Главная страница

Комплексный анализ текста художественного стиля


Скачать 253.39 Kb.
Название Комплексный анализ текста художественного стиля
Дата 16.03.2016
Размер 253.39 Kb.
Тип Документы

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ.
ТЕМА: Комплексный анализ текста художественного стиля.

(5 класс)
ЦЕЛЬ: 1) учить анализировать текст художественного стиля, определяя цель текста, способы достижения этой цели, роль изобразительных средств языка; на основе текстовосприятия сформировать условия для текстообразования;
2) воспитывать уважительное отношение к слову, к ценности творчества;
3) развивать умение анализировать форму и содержание текста-образца, умение создавать самостоятельное речевое высказывание, используя в нем богатство языка.
ХОД УРОКА:


  1. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. Определите стиль текстов и докажите свою точку зрения.


Текст № 1

Одуванчик - травянистое растение семейства сложноцветных, с желтыми соцветиями и опушенными семенами, легко разносимыми ветром.

(Словарь юного биолога)

Текст № 2

Весной лужайка, где много одуванчиков, такая яркая, что даже чуть больно смотреть на ее желтизну. А пройдет месяц, и она уже будто снегом покрытая. Там, где росли желтые цветы, теперь покачиваются белые шарики. Вот налетел ветер, и сразу поднялось легкое облачко. Это полетели семена одуванчика.

Текст № 3

- Привет, Санек! Ты где так долго пропадал?

- Приветик! Я только недавно из деревни вернулся. Представляешь, у нас там прямо перед домом луг был. На нем столько одуванчиков растет! Луг золотым от них кажется! Такая красотища!

Текст № 4

Для приготовления витаминного салата из одуванчиков возьмите листья одуванчиков, тщательно их промойте в холодной воде, затем порежьте, сложите в салатницу и заправьте свежевыжатым лимонным соком, смешанным с растительным маслом.
- Итак, по каким признакам мы определяем стилистическую принадлежность текста?
- Что объединяет все прочитанные тексты? (тема)

- Игра «Ассоциации» со словом одуванчик.

- Много ли вы знаете об этом незатейливом цветке? Замечаем ли мы этот обычный и привычный глазу цветок? А сколько погибло их в наших руках и под нашими ногами!

Именно этот обыкновенный цветок станет центром нашего сегодняшнего урока. Попробуем посмотреть на него другими глазами, оживим его и заглянем в его жизнь. А поможет нам в этом текст замечательного русского писателя И. Соколова-Микитова.


  1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.


ОДУВАНЧИКИ

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зеленых лугах, даже у самых порогов деревенских домов все лето цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие, летучие семена. Потому и называется цветок одуванчиком.

Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они открываются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои головки.

В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

(По И. Соколову-Микитову)
- О чем этот текст?

- На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте?

1. Где растут одуванчики? О чем говорит это широкое перечисление мест, где растут одуванчики?

2. Почему они названы одуванчиками?

3. Как выглядят одуванчики днем?

4. Ночью?

- Что вы узнали об одуванчиках?

- Что отражено в названии текста?

- Озаглавьте текст таким образом, чтобы в нем отразилась основная мысль текста.

1. С какой целью создан текст? Зачем стоило писать о таком обыкновенном и нередком растении?

2. Представьте на мгновение, что эти цветы исчезнут. Изменится что-то вокруг или мы даже не заметим их исчезновения?
Автор как будто восклицает: разве есть в природе что-то, не заслуживающее нашего внимания?! Уметь видеть красоту и очарование в самом привычном и простом и учить этому других – призвание настоящего творца.


ЗАГОЛОВОК

(Привычный глазу необыкновенный цветок)
- Какова задача автора? (воздействовать на читателя, создав образ цветка)

- Какие языковые средства использует автор, чтобы создать неповторимый образ этого цветка? (переносное значение слов, олицетворение, сравнение-сопоставление)
- Слышите ли вы в этом тексте голос автора?

