|
Развитие речи планы речевых высказываний: Картинный Схематический
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПЛАНЫ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
1. Картинный
2. Схематический
3. По вопросам (при обучении составлению рассказов по картинкам)
ПАМЯТКИ
№ 1.Описание неодушевлённого предмета
План
1.Какой предмет изображён на рисунке?
2.Какого цвета этот предмет или его части?
3. Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане?
4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый..
свойства: красивый , полезный).
5. Для чего используют этот предмет?
6. Какие краски использовал художник?
7. Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
8. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).
№2. Описание растения
План
1. Какое растение изображено на рисунке:
2. Какого цвета это растение или его части?
3. Где оно растёт? Что ты видишь на заднем плане?
4. Какое время года изобразил художник на рисунке?
5. Особенности этого растения? 9размер, стадия роста, свойства: красивый , полезный.
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые , светлые, тёмные ..)?
7. Твоё отношение к этому растению(нравится, хотел бы такое иметь, потрогать, понюхать).
8. Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть).
№3. Описание животного
План
1. Какое животное изображено на рисунке?
2. Какого цвета это животное или его части?
3. Что оно делает, его поза?
4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный..)
6. Какая у него морда?
7. Какое у него настроение, какой характер?
8. Какие краски использовал художник?
9. Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы поиграть, погладить, встретить).
№4. Портретное описание человека или сказочного персонажа.
План
1. Кто изображён на рисунке?
2. Из какой он сказки?
3. Что он делает? Его поза.
5. Какое у него лицо (морда)?
6. Какое у него настроение, какой характер?
7. Во что он одет? Какого цвета его одежда?
8. Где находится этот персонаж?
9. Какие краски использовал художник?
10.Твоё отношение к этому персонажу.
№5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке, сюжетного рисунка (изображён один персонаж)
План
1. Кто изображён на рисунке? Из какой он сказки?
2. Что он делает, о чём думает, говорит, поёт?
3. Его возраст?
4. В какой позе он нарисован (какой момент из сказки изображён на рисунке)?
5. Какое у него лицо (морда)?
6. Какое у него настроение, какой характер?
7. Во что он одет? Какого цвета его одежда?
8. Где находится этот персонаж?
9. Какое время года изображено на рисунке?
10. Что нарисовано ближе всего к тебе?
11. Что находится в центре картинки?
12. Что ты видишь на заднем плане?
13. Какие краски использовал художник?
14. Твоё отношение к этому персонажу( нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
15. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?
№6. Рассказ по нескольким картинкам
План
1. Вступление
Помощь:
Что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке.
А) Начало действия:
- Время (Однажды весной, как-то раз после обеда, в один прекрасный день)
- Место (в саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе..)
Б) Развитие действия
- Сообщение о действующем лице (лицах)
(Маленький ёжик, старая черепаха, весёлая девочка..)
- Особенности и порядок действий.
(Увидел бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами …)
2. Основная часть
Опиши действия героев в моменты, изображённые на каждом рисунке.
В) Развитие событий
1 рисунок
-Время и место
-Совершающиеся действия.
(действия героев, их размышления, настроение).
-Кульминация (развитие событий)
2 рисунок
-Время и место
-Совершающиеся действия.
(действия героев, их размышления, настроение).
-Кульминация (развитие событий)
3 рисунок
-Время и место
-Совершающиеся действия.
(действия героев, их размышления, настроение).
-Кульминация (развитие событий)
Мини-образец.
Это очень короткий, эмоциональный рассказ учителя, своеобразный этюд-описание. Особенность этого образца заключается в следующем:
1.Учитель разрабатывает несколько мини-образцов к одной теме и систематически их представляет школьникам.
-
Мини-образцы должны быть короткими, динамичными, образными, рассказывать о каком то интересном событии или случае.
Мини-образцы не должны занимать много времени и нести слишком много неизвестной детям информации.
Учитель не заставляет детей повторить мини-образец, а лишь предлагает послушать интересную информацию.
Ценность данного приёма состоит в том, что учащиеся получают пример краткого и яркого описания объекта (явления) действительности, знакомятся с интересными фактами из истории нашей Земли, развивают познавательный интерес, помогают детям овладеть таким видом повествования, как рассказ-этюд.
Рассказ-этюд.
Это словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Например: каждый ученик получает рисунок с изображением цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое и словесное описание цветка. Темы рассказов–этюдов соотносятся с изучаемым в данный момент программным материалом, предлагаются школьника на любом этапе урока в качестве речевой разминки.
