своей методической разработке я предлагаю различные варианты складывания модулей для изготовления орнаментов с детьми, посещающими занятия первого года обучения.
Орнамент - фигурка универсальная!
Это и детская игрушка,
и спортивный снаряд (кольцебросы, «Летающие тарелки» и т.п.),
и один из методов украшения пространства вокруг себя (украшение комнаты, зала в виде подвесок и гирлянд),
и элемент дизайна (рамки для фотографий, зеркал, подставки под различные предметы, украшения бутылок с лимонадом),
и даже средства обучения (на модулях можно написать буквы, цифры, знаки).
При составлении орнаментов развивается чувство цвета. Дети знакомятся с такими понятиями, как чередование цвета, тёплые и холодные цвета, тёмные, светлые, яркие, пастельные, контрастные тона, обогащают свои знания об оттенках каждого цвета.
Довольно часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Ребята не замечают в своих работах простора для творчества и фантазии. Здесь очень важно показать детям, как сделать орнамент более выразительным, отличающимся от других. Этого можно достичь, не только варьируя модули по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих модулей, например, используя другие виды работы с бумагой (например, используя квиллинг или аппликацию). Некоторые дети даже изобретают свои варианты модулей.
Важно построить занятие так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Эта работа развивает воображение и творческое мышление, а также вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В процессе складывания модулей каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.
Следовательно, занятия по складыванию орнаментов являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к учащимся.
Цель создания методической разработки: представить свой педагогический опыт по складыванию орнаментов из восьми модулей.
Задачи:
определить значение модульного оригами в повышении уровня и качества современного образовательного процесса;
рассмотреть виды орнаментов и способы складывания, проиллюстрировав их схемами и образцами изделий.
В книге «Оригами. Новые модели» (М.: Айрис - пресс, 2004) Сержантовой В. И. представлен орнамент «Секунда». Восемь модулей этого орнамента складываются на основе базовой формы «треугольник». Модуль очень простой, необходимо выполнить всего лишь две операции. С таким заданием может справиться ребёнок младшего возраста, даже дошкольник. Но орнамент «Секунда» для педагога интересен тем, что на нём удобно отрабатывать процесс «карман – вставка» с начинающими, то есть воспитанниками первого года обучения.
Мне понравился способ соединения модулей, и я разработала более сложные модули на основе базовой формы «двойной треугольник», оставив прежнее соединение деталей орнамента. Также я предложила детям придумать свой модуль из «двойного треугольника», используя уже знакомые карман и вставку. Кто-то сумел только немного изменить фигурку, но у некоторых детей получились оригинальные работы.
Приложение № 1
Орнамент «Секунда»
Приложение № 2
Базовый модуль
Модуль № 1
Приложение № 3
Модуль № 2
Приложение № 4
Модуль № 3
Приложение № 5
Модуль № 4
Приложение № 6
Можно изобрести множество разнообразных вариантов орнаментов, на основе базового модуля, используя разные приёмы, технологии складывания, знакомые фигурки.
Приложение № 7
Разработки модулей, предложенных детьми
Литература
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.
Столяренко В.А. Педагогическая психология – Мн., 2000.
Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. //Вопросы психологии – 1994-№5, с. 45-51.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 1991.
Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами., М.: Айрис-пресс, 2004.
Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Соколова С.В. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – Иркутск,: Эксмо, 2008.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: Аст-пресс, 2012.
Электронные образовательные ресурсы.
Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников.
http//www.bibliofond.ru/
Современные педагогические технологии. Московский институт повышения квалификации работников образования.
http//www.refu.ru/
|
|
|