- Итак, мы отметили в этом тексте образность, выразительность, эмоциональность. Сделайте вывод о стилистической принадлежности текста.


  1. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

- Итак, данный текст помог нам увидеть, какой необычной жизнью живет обычный одуванчик. А давайте оживим этот цветок?! Представьте, что одуванчик по мановению волшебной палочки превратился в человека. Что это будет за человек? Опишите его.

- Какой прием помог нам уподобить одуванчик человеку? (олицетворение)
- Используя созданные выразительные средства, выполните задание 2.


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Как вы думаете, о чем бы смог нам рассказать одуванчик, если бы смог говорить? С кем он дружит, кто его враги?

- Послушайте сочинение Ковалевой Юли.
Жизнь дари другим

Здравствуйте! Давайте знакомиться. Меня зовут Одуванчик. Моя жизнь хоть и коротка, но прекрасна. Я рождаюсь и начинаю цвести самым первым, когда другие цветы еще спят. Весна - мой праздник. Я для многих - первый кормилец, щедра моя золотая корзинка. Вот по моему нежному стебельку ползет божья коровка, щекочет меня своими лапками. Часто прилетают прелестные бабочки, нежно опускаются, легко машут крылышками, как веером, охлаждают мои лепестки и листья. В летний зной это так приятно. Подойди ко мне, наклонись, приглядись попристальней - ахнешь: среди моих золотистых лепестков настоящий пир. Малышки - мошки-мушки снуют, соревнуются, соперничают, собирая сладкое угощение.

Каждое утро я умываюсь прохладной росой, а теплый ветерок меня высушивает, солнечные лучики ласкают меня, а я ловлю каждый, собираю их в свою золотую корзинку.

А в конце лета превращается моя золотая голова в пушистый шарик. Дунет ветер - и разлетаются мои детки по всему свету. Родятся потом новые одуванчики. Какое счастье, умирая, давать жизнь другим!
- Напиши сочинение от лица солнышка или ветра (а может быть, еще кого-то, кто связан с жизнью одуванчика). Наверняка с ними происходили какие-нибудь интересные события. Пофантазируй!


  1. ИТОГ УРОКА.


- Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами в очередной раз убедились, какими несметными сокровищами обладает наш язык. С их помощью можно творить чудеса: превращать самые обычные вещи в необыкновенные, можно оживлять предметы. Все это возможно лишь в том случае, если мы научимся владеть словом, научимся подбирать языковые средства в соответствии с задачей речи. В очередной раз нам помогла госпожа СТИЛИСТИКА. Порадуйте ее своими творческими работами!

ТЕМА: ЭТЮД «МОЙ ПУШКИН» (6 класс)
Цель:

1) познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятельному написанию этюда на заданную тему, собрав разнообразный языковой материал, переосмыслив личность и творчество А.С. Пушкина и мобилизуя творческие способности учащихся посредством эмоционального воздействия; тем самым сформировать у них потребность (мотивацию) в общении, желание поделиться своими мыслями и ощущениями; совершенствовать у учащихся навыки текстовосприятия (расчленение на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов, установление логики движения текста, понимание языковых единиц, анализ образной структуры текста и средств создания его выразительности), что станет основой для успешного создания собственного текста (текстообразования).
2) развивать ассоциативное и образное мышление учащихся, их коммуникативные умения: раскрыть тему и основную мысль текста, строить собственные устные высказывания, т.е. способствовать развитию языковой личности школьников, способной говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, извлекать информацию из текстов, воспринимать чужую речь.
3) воспитывать интерес и любовь к родной русской речи через призму восприятия творчества и личности А.С. Пушкина, показывая нескончаемые возможности яркого и многогранного русского слова; воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения, доброжелательность друг к другу.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: 1) словесные: эвристическая беседа, объяснение.

2) практические: наблюдение над языковым материалом, работа с текстом, словарно-орфографическая работа.

3) методы стимулирования интереса к учению и мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций).

4) репродуктивный метод.
Оборудование: индивидуальная рабочая тетрадь по практической стилистике для учащихся, портрет А.С. Пушкина.


