Главная страница

Урока по аккомпанементу по теме «формирование профессиональных знаний умений и навыков на уроках аккомпанемента»


Скачать 84.15 Kb.
Название Урока по аккомпанементу по теме «формирование профессиональных знаний умений и навыков на уроках аккомпанемента»
Дата 05.04.2016
Размер 84.15 Kb.
Тип Урок


ГБОУ СПО Московский областной колледж искусств и технологий

Предметно – цикловая комиссия основных музыкальных инструментов

Конспект урока

по аккомпанементу по теме

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

Преподаватель

Бегларян Ирина Святославовна

г.Егорьевск

2010 год
1.Цель урока


  1. Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;

  2. Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознание, осознанность;

  3. Воспитательная – формирование художественно-эстетического вкуса, воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности;

  4. Контролирующая – проверка усвоения ранее полученных знаний, формирование необходимых умений и навыков.


2.Задачи урока


  1. Развитие навыка чтения с листа

  2. Формирование необходимых навыков на материале раздела «Транспонирование»

  3. Продолжить работу над разделом «Пение под собственный аккомпанемент»

  4. Ознакомиться с новым видом работы «Соединение мелодии с аккомпанементом» (3 типа фактуры)


3.Тип урока
Комбинированный, сочетающий проверку пройденного материала, сообщение новых знаний, практическую работу студента с преподавателем в процессе урока.
4.Методы
Словесные – беседа, объяснение;

Практические – исполнение студентом, показ преподавателем;

Проблемно – поисковый.
5.Технологии
Проблемное обучение;

Интегрированное обучение.
6.Межпредметные связи
Специальный инструмент, вокал, дирижирование, элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, практика в школе, методика школьная, дошкольная и т.д.

7.Репертуар урока


  1. Т.Попатенко «Скворушка прощается»

  2. Н. Леви «Дятел»

  3. И. Монакова «Колыбельная»

  4. М.Глинка «Мэри»

План урока


  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Беседа о профессиональных знаниях, умениях и навыках применительно к предмету «Аккомпанемент» (5 мин.)

  3. Продолжение работы над разделом «Чтение с листа» ( 5 мин.)

  4. Показ студентом домашнего задания по разделу «Транспонирование», его совместный анализ (10 мин.)

  5. Работа над исполнением песни под собственный аккомпанемент (10 мин)

  6. Ознакомление с новым видом работы «Соединение мелодии с аккомпанементом»( 10 мин)

  7. Итог урока - обобщение результатов, связь с будущей профессиональной деятельностью, домашнее задание (3 мин)


ХОД УРОКА

1.Объявление темы урока.

2.На уроках педагогики и методики дошкольного образования вы должны были уже ознакомиться с понятиями: Знание (-понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий; усвоенные, они отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью); Умение и Навыки (-автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности).

А теперь давайте поговорим о том, что же относится к профессиональным знаниям, умениям и навыкам в плане аккомпанемента. Какие профессиональные ЗУНы потребуются вам как учителю музыки и музыкальному воспитателю? Что вы должны уметь, чтобы работать по данной специальности? (владеть инструментом, уметь показывать дыхание в сторону, правильно петь, иметь знания по элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии и т.д.)

Вы наверняка обращали внимание на стенд у нас в классе и, надеюсь, ознакомились с ним. Здесь указаны все те разделы работы предмета Аккомпанемент, которые помогут овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, чтобы стать хорошим специалистом в своей профессии

3.Первый раздел – «Чтение с листа» - это самый важный раздел учебного процесса, это то, с чего должен начинаться каждый наш урок, это как утренняя гимнастика для человека. Кто хорошо читает с листа, у тех не может быть проблем ни в одном разделе аккомпанемента. Из опыта работы, читает с листа лучше тот, кто знает сколько знаков в той или иной тональности, какие и где пишутся ноты, особенно на добавочных линейках, в басовом ключе. Говорят, он(она) хорошо читает с листа. Что имеется ввиду? Умение читать с листа предполагает сыграть произведение наиболее близко к указанному автором произведения тексту и характеру, а также постараться более полно передать образ и замысел произведения.

Ознакомимся с произведением из ХК – 2 класс. Начинать надо с визуального знакомства с нотным текстом. Проанализируем произведение в целом:

а) автор, название ( Т. Попатенко «Скворушка прощается»)

б) жанр (песня)

в) тональность (в т.ч. отклонения, модуляции) – e-moll

г) размер(2/4)

д) характер, темп (лирический, неторопливо)

е) фактура изложения (арпеджио)

ж) форма, структура (куплетная, 4 предложения)

з) музыкальная линия правой руки, особенности мелодии (поступенное движение сочетается с небольшими скачками; повторы придают монотонность)

и) линия баса – фактура? функциональная принадлежность? ритм?

Прочитайте текст, обратите внимание на паузы (дыхание). Исполните вместе с вокальной партией. Для чего нужен раздел «Чтение с листа»? (чтобы иметь навык который понадобится для классной, внеклассной работы и на музыкальных занятиях). Навык «Чтения с листа» пригодится и для «Транспонирования».

