|
Урока Тема урока Нефть. Состав и переработка нефти. Дидактические цели
Технологическая карта урока
Тема урока
|
Нефть. Состав и переработка нефти.
|
Дидактические цели:
|
Познакомить учащихся с основными способами переработки нефти;
расширить знания о применении углеводородов, содержащихся в природных источниках, об использовании в промышленности и народном хозяйстве производных углеводородов; закрепить знания об основных месторождениях нефти в России, в мире.
|
Целеполагание от ученика
|
Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: сформировать положительное отношение к изучаемому предмету; выработать умения пользоваться простейшими приборами.
Когнитивные цели: уметь провести опыты.
Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; планировать деятельность.
|
Личностная значимость изучаемого для школьника
|
Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы, основные понятия.
Обучающийся понимает факты.
Обучающийся проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Обучающийся использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы.
Обучающийся оценивает значимость, исходя из внешних критериев качества
Ученик: проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к проблемам общественной жизни.
Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине
Обучающийся целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает те или иные идеалы
|
Планируемые результаты
|
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — воспитание самостоятельности, целеустремленности, коммуникативности;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, умения самостоятельно добывать нужную информацию;
использование различных источников для получения химической информации;
развитие умения работать с обобщающими таблицами, схемами.
Предметные результаты: 1. В познавательной сфере:
-
познакомить учащихся с составом, свойствами нефти, фракционной перегонкой и областями применения нефтепродуктов;
изучить понятие «октановое число бензинов», «детонационная стойкость бензина»;
познакомить со способами получения и использования продуктов нефтепереработки на примере химических процессов – крекинга, реформинга, пиролиза, гидроочистки;
знать важнейшие месторождения угля, нефти и газа в России;
уметь объяснять явления, происходящие при переработке нефти;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
развитие умения объяснять по схеме производственные процессы.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
содействие формированию экологической культуры – отношению к изучаемому природному углеводороду, как к исчерпаемому и невозобновимому.
3. В сфере безопасности жизнедеятельности:
обратить внимание на проблему охраны окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
|
План урока
|
Организационный момент.
Актуализация знаний
1 этап изучения новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
2 этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Лабораторный опыт. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Закрепление
Запись домашнего задания
Подведение итогов.
Рефлексия
|
Метод обучения,
технологии
|
Рассказ
Демонстрация
Лабораторная работа
Фронтальная работа
Индивидуальный опрос
-развивающее обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии
|
Формы организации учебной деятельности
|
Фронтальная
-урок ознакомления с новым материалом
|
Приемы деятельности учителя
|
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
-
демонстрация учащимся таблиц, схем с целью иллюстрирования отдельных выводов;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней.
|
Познавательные вопросы и задания
|
Обычно нефть содержит три вида углеводородов – алканы (парафины), циклоалканы (циклопарафины) и ароматические. Какие углеводороды относятся к данным видам?
Используя § 8 учебника (О.С. Габриелян) (стр.58), заполните таблицу:
Название фракции
|
Состав
|
T кипения
|
Применение
|
Ректификационные газы
|
|
|
|
Газолиновая фракция (бензин)
|
|
|
|
Лигроиновая фракция
|
|
|
|
Керосиновая фракция
|
|
|
|
Дизельное топливо
|
|
|
|
Мазут
|
|
|
|
К каким печальным экологическим последствиям приводит сжигание углеводородного сырья?
Какое влияние на природу оказывают отходы производства нефти и нефтепродуктов?
Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?
Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости (демонстрирую нефть)?
Почему нефть так важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом»?
Почему Д.И. Менделеев сказал: «Топить печь нефтью, все равно, что топить печь ассигнациями»?
|
Организация деятельности учащихся
|
находят на карте крупнейшие месторождения угля, нефти и газа в России;
знакомятся с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов;
рассказывают о составе нефти;
выясняют особенности различий нефти по составу;
вспоминают способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;
проводят лабораторную работу по обнаружению непредельных соединений в жидких нефтепродуктах;
оценивают влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды.
|
Место в структуре темы
|
Тема 2. Углеводороды и их природные источники.
14-ий урок темы, изучение нового материала.
|
Развиваемые УУД
|
Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ректификация», «Ректификационная колонна», «Ректификационные газы», «Газолиновая фракция», «Лигроиновая фракция», «Керосиновая фракция», «Дизельное топливо», «Соляровое масло», «Смазочные масла». Решают проблему экологического загрязнения, связанную с добычей и переработкой нефти.
Метапредметные:
Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; умение решать проблемы.
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельное выделение необходимой информации; добывать, перерабатывать и представлять информацию; извлекать информацию, делать логические выводы.
Коммуникативные: уметь вести дискуссию; четко выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; слушать и понимать партнера.
Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего.
|
Средства обучения, оборудование
|
Коллекция «Нефть», физическая карта России.
Вещества (сырая нефть, образцы нефтепродуктов, бромная вода, раствор перманганата калия, вода).
Текст учебника, ТСО, лабораторное оборудование, видеоролик «Нефть», презентация «Нефть и способы её переработки», модуль ФЦИОР «Нефть, добыча, переработка и применение»
|
Основные понятия и термины урока
|
Основные природные источники углеводородов - нефть; продукты и методы их переработки: фракционная перегонка (ректификация), ректификационная колонна, ректификационные газы, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая фракция, дизельное топливо, соляровое масло, смазочные масла, мазут, вазелин, парафин, битум, асфальт. Экологические проблемы нефтехимической промышленности.
|
Домашнее задание
|
§ 8, вопросы 1-4 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.
Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.
|
Оценки за урок
|
За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы, за таблицу.
|
Источники информации
|
Учебная литература:
Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.
2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013
3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012
4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013
5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014
6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011
Электронный ресурс:
1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004
2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.
3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.
4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.
5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002
|
|
|
|