  1. Введение в тему урока.

- Я приветствую вас, мои юные друзья, и приглашаю совершить увлекательное путешествие в неповторимый и загадочный мир родной русской речи. А вот кто станет сопровождать нас в этом путешествии, вы поймете из стихотворения М. Кузмина, поэта «серебряного века». Вслушайтесь в его строки.

(чтение учителем стихотворения «Пушкин»)

- Кто же этот поэт, который сегодня распахнет перед нами двери в удивительный мир русской речи? (А.С. Пушкин)

- Действительно, это великий русский поэт, тонкий знаток русского языка А.С. Пушкин. Позвольте узнать, как вы догадались, что речь в стихотворении идет именно о нем, а не о другом поэте, ведь имя Пушкина автором стихотворения не называлось.

- Таким образом, используя ассоциативный образный ряд, автор стихотворения дает нам понять, что главный герой его произведения – великий поэт А.С. Пушкин.
II. Речевая разминка.

- Давайте с вами продолжим составление ассоциаций и поиграем в игру «Ассоциации». Запишите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите А.С. Пушкин. На эту работу вам дается 1 минута.

(чтение получившихся ассоциативных рядов)

- Вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, насколько по-разному вы воспринимаете личность и творчество А.С. Пушкина, насколько разные возникают у вас ассоциации, когда вы слышите это имя. Так и должно быть: все мы разные и непохожие друг на друга, естественно, что различаются и наши мысли, наше мировосприятие. У каждого из нас «свой» Пушкин. Именно поэтому тема сегодняшнего нашего урока так и звучит «Мой Пушкин». Запишите ее.
III. Работа по теме урока.

  1. Словарно-орфографическая работа: запишите слова и выражения с попутным комментированием:

Первый поэт-художник Руси, лелеющая душу гуманность, образователь юного чувства.

Баловень природы, чародей, самородок.

Солнце русской поэзии, великий желанный спутник, златоустый певец.

- Скажите, что объединяет все записанные слова и выражения. (Они характеризуют А.С. Пушкина)

- Какие выражения особенно ярко показали вам, что речь идет именно об А.С. Пушкине? (Солнце русской поэзии)

- Понятие «Пушкин» заменено здесь его описанием. Вспомните, как называется такой прием. (Перифраза)

- Хочу вам напомнить, что перифраза помогает избежать лишних повторов одного и того же слова и делает текст более образным и выразительным.

Все записанные выражения принадлежат разным людям, это тоже своего рода «ассоциации», связанные с именем Пушкина. Запишите авторов этих выражений. 1. В.Г. Белинский. 2. А. Григорьев. 3. Ю. Айхенвальд.

- Какие из этих выражений понравились вам больше всего. Прочтите их.

- Глядя на эти высказывания разных людей, мы в очередной раз убеждаемся, насколько по-разному каждый человек воспринимает личность Пушкина, что каждый в душе хранит образ «своего» неповторимого Пушкина.

2) Эвристическая беседа.

- Скажите, когда вы впервые в своей жизни встретились с именем А.С. Пушкина. Как он «вошел» в вашу жизнь?

- Почему нам всю жизнь помнятся сказки Пушкина?

- Да, А.С. Пушкин – желанный спутник многих и многих людей, почитателей его таланта, на протяжении вот уже нескольких веков. Неравнодушные к поэту люди выражают свое отношение к нему по-разному: пишут о Пушкине большие книги и небольшие статьи, посвящают ему стихи. Писать о поэте, восхищаться им, оформлять свои мысли о нем, его творчестве можно, обратившись к такому литературному жанру, как этюд.

3) Работа с понятием «этюд».

- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с эти новым для вас литературным жанром, его характерными признаками и особенностями, соберете достаточно богатый и разнообразный языковой материал, чтобы попробовать свои творческие силы в написании этюда на заданную тему. А чтобы облегчить ваш труд, прошу вас очень внимательно отнестись ко всему, что вы услышите на уроке друг от друга, от меня. Фиксировать в памяти понравившиеся мысли и, конечно, активно включаться в беседу, чтобы наше общение было плодотворным.

