|
Урока русского языка по теме «Звук[и], буквы И,и»
Технологическая карта урока русского языка по теме «Звук[и], буквы И,и»
Цель урока: познакомить обучающихся с гласным звуком [и] и буквами И, и.
Задачи урока:
-
Учить соотносить букву И и звук[и], делить слова на слоги, выделять звуки из слова, определять ударный слог, уметь давать характеристику звукам, определять место звука в слове и обозначать его буквой.
Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление, обогащать и расширять словарный запас ученика, развивать умение оценивать правильность выполнения действий. Активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал ( листки к уроку) для пары учащихся, компьютер, проектор, раздаточный материал (листки к уроку) для пары учащихся, Азбука, ч.1, с.72, тетради для печатания, звуковые схемы, электронное приложение к Азбуке, карточка с печатной и прописной буквой И, и.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации знаний.
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Универсальные учебные действия
|
1.Мотивирование к учебной
деятельности. Постановка учебной задачи.
|
Эмоциональный настрой. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Подводит детей к формулированию темы урока.
Артикуляционная гимнастика (улыбка-трубочка, индюк, грибок, лошадка).
Дыхательная гимнастика (насос).
Работа над выразительностью речи (пение гласных изменяя высоту голоса по лестнице букв).
-С какой буквой на лестнице мы ещё не познакомились на уроке обучения грамоте? Какой звук она обозначает? Какая тема нашего урока сегодня? Чему мы научимся на уроке?
|
Выполнение упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастик. Пение гласных звуков , изменяя высоту голоса.
Постановка темы и цели урока.
|
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Подводит детей к актуализации имеющихся знаний для построения нового знания, их обобщения. Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [и]».
-Хлопните в ладоши, когда услышите звук:
среди звуков, слов (аист, пони, каша, мастер, урок, ива, белка), во фразеологическом обороте «Сидеть сложа руки».
-Какие герои пришли к нам на урок? Из каких сказок? Кто автор сказок? На какой звук они начинаются? Сколько звуков в лове Иа? Назовите их. Какие это звуки? Почему? Сколько слогов в слове? Как вы это узнали? Какое правило мы знаем? Что такое слог? Какой слог ударный? По аналогии работа со словом «индюк».
|
Обучающиеся хлопают в ладоши , услышав звук .
Наблюдают над артикуляцией звука.
Составляют звуковые схемы данных слов на доске. Дают характеристику звукам, количество слог, ударный и безударный слог.
|
Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, осуществление анализа объектов.
Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности
|
3. Изучение нового материала
|
Обозначение звука[и] буквами И,и.
-Какой буквой на письме обозначается этот звук? На что похожа буква И? Прослушайте стихотворение и закончите их хором, когда я остановлюсь:
Молоток я раздобыл,
- Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек? 3.
- А какая буква? И.
На калитку посмотри:
- Чем она не буква И.
- Между двух прямых досок
- Одна легла наискосок.
В какую сторону наклонилась буква И? Какие буквы И бывают? Для чего нужна заглавная буква И? (Чтобы записывать имена людей, клички животных, в начале предложения) К какому герою мы приставим заглавную букву И, а строчную? Почему?
Письмо печатных букв И, и
- Почему будем писать красным цветом? В чём сходство и различие данных букв? (пальчиковая гимнастика, запись букв, 1 у доски объясняет)
|
Сравнивают образ буквы с картинками.
Развивают умение говорить в рифму стихотворения.
Вспоминают правило написания имён людей и кличек животных.
Анализ печатных букв
( сходство по форме, различие по размеру).
Соотнесение цвета звуковой схемы звука и цветом буквы.
Выполнение пальчиковой гимнастики и печатание печатных заглавной и строчной букв И, и.
|
Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, составление плана и последовательности действий
Познавательные: моделирование, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
4. Закрепление
|
Организация деятельности по применению новых знаний
1.Работа в парах.
Узнавание буквы И среди других букв.
- Обведите кружочками все буквы И, а зачеркните буквы, которые мы уже изучили? Сколько букв И встретились? Какие изученные буквы вы зачеркнули? Сколько их?
2. Работа с электронным приложением
- Найдите в словах звук И. Какой он по счёту?
- Составьте звуковую схему слову малина. Что это такое? Какую пользу она приносит?
3. Работа по учебнику с. 72
-Рассмотрите рисунок. Назовите имя сказочного героя. Из какой сказки он к нам пришёл, кто автор? Что напутал художник? Как называется предмет, из которого выпускают стрелы? Что вы можете сказать о слове ЛУК? ( многозначное слово) Какой можно сделать вывод? Составьте предложение по схеме и по рисункам. Назовите1, 2 ,3 слова. Расскажите всё, что вы знаете о предложении. Отчего зависит знак в конце предложения? Посмотрите схему этого предложения. Что обозначает большой первый квадрат во втором слове? Рисунок какого слова вы заменили бы на схеме? А теперь прочитайте продолжение сказки.(Миша, Альберт, Алексей) Для чего Иван-царевич отломил кончик иглы?
4. Работа со словами – омографами.
Посмотрите на картинки. Какая конфетка прилипает к нёбу и зубам? Составьте это слово из магнитной азбуки. Поставьте ударение. Измените ударение так, чтобы получилось название цветов. В чём сходство и различие этих слов? Какой вывод можно сделать? (одно и тоже слово может иметь несколько значений, изменив только ударение)
5. Работа над словообразованием, подготовка к изучению родственных слов.
-Что такое жмурки?
-Чего много в детском саду?
- Что вы любили делать в детском саду?
- Там был настоящий компьютер для игр? А какой был?
-Прочитайте слова, которые мы отгадали? Что вы наблюдаете? Эти слова образуют семью слов, их называют родственными, потому что у них есть общая часть. Кто увидел общую часть?
|
Работа в парах.
Один ученик работает на интерактивной доске остальные за партами.
Поиск звука в словах и обозначение буквой.
Составление звуковой схемы слова «малина» по 1- му человеку.
Работа с многозначными словами, анализ их особенностей.
Составление предложения по картинке. Анализ схемы предложения.
Повторение понятие ударения и его значения в словах. Наблюдение над словами – омографами. Делают вывод
( различие в ударении и значении слов)
Наблюдение над словообразованием родственных слов. Делают вывод: в родственных словах есть общая часть, которая их объединяет в одну семью.
|
Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, преобразование практической задачи в познавательную, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные:
умения использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра, контроль,
коррекция, оценка поведения партнёра.
|
5. Рефлексия учебной деятельности
|
Организация рефлексии. Самооценка обучающихся. Оценивание учителя.
- Давайте вспомним, какую цель ставили. Как считаете достигли? С какими трудностями столкнулись при достижении цели?
- Продолжите фразу:
-Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Урок мне дал для жизни…
- Мне захотелось…
- Я хочу похвалить…
|
Подводят итог урока.
Соотносят цель и результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
Коммуникативные: формулирование собственного мнения с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Познавательные: обобщение по заданным критериям, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.
|
Технологическая карта
урока русского языка
по теме «Звук [и], буквы И,и»,
проведённого в 1а классе
в 2013-2014 учебном году
в рамках недели русского языка и литературы.
Учитель: Ушмаева И. В.
|
|
|