Главная страница

Урока русского языка по теме «Звук[и], буквы И,и»


Скачать 74.82 Kb.
Название Урока русского языка по теме «Звук[и], буквы И,и»
Дата 24.02.2016
Размер 74.82 Kb.
Тип Урок


Технологическая карта урока русского языка по теме «Звук[и], буквы И,и»

Цель урока: познакомить обучающихся с гласным звуком [и] и буквами И, и.

Задачи урока:


  • Учить соотносить букву И и звук[и], делить слова на слоги, выделять звуки из слова, определять ударный слог, уметь давать характеристику звукам, определять место звука в слове и обозначать его буквой.

  • Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.

  • Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление, обогащать и расширять словарный запас ученика, развивать умение оценивать правильность выполнения действий. Активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал ( листки к уроку) для пары учащихся, компьютер, проектор, раздаточный материал (листки к уроку) для пары учащихся, Азбука, ч.1, с.72, тетради для печатания, звуковые схемы, электронное приложение к Азбуке, карточка с печатной и прописной буквой И, и.

Тип урока: урок – обобщения и систематизации знаний.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия





1.Мотивирование к учебной

деятельности. Постановка учебной задачи.



Эмоциональный настрой. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Подводит детей к формулированию темы урока.

Артикуляционная гимнастика (улыбка-трубочка, индюк, грибок, лошадка).

Дыхательная гимнастика (насос).

Работа над выразительностью речи (пение гласных изменяя высоту голоса по лестнице букв).

-С какой буквой на лестнице мы ещё не познакомились на уроке обучения грамоте? Какой звук она обозначает? Какая тема нашего урока сегодня? Чему мы научимся на уроке?





Выполнение упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастик. Пение гласных звуков , изменяя высоту голоса.

Постановка темы и цели урока.



Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Подводит детей к актуализации имеющихся знаний для построения нового знания, их обобщения. Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [и]».

-Хлопните в ладоши, когда услышите звук:

среди звуков, слов (аист, пони, каша, мастер, урок, ива, белка), во фразеологическом обороте «Сидеть сложа руки».

-Какие герои пришли к нам на урок? Из каких сказок? Кто автор сказок? На какой звук они начинаются? Сколько звуков в лове Иа? Назовите их. Какие это звуки? Почему? Сколько слогов в слове? Как вы это узнали? Какое правило мы знаем? Что такое слог? Какой слог ударный? По аналогии работа со словом «индюк».

Обучающиеся хлопают в ладоши , услышав звук .

Наблюдают над артикуляцией звука.

Составляют звуковые схемы данных слов на доске. Дают характеристику звукам, количество слог, ударный и безударный слог.


Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, осуществление анализа объектов.

Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности

3. Изучение нового материала

Обозначение звука[и] буквами И,и.

-Какой буквой на письме обозначается этот звук? На что похожа буква И? Прослушайте стихотворение и закончите их хором, когда я остановлюсь:

Молоток я раздобыл,

- Из дощечек букву сбил.

- Сколько здесь дощечек? 3.

- А какая буква? И.

На калитку посмотри:

- Чем она не буква И.

- Между двух прямых досок

- Одна легла наискосок.

В какую сторону наклонилась буква И? Какие буквы И бывают? Для чего нужна заглавная буква И? (Чтобы записывать имена людей, клички животных, в начале предложения) К какому герою мы приставим заглавную букву И, а строчную? Почему?

Письмо печатных букв И, и

- Почему будем писать красным цветом? В чём сходство и различие данных букв? (пальчиковая гимнастика, запись букв, 1 у доски объясняет)


Сравнивают образ буквы с картинками.

Развивают умение говорить в рифму стихотворения.

Вспоминают правило написания имён людей и кличек животных.

Анализ печатных букв

( сходство по форме, различие по размеру).

Соотнесение цвета звуковой схемы звука и цветом буквы.

Выполнение пальчиковой гимнастики и печатание печатных заглавной и строчной букв И, и.

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, составление плана и последовательности действий

Познавательные: моделирование, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Закрепление

Организация деятельности по применению новых знаний

1.Работа в парах.

Узнавание буквы И среди других букв.

- Обведите кружочками все буквы И, а зачеркните буквы, которые мы уже изучили? Сколько букв И встретились? Какие изученные буквы вы зачеркнули? Сколько их?

2. Работа с электронным приложением

- Найдите в словах звук И. Какой он по счёту?

- Составьте звуковую схему слову малина. Что это такое? Какую пользу она приносит?

3. Работа по учебнику с. 72

-Рассмотрите рисунок. Назовите имя сказочного героя. Из какой сказки он к нам пришёл, кто автор? Что напутал художник? Как называется предмет, из которого выпускают стрелы? Что вы можете сказать о слове ЛУК? ( многозначное слово) Какой можно сделать вывод? Составьте предложение по схеме и по рисункам. Назовите1, 2 ,3 слова. Расскажите всё, что вы знаете о предложении. Отчего зависит знак в конце предложения? Посмотрите схему этого предложения. Что обозначает большой первый квадрат во втором слове? Рисунок какого слова вы заменили бы на схеме? А теперь прочитайте продолжение сказки.(Миша, Альберт, Алексей) Для чего Иван-царевич отломил кончик иглы?

4. Работа со словами – омографами.

Посмотрите на картинки. Какая конфетка прилипает к нёбу и зубам? Составьте это слово из магнитной азбуки. Поставьте ударение. Измените ударение так, чтобы получилось название цветов. В чём сходство и различие этих слов? Какой вывод можно сделать? (одно и тоже слово может иметь несколько значений, изменив только ударение)

5. Работа над словообразованием, подготовка к изучению родственных слов.

-Что такое жмурки?

-Чего много в детском саду?

- Что вы любили делать в детском саду?

- Там был настоящий компьютер для игр? А какой был?

-Прочитайте слова, которые мы отгадали? Что вы наблюдаете? Эти слова образуют семью слов, их называют родственными, потому что у них есть общая часть. Кто увидел общую часть?



Работа в парах.


Один ученик работает на интерактивной доске остальные за партами.

Поиск звука в словах и обозначение буквой.

Составление звуковой схемы слова «малина» по 1- му человеку.

Работа с многозначными словами, анализ их особенностей.

Составление предложения по картинке. Анализ схемы предложения.


Повторение понятие ударения и его значения в словах. Наблюдение над словами – омографами. Делают вывод

( различие в ударении и значении слов)

Наблюдение над словообразованием родственных слов. Делают вывод: в родственных словах есть общая часть, которая их объединяет в одну семью.



Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, преобразование практической задачи в познавательную, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

умения использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра, контроль,

коррекция, оценка поведения партнёра.

5. Рефлексия учебной деятельности

Организация рефлексии. Самооценка обучающихся. Оценивание учителя.

- Давайте вспомним, какую цель ставили. Как считаете достигли? С какими трудностями столкнулись при достижении цели?

- Продолжите фразу:

-Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Меня удивило…

- Урок мне дал для жизни…

- Мне захотелось…

- Я хочу похвалить…



Подводят итог урока.

Соотносят цель и результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения с достаточной полнотой и точностью

Личностные:

установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Познавательные: обобщение по заданным критериям, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.



Технологическая карта

урока русского языка

по теме «Звук [и], буквы И,и»,

проведённого в 1а классе

в 2013-2014 учебном году

в рамках недели русского языка и литературы.

Учитель: Ушмаева И. В.