Речевые разминки
Позволяют формировать у учащихся умения и навыки вступать в диалог. С 1 по 4 класс используем разные виды таких упражнений:
Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги;
Диалоги животных и растений;
Диалоги неодушевлённых предметов («оживших»). Например: « В ночь под Новый год ёлочные игрушки рассказывали, из чего их сделали и как они сюда попали» и т. д.
Приём «Бег мыслями»
Для развития связной монологической речи, лексико-грамматического строя, умения передать информацию своими словами, умение устанавливать причинно-следственные связи. Детям выдаются карточки с набором предложений. Нужно передать мысль, изложенную в предложении, но другими словами (ни одно слово из предложенного не должно повторяться). Например:
На лугу летает бабочка (Среди благоухающих цветов порхает красивый мотылёк).
Чтобы обучить детей плавному слоговому чтению, в своей работе применяем эффективный метод «пальчикового чтения». Для этого используем следующие символы:
А – большой круг
У - маленький круг
О – овал
Ы – полоска
Гласные звуки – символ красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук
А - указательный
У - средний
О – безымянный
Ы – мизинец
Большой палец – согласный звук. Согласные звуки подставляются по мере их изучения. Сначала на пальчики надеваются колпачки с символами гласных. Со временем колпачки снимаются, и дети по памяти сливают согласный звук с гласными. Данный метод позволяет быстро и без проблем научить детей считывать слоги, вызывает интерес к чтению.
Слоговые таблицы
Пример слоговой таблицы:
-
СЕ
|
РО
|
ГИ
|
БО
|
МЕ
|
КО
|
ТЫ
|
РЫ
|
ГУ
|
СА
|
ДО
|
НИ
|
РА
|
СЯ
|
ТО
|
ЛО
|
ПО
|
НА
|
ЦА
|
ТА
|
ДА
|
РЕ
|
ЛИ
|
СИ
|
Примеры соответствующих слов по данной таблице: долина, семена, сапоги, сани, досада, медали, пони, синица, лисица, сирена, сирота, рота, сито, дороги, лоси, гуси, рыси, лисята, гусята, рысята, лосята, поросята, лица, коты, даты, работа, роботы, боты, роты, порода, гусеница, санитары.
Виды работ с таблицами:
Учитель по очереди называет слова. Ученики в своих таблицах должны отыскать слоги, из которых состоит слово.
Учащиеся из данных слогов самостоятельно составляют слова и показывают слоги в порядке их следования в слове.
Добавление букв к данным слогам так, чтобы получилось слово.
Добавление слога (не из таблицы) к данным слогам так, чтобы получилось слово.
Используя перечисленные виды, по одной таблице можно работать несколько уроков. Систематическое включение в урок этого приёма обеспечит речевое развитие, формирование у детей умений анализа и синтеза, обогатит их словарный запас.
Приёмы понимания текста
Чтобы научить детей осознанному чтению, практикуем на уроках литературы и русского языка:
Постановка вопросов до чтения текса
- угадай предмет, задавая вопрос;
- «Приставалка» (задать соседу вопрос);
- задать вопрос к услышанным строкам стихотворения.
Диалог с текстом
Погружение в текст
Диктовка мысли
- формулирование собственных определений на основе готовых
Речевая деятельность и работоспособность коры головного мозга зависит, прежде всего, от того, насколько движения пальцев детей будут ловкими, точными, синхронными. Главный инструмент коррекции мелкой моторики – пальчиковая игра. Для проведения пальчиковых гимнастик используем различные дидактические средства: шнуровку, мозаику, кубики Кооса, прищепки, массаж щёткой, пазлы, мячи, шишки, орехи, нитки, пуговицы, игрушки, крышки, горох.
Некоторые виды пальчиковой гимнастики.
1.Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
2.Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
3.Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет ( стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
4.Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
5.Игры с палочками, заключающие в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
6.Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой.
7. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
8. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
9. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
10. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
11. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Технологии работы с предложением
Конструирование предложений:
Распространение предложений
Составление предложений
Распространение предложений
С опорой на сюжетную картинку
Пример: Учитель демонстрирует классу картинку и просит составить по ней предложение из двух слов
(Бабушка вяжет.)
Распространение предложений по вопросам.
Далее учитель последовательно задает вопросы: вяжет чем? вяжет где? носки какие? и т. д.
Называя слова, ученики вставляют соответствующие прямоугольники в исходную схему предложения.
Знакомство со значением порядка слов в предложении.
Пример:
Учитель: Что делает бабушка?
Дети: Бабушка вяжет носки.
Учитель: Слова, которые рассказывают о ее действиях, стоят в конце предложения. Если изменить порядок слов — Носки вяжет бабушка, — то предложение будет рассказывать о том, кто вяжет носки.
Вывод: Главное по смыслу слово обычно ставится в конец предложения
По схеме.
