|
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Урок в 5 классе
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Цель урока:
- дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных.
Задачи:
Образовательные: формировать умение отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных. актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;
Развивающие: развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, какие существительные одушевленные и неодушевленные;
смогут на практике применять теоретические знания.
Личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, экран.
Раздаточный материал: смайлики (мяч), карточки с буквами н и о, карточки с текстом.
Ход урока
-
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
2 мин.
|
Организация на урок.
- Добрый день, ребята! Меня зовут Е. В.
В такой прекрасный зимний день
Я очень рада встрече с вами,
Приступим же к работе поскорей…
Он лежать совсем не хочет
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь.
Ну, конечно – это… (мяч)
На столах у вас по два смайлика (мяча), выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Сегодня мы работаем с именами существительные.
- У нас сегодня гость. Он является талисманом Сочи – 2014. Еще подсказка: его старший брат тоже был талисманом Олимпиады, которая проводилась у нас в стране в Москве в 1980 году. Кто это?
Он будет и нашим с вами талисманом на нашем уроке. (Слайд 1)
-А как по-другому можно назвать этого медведя?
- На какой вопрос будет отвечать это существительное?
- На какие группы делятся существительные в зависимости от того, какой вопрос можно к ним задать?
- Так какая тема нашего урока? (Слайд 2)
- Какова цель урока?
Запишите число и тему урока.
|
Выбирают смайлик (мяч) и демонстрируют своё настроение.
- Это медведь.
- Игрушка
- На вопрос что.
- На одушевленные и неодушевленные.
- Тема нашего урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
- Учиться различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.
|
7 мин.
|
II. Повторение
- Можем ли мы начать изучение нового без повторения изученного?
-А еще мы сегодня вспомним названия разных видов спорта.
-Зачем нужно заниматься спортом?
- А для чего, ребята, организуются олимпийские движения по всему миру?
|
- Нет. Нам необходимо повторить полученные ранее знания.
Дети отвечают.
|
|
Словарный работа. (Слайд 3)
Хоккей, баскетбол, гимнастика, футбол, теннис
- Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какого склонения существительные?
На какой вопрос отвечают слова?
|
Записывают слова, находят «опасные места»
- Второго.
-Гимнастика. Это слово первого склонения.
-Что.
|
|
Работа с текстом (карточка №1).
- Каково этимологическое происхождение слова мяч?
- Собственное или нарицательное существительное мяч?
-Какие существительные называются собственными?
- Перед вами текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. (слайд)
- Собственные или нарицательные существительные в тексте?
- Какое собственное существительное можно поставить рядом со словом дружок?
|
- От слова мягкий.
- Нарицательное.
-Собственные имена существительные пишутся с большой буквы и обозначают названия имен, фамилий, городов, книг и т д.
Дети работают и вставляют слова, потом проверка.
- Нарицательные.
- Коля (имя), Иванов (фамилия).
|
2 мин
|
Физминутка.
1) зарядка для глаз.
2) - с мячом.
- В каких видах спорта используется мяч?
|
- Баскетбол, футбол, теннис, гольф, водное поло, регби, волейбол, хоккей, бейсбол, пионербол.
|
3 мин
|
III. Новый материал.
Образование существительного.
– На какой вопрос отвечает слово баскетбол? Какое это существительное?
- Измените слово так, чтобы к нему можно было поставить вопрос кто? Какое это существительное? Каким способом образовали это существительное?
- Чем же отличаются имена существительные одушевленные и неодушевленные?
- Интересно, что слово душа - это жизнь, присутствующая в каждом живом создании: человеке, животном.
|
- Что? Неодушевленное.
- Баскетболист. Одушевленное.
- К именам существительным одушевленным можно поставить вопрос кто?, а к неодушевленным – вопрос что?
|
2 мин.
|
IV. Закрепление нового материала.
Молчанка. (Слайд )
- Я называю на слово, а вы показываете карточку с соответствующей буквой.
Шофер, апельсин, тренер, вокзал, космонавт, гербарий, здоровье, офицер, жокей, костюм.
|
Дети показывают буквы н или о.
|
13 мин.
|
Исследование (карточка №2).
-Как вы думаете, каких существительных больше: одушевленных или неодушевленных?
- Давайте проверим. Сейчас мы проведем исследовательскую работу по тексту. Работая по 2 человека (в парах), сделайте исследование.
Затем вы объединяетесь в группу, делаете вывод.
|
Дети делают предположение.
- Найти существительные, определить, какие они, посчитать, определить, сколько каких и сравнить по количеству.
|
|
3. Заполнение карточки.
1) первая пара в группе работает с одуш. сущ. , а вторая пара с неодуш. сущ. Задания по тексту
Вставьте из стихотворения в словосочетания неодушевленные имена существительные.
-
Мяч (в чем?)
|
эхо (в чем?)
|
лежит (на чем?)
|
по воротам (что?)
|
лежит (до чего?)
|
эхом (в чем?)
|
сквозь (что?)
|
в сердцах (чем?)
|
сон (чего?)
|
боль ( от чего?)
|
это (что?)
|
триумф (с чем?)
|
удар (по чему?)
|
болельщик (чего?)
|
по воротам (что?)
|
|
Сколько всего неодушевленных существительных? __________________
Сравните, каких (по количеству) больше: _________________________
Вывод:
……………………………………………………………………………………………
Задания по тексту
Выпишите из стихотворения одушевленные имена существительные.
-
Как (кто?)
|
запутался (кто?)
|
пытались напомнить (кто?)
|
откликнулась (кто?)
|
забудет (кто?)
|
Сколько всего одушевленных существительных?_____________________
Почему к некоторым существительным поставили вопрос (КТО?) хотя они считаются неодушевленными?
Выберите из словарной статьи средство художественной выразительности, которое подходит для данного случая. Как такой прием называется?
_______________________________________________________________
Сравните, каких (по количеству) больше:____________________________
Вывод.
4. Проверка.
- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?
- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными).
(Работа со статьей.)
Перед вами словарная статья из словаря литературоведческих терминов. Выберите определение средства художественной выразительности, которое подходит для данного случая. (зачитайте)
Такой прием называется … (олицетворением). Где возможен этот прием?
|
Дети работают по 2 над текстом.
Выступление групп
Потом делают вывод в группе (4), что неодушевленных существительных больше.
|
2 мин.
|
V. Итог урока. Рефлексия.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу с помощью «мяча»:
Красный мяч - я все понял, мне было легко работать;
Синий мяч – я изредка сомневался;
( у меня часто возникали трудности).
- Возможно, кто-то после сегодняшнего урока всерьез задумается о том, что утро лучше начинать с зарядки
|
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
|
|
VI. Домашнее задание.
По выбору:
Упр.
Придумать сказку о любом виде спорта.
|
Записывают домашнее задание
|
|
|
|