Итак, что же такое этюд? Запишите определение. Этюд – небольшое по объему литературное произведение, посвященное частному вопросу.

- Скажите, что в определении этюда в большей степени подчеркивает его особенности как жанра. (Посвящен частному вопросу, касающемуся только отдельного человека, его отношения к тому или иному лицу, явлению, предмету).

- Чтобы вы могли более отчетливо уяснить особенности нового для вас литературного жанра, обратимся к этюдам, написанным разными людьми, но посвященным одному человеку, поэту А.С. Пушкину.

4) Работа с текстами.

Текст № 1

Кажется, о Пушкине сказано все, что только можно сказать о литературе и о человеке; а в то же время ясно, что не годы, не десятилетия - века к нему будут возвращаться снова и снова...

Солнце - одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы или дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью! И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.

(По Л. Успенскому)
- На что обращает внимание Л. Успенский, говоря о Пушкине?

- Подчеркнем в этом этюде ключевые слова и фразы.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают почувствовать отношение Успенского к Пушкину?

- Каково оно, это отношение?

- Какие слова и выражения вам особенно понравились?

- Как вы понимаете выражение «общечеловеческое представление»? А мы можем внести свой вклад в это представление?

- Пусть ваши этюды станут теми яркими лучиками, которые слагают сияющую радугу общечеловеческого представления о нашем великом гении.

Текст № 2

Пинежский Пушкин

(из текста северного рассказа о Пушкине)

Он певец был, песенный наблюдатель, книгам сказатель, грамоты описатель. Землю, как цветами, стихами украсил.

...Не было от сотворенья, чтобы таки многолюдны книги в такой короткий век кто сложил. Век короткий, да разум быстрый: годы молоды, да ум тысячелетен...

У другого человека ум никуда не ходит, на спокое стоит. У Пушкина, как стрела, как птица, ум-от.

Что люди помыслят, то он делом сотворит...

И настолько он хитрой прикладывать слово-то к слову!.. Пушкин говорил, как с полки брал; и всё разно сказывал. Век не придумать никому, как он придумывал...

Пушкин нов чин завёл в стихах... В еговых словах не заблудисся. Кабыть в ростил лежит. Всё-то видишь, всё-то понятно: выговаривать-то не спутаешь. Сколь письмо егово до людей дохоже! Старых утешает, молодых забавляет, малых учит...

(По Б. Шергину)

- Чем удивил вас этот этюд?

- Перечитайте его и подчеркните слова, которые вызывают у вас улыбку, непонятны вам. Как называются такие слова? (Диалектные, просторечные)

- От кого мы могли бы их услышать? Кто мог так выражать, сказывать свои впечатления о Пушкине? (Малограмотный человек, который сам плохо владеет пером, письменной речью, однако способен прочитать и понять творения великого поэта, объяснить, в чем прелесть его стихов, т.е. творчество Пушкина общенародно).

- Что ставит в заслугу поэту человек из народа А. Щеголева, со слов которой Б. Шергин записал этот текст?

- Какие образные выражения, слова помогают передать отношение читательницы к поэту?

- Что легло в основу этюда: черты характера поэта или общее впечатление от его творчества?

Текст №3

Мой Пушкин

...Самое любимое из страшных, самое по-родному страшное и по-страшному родное были «Бесы»:

«Мчатся тучи, вьются тучи — Невидимкою луна...»

Всё страшно — с самого начала: луны не видно, а Она — есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы всё видеть и чтобы её не видели. Странное стихотворение...

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна...» — опять пробирается, как кошка, как воровка, как огромная волчица в стадо спящих баранов (бараны... туманы...). «На печальные поляны льёт печально свет она...» О, Господи, как печально, как дважды печально, как безысходно, безнадёжно печально, как навсегда припечатано — печалью, точно Пушкин этим повторением печаль луною, как печатью, к поляне припечатал.