Учитель: Девочка гладит .
1. Ученики составляют схему предложения
Учитель
3. Дети дополняют предложение по схеме
4. И т.д.
По желанию учеников.
Детям предлагается ввести в данное предложение столько слов и таких, как им хочется.
Работая парами, ученики добавляют некоторое количество слов, после чего учитель спрашивает, сколько слов они добавили.
Путем добавления новой информации.
Учитель: Ученики отправились в зоопарк. О чем еще можно было бы здесь сказать.
Дети: «Когда они отправились». Коллективно подбирают слово утром, определяют, куда его следует поставить, и повторяют получившееся предложение: Утром ученики отправились в зоопарк.
Еще можно сказать, на чем они отправились — на автобусе:
Утром ученики на автобусе отправились в зоопарк.
Составление предложения
По синтаксическим вопросам.
Учитель, не предлагая никакого сюжета, последовательно задает ученикам разные вопросы.
Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получающегося предложения:
Кто? — ученики называют несколько слов, затем выбирают одно, предположим: котенок.
Что д е л а е т? — после обсуждения выбирается слово играет.
Дети повторяют получившееся предложение: Котенок играет.
Играет чем? (Бумажкой.)
- Котенок играет бумажкой.
Котенок какой? (Маленький.)
- Маленький котенок играет бумажкой.
По вопросам и опорным словам.
I Вариант.
Ученикам дается набор слов (птенцам синица червячка заботливая принесла).
Дети находят названия действия и предмета, который это действие выполняет; ставят эти слова рядом
Учитель задает вопросы: какая? куда? кому? и т.д.
Дети находят в наборе слово (или сочетание), отвечающее на данный вопрос, и включают его в предложение:
Заботливая синица принесла червячка птенцам.
II Вариант.
Дается набор слов, стоящих в начальной форме, например: синица, птенцы, червячок.
На доске записаны вопросы, выстроенные в порядке составления будущего предложения:
кто? что сделала? кому? кого?
Синица принесла птенцам червячка.
Из данных словосочетаний.
Дается набор словосочетаний, например: тюлень ловил, тюлень старый, ловил рыбу, ловил подо льдом.
Ученики составляют из них предложения, исключив повторы и определив смысловую последовательность слов:
Старый тюлень ловил подо льдом рыбу.
Из набора слов (работа с деформированным предложением)
Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.
Первый шаг— определение главных членов предложения — действия и его субъекта. Найдя, дети кладут их рядом (солнце выплыло). При этом необходимо проследить, чтобы главные члены стояли в прямом порядке: подлежащее, затем сказуемое.
Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.
Второй— поиск слова, связанного по смыслу с предлогом (если он есть). Дети берут из набора предлог и находят слово, с которым он «дружит», — на небо.
Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.
Третий — составление предварительного предложения из грамматической основы и полученного сочетания — Солнце выплыло на небо.
Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.
Четвертый— включение в предложение определений. Среди оставшихся слов ученики находят все имеющиеся слова-признаки, затем ищут слова, про которые рассказывает каждое слово-признак. В нашем примере такое слово одно — оранжевое. Что может быть оранжевым? — Солнце. Дети называют словосочетание оранжевое солнце и вставляют новое слово в схему.
Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.
Пятый — «пристраивание» в предложение оставшихся слов набора (союзы и наречия). В данном случае — слово медленно. После обсуждения того, с каким словом в предложении оно «дружит», т. е. сочетается по смыслу, складывается словосочетание медленно выплыло. Слово медленно помещается в схему предложения — Оранжевое солнце медленно выплыло на небо.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
На уроке математики
1. В 1 классе на наборное полотно выставляются картинки: заяц, утка, кот, поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и закрыть глаза. Учитель добавляет ещё одну картинку, дети должны заметить, что картинок стало больше. Вариантов заданий здесь много: убрать 1 (или несколько) картинку, заменить другой, поставить в новом порядке и т.д. Детям такие задания нравятся, а раз интересно, они стараются сосредоточить своё внимание. Такие задания тренируют внимание и являются хорошим переходным мостиком от одного вида работы к другому.
2. Или другое задание. После того, как выучили счёт до 10, предлагаю ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до конца и назвать номер справа.
Как вариант – можно использовать на одном конце цифры, а на другом буквы. Зашифрованное слово может быть названием следующего задания на уроке (разминка, диктант и т.д.)
3. В 1 классе можно использовать и такое упражнение на тренировку распределения внимания. Даётся таблица (сначала простая, затем усложняя). Дети должны как можно быстрее находить, называть и показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все числа подряд, пропущенные записать и т.д.
4. Сосчитай фигуры:
сколько нарисовано кружков, квадратов, треугольников, прямоугольников?
