Главная страница

Урока Тема урока Нефть. Состав и переработка нефти. Дидактические цели


Скачать 85.99 Kb.
Название Урока Тема урока Нефть. Состав и переработка нефти. Дидактические цели
Дата 05.03.2016
Размер 85.99 Kb.
Тип Урок

Технологическая карта урока


Тема урока

Нефть. Состав и переработка нефти.

Дидактические цели:


Познакомить учащихся с основными способами переработки нефти;

расширить знания о применении углеводородов, содержащихся в природных источниках, об использовании в промышленности и народном хозяйстве производных углеводородов; закрепить знания об основных месторождениях нефти в России, в мире.

Целеполагание от ученика

Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: сформировать положительное отношение к изучаемому предмету; выработать умения пользоваться простейшими приборами.

Когнитивные цели: уметь провести опыты.
Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы, основные понятия.
Обучающийся понимает факты.
Обучающийся  проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Обучающийся использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы.
Обучающийся оценивает значимость, исходя из внешних критериев качества

Ученик: проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к проблемам общественной жизни.
Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине
Обучающийся целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает те или иные идеалы

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере — воспитание самостоятельности, целеустремленности,  коммуникативности;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  • развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, умения самостоятельно добывать нужную информацию;

  • использование различных источников для получения химической информации;

  • развитие умения работать с обобщающими таблицами, схемами.
    Предметные результаты:
    1. В познавательной сфере:

  • познакомить учащихся с составом, свойствами нефти, фракционной перегонкой и областями применения нефтепродуктов

  • изучить понятие «октановое число бензинов», «детонационная стойкость бензина»;

  • познакомить со  способами получения и использования продуктов нефтепереработки на примере химических процессов – крекинга, реформинга, пиролиза, гидроочистки;

  • знать важнейшие месторождения угля, нефти и газа в России;

  • уметь объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • развитие умения объяснять по схеме производственные процессы.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • содействие формированию экологической культуры – отношению к изучаемому природному углеводороду, как к исчерпаемому и невозобновимому.
    3. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • обратить внимание на проблему охраны окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;

  • способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

План урока

Организационный момент.

Актуализация знаний

1 этап изучения новых знаний и способов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

2 этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Лабораторный опыт. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Закрепление

Запись домашнего задания

Подведение итогов.

Рефлексия

Метод обучения,

технологии

Рассказ

Демонстрация

Лабораторная работа

Фронтальная работа

Индивидуальный опрос
-развивающее обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

-урок ознакомления с новым материалом

Приемы деятельности учителя

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация учащимся таблиц, схем с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней.

Познавательные вопросы и задания


Обычно нефть содержит три вида углеводородов – алканы (парафины), циклоалканы (циклопарафины) и ароматические.  Какие углеводороды относятся к данным видам?   

Используя  § 8 учебника  (О.С. Габриелян)  (стр.58), заполните таблицу:

Название фракции

Состав

T кипения

Применение

Ректификационные газы

 

 




Газолиновая фракция (бензин)

 

 




Лигроиновая фракция

 

 




Керосиновая фракция

 

 




Дизельное топливо

 

 




Мазут

 

 





К каким печальным экологическим последствиям приводит сжигание углеводородного сырья?

Какое влияние на природу оказывают отходы производства нефти и нефтепродуктов? 

Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?

Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости (демонстрирую  нефть)?

Почему нефть так важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом»?

Почему Д.И. Менделеев сказал: «Топить печь нефтью, все равно, что топить печь ассигнациями»?

Организация деятельности учащихся

находят на карте крупнейшие месторождения угля, нефти и газа в России;

знакомятся с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов;

рассказывают о составе нефти;

выясняют особенности различий нефти по составу;

вспоминают способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;

проводят лабораторную работу по об­наружению непредельных соединений в жидких нефтепродуктах;

оценивают влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

14-ий урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ректификация», «Ректификационная колонна», «Ректификационные газы», «Газолиновая фракция», «Лигроиновая фракция», «Керосиновая фракция», «Дизельное топливо», «Соляровое масло», «Смазочные масла». Решают проблему экологического загрязнения, связанную с добычей и переработкой нефти.

Метапредметные:

Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; умение решать проблемы.

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельное выделение необходимой информации; добывать, перерабатывать и представлять информацию; извлекать информацию, делать логические выводы.

Коммуникативные: уметь вести дискуссию; четко  выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; слушать и понимать партнера.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего.

Средства обучения, оборудование

Коллекция «Нефть», физическая карта России.

Вещества (сырая нефть, образцы нефтепродуктов, бромная вода, раствор перманганата калия, вода).

Текст учебника, ТСО, лабораторное оборудование, видеоролик «Нефть», презентация «Нефть и способы её переработки», модуль ФЦИОР «Нефть, добыча, переработка и применение»

Основные понятия и термины урока

Основные природные источники углеводородов - нефть; продукты и методы их переработки: фракционная перегонка (ректификация), ректификационная колонна, ректификационные газы, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая фракция, дизельное топливо, соляровое масло, смазочные масла, мазут, вазелин, парафин, битум, асфальт. Экологические проблемы нефтехимической промышленности.

Домашнее задание

§ 8, вопросы 1-4 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы, за таблицу.

Источники информации

Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002