(По М. Цветаевой.)
- На чем основано цветаевское восприятие Пушкина? (На впечатлении от одного из произведений поэта).

- С каким произведением ассоциируется поэт у Цветаевой? Какие чувства возникают у нее при чтении стихотворения?

- Обратите внимание на то, какой знак чаще всего ставит в конце предложения поэтесса. О чем это говорит?

- Какие выразительные средства делают этюд ярким, эмоционально окрашенным?

5) Жанровые особенности этюда.

- Вы прочитали произведения разных авторов. По жанру все они этюды. Выделим то, что характеризует этюд как литературный жанр, в частности, этюд «Мой Пушкин». Запись в тетрадях: 1) личное отношение к поэту; 2) выделение того, с чем ассоциируется восприятие поэта (общее впечатление от личности поэта или от его творчества, черты характера, эпизод из жизни, конкретное произведение); 3) яркие, точные, образные слова, выражающие личное эмоциональное отношение к поэту.
IV. Заключение.

- Откройте, пожалуйста, последний лист ваших рабочих тетрадей. Это единственный пока еще пустующий лист, но он самый важный, поскольку на него лягут строки вашего этюда с вашими мыслями и чувствами. Пусть он станет очередной или первой страничкой вашего творчества. Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы получили достаточный языковой и литературоведческий материал, а главное – эмоциональный заряд, чтобы создать свой этюд. Желаю вам творческих успехов!

ТЕМА: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЖАНРЕ ЛИРИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ (6 класс)
Цель:

1) познакомить учащихся с новым литературным жанром – лирической миниатюрой, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа миниатюр М.М. Пришвина; подготовить учащихся к самостоятельному написанию миниатюры на заданную тему, собрав разнообразный языковой материал, мобилизуя творческие способности учащихся посредством эмоционального воздействия; тем самым сформировать у них потребность (мотивацию) в общении, желание поделиться своими мыслями и ощущениями; совершенствовать у учащихся навыки текстовосприятия (расчленение на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов, установление логики движения текста, понимание языковых единиц, анализ образной структуры текста и средств создания его выразительности), что станет основой для успешного создания собственного текста (текстообразования).
2) развивать ассоциативное и образное мышление учащихся, их коммуникативные умения: раскрыть тему и основную мысль текста, строить собственные устные высказывания, т.е. способствовать развитию языковой личности школьников, способной говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, извлекать информацию из текстов, воспринимать чужую речь.
3) воспитывать интерес и любовь к родной русской речи через призму восприятия творчества и личности М.М. Пришвина, показывая нескончаемые возможности яркого и многогранного русского слова; воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения, доброжелательность друг к другу.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: 1) словесные: эвристическая беседа, объяснение.

2) практические: наблюдение над языковым материалом, работа с текстом, словарно-орфографическая работа.

3) методы стимулирования интереса к учению и мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций).

4) репродуктивный метод.

Оборудование: индивидуальная рабочая тетрадь по практической стилистике для учащихся, портрет М.М. Пришвина.
I. Речевая разминка.

Под снегом

Удалось услышать, как мышь под снегом грызла корешок.

(М. М. Пришвин)

- Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие чувства автора выражены в этой миниатюре. Передайте их при чтении вслух.
II. Работа по теме.
1. - Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Под снегом». О чем в ней говорится? (1. В лесу стоит такая тишина, что слышно, как под снежным покровом грызет корешок мышь. 2. Укрытый и вроде бы безжизненный лес на самом деле полон жизни, но это нужно уметь увидеть, услышать. 3. И еще в этой миниатюре говорится о радости автора, которому удалось проникнуть в одну из тайн природы.)

- Как вы думаете, что выражает название миниатюры? (Основную мысль текста: автору удалось раскрыть маленькую тайну природы, скрытую под снегом.)