4.Что такое транспонирование? Это исполнение произведения в другой тональности, глядя в основную. Транспонирование («transpositio» лат.) означает «перестановка» - перенос музыкального материала на любой интервал вверх и вниз ( кроме ч8, ч1). При этом изменяется тональность произведения (но не лад, что часто случается у студентов) Транспонирование – это один из самых сложных видов работы на уроках аккомпанемента. В основном студенты впервые сталкиваются с этим разделом. Где и когда мы можем столкнуться с необходимостью транспонирования? (на практике, в работе учителя музыки, музыкального руководителя, тогда когда неудобно исполнять песню и необходимо облегчить работу голосового аппарата)

Транспонирование предполагает способ замены ключа и знаков альтерации, гармонический анализ и опору на музыкально – слуховые представления. Перейдем к практической части этого раздела на примере детской песни Н.Леви «Дятел».

Основная тональность? (A-dur) Домашнее задание было транспонировать на м2 вниз (хроматический полутон). Какая тональность? (As-dur) Знаки? (4b) Название звуков меняется? (Нет) Характерная особенность мелодии? (повтор) Играем те же звуки, но с другими знаками с одновременным исполнением вокальной партии.
А теперь то же самое на м2 вверх. Тональность? (B-dur) Знаки? (2b) Название звуков изменится? (Да) Все поднимаем на ступень вверх. Исполняем. (Замечания, оценка)

Студентам необходимо понимать, что они должны делать при транспонировании, важно выработать навык транспонирования, чтобы облегчить профессиональную деятельность.
5.Основным видом работы на уроках музыки и музыкальном занятии является пение под собственный аккомпанемент, который предполагает умение учителя исполнять вокальную и фортепианную партию одновременно, соблюдая динамический, ритмический и темповый ансамбль между голосом и аккомпанементом. При работе над этим разделом, ориентируясь на будущую профессию, важен контакт с детьми. Главной задачей является создание образа, задуманного автором, умение донести его слушателям. Для этого необходимо умение аккомпанировать себе не глядя на клавиатуру.

Продолжаем работу над песней И.Монаковой «Колыбельная».

(умение самостоятельно пользоваться литературой – очень полезное умение)

Одно из домашних заданий было посмотреть в музыкальном словаре, что такое колыбельная? («Колыбельная» - это песенный жанр, широко распространенный у многих народов. Для колыбельной песни характерны….)

Еще раз вспомним

а) тональность? (с-moll)

б) звуковедение мелодии? (legato)

в) мелодия дублируется в аккомпанементе? (нет, необходимо интонационно чистое исполнение)

г) дыхание? (по фразам, осознанное, спокойное и глубокое)

На уроках дошкольной методики, вспомните, чему вас учили? В 3 года дети могут петь только в среднем темпе и дыхание у них короткое, часто посередине слова. В 5-6 лет дети уже могут брать дыхание осознанно, повторяя за музыкальным руководителем, по фразам.

Показ дыхания должен перейти в навык (полусознательно) и даже, желательно в привычку (бессознательно), автоматизированные, контролируемые компоненты деятельности.

На предмете вокала уже говорилось о том, что там где стоит запятая, необходимо брать дыхание или сделать цезуру. Что такое цезура? ( - это граница между фразами в музыкальном произведении; цезура близка к знакам препинания в словарной речи)

Спойте только мелодию, соблюдая звуковедение, показывая дыхание с рукой, так как вас учат на дирижировании при работе с партиями.

А теперь посмотрим аккомпанемент двумя руками по нотам. Внимательнее, случайные знаки! Постарайтесь как можно точнее выполнять ритмический рисунок. Домашнее задание – продолжить работу над нотным текстом, мелодию выучить наизусть сольфеджио и со словами.

6. Новый вид работы в этом семестре – «Соединение мелодии с аккомпанементом». Для чего он нужен? (элемент осознанности) Также как и в предыдущем произведении мелодия не поддерживается аккомпанементом.

Поэтому в помощь исполнителю нам необходимо умение вносить мелодию в аккомпанемент. Это входит в раздел работы с фортепианной фактурой. Романс М.Глинки «Мэри».

План работы над данным произведением:

а) разучиваем мелодию (плавно, связно)

б) анализ фактуры (аккордовая)

в) функции? (знания эл. теории музыки, сольфеджио, гармонии)

г) сохраняем линию баса, упрощаем в пределах левой руки

д) медленно соединяем; работаем по частям

Зачем нужен этот раздел в свете будущей специальности? ( в помощь детям, сохранить голос – это профессиональная гигиена голоса)


Итог урока
Какие знания вы сегодня получили на уроке? (узнали о жанре колыбельная, о плане работы по разделу над соединением мелодии с аккомпанементом…)

Что необходимо для того, чтобы знания, умения перешли в навыки, а лучше в привычку? (многократное повторение материала через сознательные усилия, путем положительного подкрепления через словесную оценку или эмоциональный образ).

Список использованной литературы

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : кн. для учителя/ Д.Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. – 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224с.

  2. Кабалевский Д.Б. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы 7 класс. - М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1983. - 157с.

  3. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

  4. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод. Пособие/ сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2000. - 248с.