На сколько кружков больше, чем треугольников?
Что можно сказать о числе прямоугольников и треугольников?
-Назови фигуры, которые находятся внутри круга и в квадрате.
-Вне круга, но в квадрате.
5. Нарисуй 10 кружков. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый круги (Задание повторяется 1 раз).
Заданий, которые можно использовать на уроке математики очень много и я не буду перечислять их все.
На уроках обучения грамоте
Ученики изучают новый звук. Учитель предлагает детям найти в классе все предметы, которые начинаются с нового звука. Аналогичное задание можно предложить и во 2, и в 3 классах.. Например, на уроке математики дети должны назвать все термины на букву «с» (слагаемое, сумма, состав и т.д.). На природоведении – животных на букву «м»…
Полезны детям и такие упражнения. Например, зачеркни все буквы «д». Какое слово получится?
Дддсддддуддфддддфдддидддкддсддддды (суффиксы)
Дать небольшой текст (газетный или журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например «а»). Взаимопроверка.
Или: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «к» – подчеркни…
Спрятаться могут как слова, так и фразы:
Пертлсмпимябрнгждщсуществительноемпнкцэтобскцчастьлнгмщречи
(имя существительное – это часть речи)
- Сколько раз в стихотворении упомянуто слово «сто»?
У простого сторожа – не просторный дом:
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог…
«Играем в прятки». Найди спрятавшихся животных.
Была гроза, я целый день не открывал от страха глаз.
Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив.
Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
И т.д.
«Звук заблудился».
Мы собирали васильки, на голове у нас щенки (венки).
Пугал крестьян с окрестных сёл паривший в воздухе осёл (орёл)
И т.д.
«Пословицы шутят».
Голод – не щётка.
Ус хорошо, а два лучше.
Не зная броду, не суйся в моду. И т.д.
Учитель называет разные слова: стол, чашка, карандаш, воробей, волк…
Ученики слушают и хлопают в ладоши, когда встречают слово, отвечающее на вопрос «кто?» (глагол, прилагательное, существительное единственного или множественного числа и т.д. ) То есть слова берутся в зависимости от изучаемой на уроке темы и уровня подготовки класса.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Не менее важны задания, тренирующие память.
-
Учитель показывает на 3-4-5 секунд картинки, потом закрывает их и задаёт вопросы: «Что видели? Кто запомнил?» Ученики повторяют эти слова, а когда выучат буквы, могут записывать их. Сначала берутся 3 слова по одной теме (волк, лиса, заяц), а потом не связанные по смыслу слова. С каждым уроком число слов возрастает (до 10).
Так тренируется механическая память.
Показ карточки со словом учителем (молча). Ученики посмотрели, запомнили, написали.
На уроке математики игра «Молчанка» в устном счёте. В 3 – 4 классах можно проводить диктанты математических терминов.
Для тренировки слуховой памяти предлагаются пары: дерево – доска, шум – вода, река – мост, учитель – школа и т.д. Учитель читает все пары, а потом только одно слово. Ученики вспоминают и записывают второе слово – пару. Проверку можно проводить в парах с использованием КСО. В 4 классе задания усложняются. Можно давать тройки слов, фразы, диктовать их потом не по порядку.
Предлагаю задание для 4 класса. Учитель диктует 5 троек слов и 5 фраз. Дети запоминают, а потом по первому слову дописывают слова или фразу.
Охотник, медведь, берлога
Весна, солнце, ручьи
Река, рыболов, уха
Праздник, песня, веселье
Чтение, глаза, книга
Барабан (висел на стене)
Пчела села на цветок
Грязь - (причина болезней)
В комнате (очень жарко)
Трусость – (низкий поступок)
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Продолжи числовые ряды
1, 2, 4, 7, ___, ___.
2, 2, 4, 4, 6, 6, ___.___.
22, 20, 18, 16, ___, ___.
44, 36, 29, 23, 18, __, ___.
Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки.
УХО
|
ЗУБЫ
|
слышать
|
(видеть, лечить, рот, щётка, жевать)
|
СОБАКА
|
ЩУКА
|
шерсть
|
(овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя)
|
ЧАЙ
|
СУП
|
сахар
|
(вода, тарелка, крупа, соль, ложка)
|
Использованная литература
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. -М.: Изд. дом «Академия», 2004, 336с.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения-М.: Школьная Пресса, 2004, 64с.
Волиной В.В. Книги для начальной школы
Остер Г. Учебник задач
Лазутин В.Ф. Пособие «Устный счёт с улыбкой»
Букатов В., Ганькина М. «Режиссура школьной повседневности»(электронный вариант)
|
|
|