- Что вы можете сказать о человеке, который способен увидеть и услышать многое в природе и выразить свои чувства, свое отношение к этому? (Автор - человек очень наблюдательный, любит природу, познает ее, радуется каждому общению с ней. М. Пришвин - певец природы. Его поэтический мир полон света, радости. Вот как он пишет об этом в миниатюре «Моя охота»: «Я охотник за собственной душой, которую нахожу, узнаю то в еловых молодых шишках, то в белке, то в папоротнике, на который через лесное окошко упал солнечный луч, то на полянке, сплошь покрытой цветами».)
2. - Прочитайте миниатюру «Гусь на солнце» про себя.

Вернулось солнце. Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, подплескивал водой на себя, почесывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружинке, хвостом. А когда все вымыл, все вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро-сверкающий клюв и загоготал.

- Подумайте, какие чувства выражены в ней. Попытайтесь определить тему миниатюры, при этом обратите внимание на ее название. (Основная тема - гусь, приветствующий солнце. И именно это отражено в названии миниатюры.)

- Изучая творчество М. М. Пришвина, мы часто обращались к таким понятиям, как «поэтический мир писателя», «поэтичность миниатюр». Попытаемся еще раз доказать справедливость этих понятий. Подумайте, что делает данное произведение особенно динамичным, позволяет раскрыть основную тему. Обратите внимание, слова какой части речи преобладают в тексте. Найдите их. (Глаголы.)

- Какие из выделенных вами глаголов показывают, как гусь готовился к встрече с солнцем, к тому, чтобы выразить свою радость? (Запускал, доставал, подплескивал, шевелил.)

- Какие глаголы изображают ликование, радость гуся по случаю появления солнца? (Поднялся, загоготал.)

- Какие выразительные средства языка помогают писателю показать гуся, приветствующего солнце? (Эпитеты: серебряный, мокро-сверкающий клюв; сравнение: как на пружинке, хвост; олицетворение: вернулось солнце.)

- Обратите внимание на эпитеты. Нет ли в таком подборе эпитетов ошибки? Вспомните, какого цвета клюв у гуся?

- А как же быть с авторскими эпитетами? Можно ли их «защитить», объяснить, как-то обосновать их правильность и уместность? (Серебряный клюв потому, что он мокрый, сверкает на солнце и от этого кажется серебряным.)

- Да, это солнце сделало клюв гуся серебряным и сверкающим. И самое главное, что писатель увидел это и с фотографической точностью запечатлел. Какова же основная мысль текста? Передайте ее в чтении. (В любом, на первый взгляд, ничем не примечательном явлении природы есть своя, особая прелесть.)
3. - Проведите самостоятельный анализ текста лирической миниатюры (по выбору или по вариантам.)

Задания:

- Прочитайте текст миниатюры.

- Подумайте, о чем он? Что привлекло внимание М. М. Пришвина?

- Отметьте, какие выразительные средства языка использует писатель, чтобы показать особую прелесть того, о чем пишет? Какие слова, выражения из этого текста вам показались особенно яркими, необычными?

- Объясните смысл названия миниатюр.

I. Птичик

Птичик, самый малый, сел на вершинный палец самой высокой ели, и, видишь, он там недаром сел, тоже славил зарю; клюв его маленький раскрывался, но песня не достигала земли, и по всему виду птички можно было понять: дело ее - славить, а не в том, чтобы песня достигала земли и славила птичку.

(М.Пришвин)

II. Запоздалый ручей

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют березки. Растут сморчки. Осины выбросили червячки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.

(М. Пришвин)

- Итак, что же является основой интересного описания природы, основой лирической миниатюры, произведения, в котором выражены определенные чувства пишущего? Каковы «секреты» написания лирической миниатюры? (В результате ответов учащихся выделяются некоторые «секреты» и записываются на доске.)
4. - «Секреты» написания лирической миниатюры:

1) в основе миниатюры должны быть внимательные, «свежие» личные наблюдения;

2) наблюдения необходимо подчинить главной мысли, идее сочинения-описания: в том, что привлекло внимание, есть своя особая прелесть. Эта идея в сжатом виде должна быть выражена в названии;

3) подбор ярких, точных слов, убеждающих, что то, о чем рассказывается в миниатюре, достойно внимания.
5. - Мы довольно много говорили об идее лирической миниатюры, выразительных средствах языка, то есть о том, что делает наблюдения писателя художественным текстом.

Миниатюры рождались из наблюдений. А эти наблюдения заносились в обычную записную книжку. Вот как об этом писал сам М. М. Пришвин: «Я брал для записей разные мелочи, какие мне только попадались на глаза... Я записал тысячи трогательных подробностей...»

- Заглянем в отдельные записи писателя. Попытаемся превратить наблюдения в художественный текст. Ваша задача - написать маленькие рассказы (миниатюры) по предложениям-наблюдениям М. М. Пришвина. При этом вы должны использовать только то, что в этих предложениях есть, и не добавлять того, чего в них нет.

Чтобы вы поняли, каким образом можно «получить полную информацию из предложения» и на основе ее написать миниатюру, над первым предложением из «записной книжки» поработаем вместе.

- Вот, например, такая запись:

Теперь полянка вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, красная рябина морозом напудрена.

- Прочитайте предложение. Подумайте, какие вопросы можно задать к предложению, вступив с ним в диалог? (Полянка теперь белая. А какой она была совсем недавно? Чем раньше запомнилась автору?)

- Какова будет главная мысль текста? В каком названии мы ее выразим? («Знакомая и незнакомая полянка».)

- Напишите миниатюру.

- Сравните ее с авторской миниатюрой.

Вот полянка, где еще недавно я грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.

(М. Пришвин)

- Что роднит текст, написанный вами «по следам записной книжки», с текстом, написанным М. Пришвиным? (Главная мысль: еще недавно знакомая полянка теперь стала совсем иной.)
6. - Вступите в диалог с другими предложениями и на основе их напишите миниатюры. (Учащиеся выбирают одно из предложений для диалога.)

1) в чистой мелкой воде среди луга плавала большая щука.

2) Сломанная в прошлом году молодая березка висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям.

(М. Пришвин)

(Проверка результатов творческой работы. Сравнение написанных текстов с пришвинскими, определение того, что сближает их. Главная мысль:

1) Большая рыбина среди луга.

После спада весенней воды на лугу осталось озерко, а в озерке щука. В чистой мелкой воде большая рыбина среди луга.

2) Жизнь на ремешке.

Прошлый год, чтобы заметить место на вырубке, мы сломали молодую березку; она повисла только на одном узеньком ремешке коры. В нынешнем году я узнал то место, и вот удивление: березка эта висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям.)
7. - Сегодня на уроке вы продолжили знакомство с миниатюрами М. М. Пришвина, открыли «секреты» описания природы, даже пытались вступить в «соавторство» с писателем. Как ни странно, М. Пришвин допускал подобное вполне. Считал, что к его «песне о природе» другие допишут свои строки. Именно об этом его миниатюра «Голод человека».

- Послушайте ее, определите главную мысль.

Голод человека

Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано столько-то вместить и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой и на твое прибавит свое, а после другого третий, дальше, дальше: человек к красоте ненасытим.
III. Задание на дом.

- У каждого живущего и чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.

1. Понаблюдайте за состоянием природы в разные дни и в разное время суток, в лесу или в городе (селе).

2. Постарайтесь заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре.

3. Придумайте название, выражающее главную мысль вашего текста, подберите точные, яркие слова для описания.

ТЕМА: ОЧЕРК О ТРАГИЧЕСКОМ ГЕРОЕ (6 класс)
Цель:

1) познакомить учащихся с новым литературным жанром – очерком, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа очерков М.М. Пришвина; подготовить учащихся к самостоятельному написанию очерка о левше, совершенствовать у учащихся навыки текстовосприятия (расчленение на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов, установление логики движения текста, понимание языковых единиц, анализ образной структуры текста и средств создания его выразительности), что станет основой для успешного создания собственного текста (текстообразования).
2) развивать ассоциативное и образное мышление учащихся, их коммуникативные умения: раскрыть тему и основную мысль текста, строить собственные устные высказывания, т.е. способствовать развитию языковой личности школьников, способной говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, извлекать информацию из текстов, воспринимать чужую речь.
3) воспитывать интерес и любовь к родной русской речи через призму восприятия творчества и личности М.М. Пришвина, показывая нескончаемые возможности яркого и многогранного русского слова; воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения, доброжелательность друг к другу.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: 1) словесные: эвристическая беседа, объяснение.

2) практические: наблюдение над языковым материалом, работа с текстом, словарно-орфографическая работа.

3) методы стимулирования интереса к учению и мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций).

4) репродуктивный метод.

Оборудование: индивидуальная рабочая тетрадь по практической стилистике для учащихся
I. Речевая разминка.

Слово-звезда

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

(ММ. Пришвин)

- Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие чувства выразил автор. Передайте их при чтении.

- Назовите жанр произведения. (Лирическая миниатюра.)

- Какие выразительные средства языка использует писатель, чтобы показать силу слова? (Сравнения: слово-звезда; сила этого слова, как свет погасшей звезды; метафоры: слово живет, горит, светится: сила слова летит к человеку.)

- Какова же основная мысль текста? (Слово имеет свою тайну, свою силу.)

- Прочитайте текст выразительно.
II. Работа по теме.

1. - Да, Михаил Михайлович Пришвин был мастером лирических произведений. В 5 классе вы пользовались для обозначения их жанра термином «лирическая миниатюра». Но небольшое литературное произведение с ярко выраженным чувством автора имеет и другое название - очерк.

Очерк - небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь. (По Д.Н. Ушакову)

- Прочитайте внимательно определение очерка. Выделите основные особенности его как литературного жанра. Сколько таких особенностей вы заметили? (Две: 1) небольшое по объему произведение; 2) выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь.)

- Задача очерка - не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость. Это удачно делает М. М. Пришвин. Он пишет преимущественно о явлениях природы, о событиях личной жизни, друзьях.
2. - Выразительно прочитайте отрывок из очерка М. М. Пришвина «Колдуны».

Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.

- Каково авторское отношение к Мануйле? (Автор с симпатией относится к герою, любуется им.)

- С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику? (Описывает внешность, раскрывает внутренний мир героя, используя эпитеты, метафоры, сравнения.)

- Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя? (Душа не простая, а поэтическая и т. п.)

- Что составляло смысл жизни Мануйлы? (Смысл жизни Мануйлы - в охоте и рассказывании сказок людям, в общении с природой и людьми.)

- Мануйло внешне удовлетворен жизнью. Но есть и такие герои, судьба которых несчастна, трагична. И наша задача -написать очерк о таком герое, о трагическом герое.

- Как вы понимаете словосочетание «трагический герой»? (Это человек, который переносит многие жизненные невзгоды, жизнь его, как правило, заканчивается трагически: он теряет смысл жизни, умирает или погибает.)
3. - Вспомните литературных героев из изученных вами произведений. Кого из них можно назвать трагическим героем? Докажите, что судьба этого героя трагична, а сам он - трагический герой.

- Что явилось причиной трагедии героя?

- Составьте устно очерк о трагическом герое по следующему плану:

1. Портрет героя до и после удара судьбы.

2. Характер.

3. Взаимоотношения с окружающими его людьми.

4. Поступки и действия, показывающие противостояние судьбе.

5. Обреченность героя, смерть.

- Вспомните особенности очерка. Каким образом вы можете выразить трагизм положения героя и отношение к нему? (Можно использовать следующие слова и словосочетания: испытавший на себе удары судьбы, жизнь не баловала его, несчастный человек, трагедия жизни, выбить из колеи, я думаю, я заметил, вероятно, на мой взгляд, по моему мнению и др.)

Проверка и рецензирование 2-3 очерков с обязательным выделением особенностей очерка как жанра.
III. Задание на дом.

Написать очерк о трагическом герое левше.