|
Программное содержание: Образовательные задачи
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков;
- формирование пространственных представлений;
- развитие ловкости, координации движений;
-развитие мелкой и общей моторики.
Коррекционные задачи:
-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
-развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи;
-автоматизация звуков [л]-[ль];
- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей;
- продолжать развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;
- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
- воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
способствовать поддержанию положительного эмоционального состояния детей.
Материал: шапочки петушка, медведя, тучки, перо.
Ход занятия:
Подготовительная часть.
I. Мобилизующий этап.
Задача: эмоциональный настрой.
(Дети под звуки фонограммы (пение птиц, журчание ручейка) заходят в зал, встают в кружок).
Учитель-логопед:
Ребята, вставайте в кружок, давайте друг друга поприветствуем!
Игра-приветствие "Здравствуйте".
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Здравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!
Ушки на макушке ух, ух, ух!
Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
Круглые мешочки - плюх, плюх, плюх!
Здравствуй, животик - бум, бум, бум!
Толстенький животик - бум, бум, бум!
Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик - пи-пи-пи!
Учитель-логопед:
Здравствуйте, ребята
Дети:
"Здравствуйте!"
II. Вводный в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.
Учитель-логопед:
Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети:
Весна.
Учитель-логопед:
- Дети, по каким приметам мы узнаем весну? Помогут вам рассказать о весне картинки. (Показывает иллюстрации с изображениями зимы и весны.)
- Выберите картинки, на которых показана весна, и назовите весенние приметы.
(Дети выполняют задание).
Учитель-логопед:
Все весенние приметы вы назвали правильно. Если прислушаешься весной, то услышишь, как вся природа радуется ее приходу.
Основная часть.
Фонопедические упражнения.
Звонко капают капели,
(Произносят «Кап!» в разных регистрах.)
Птицы весело поют.
(«Чирик!» - в высоком регистре).
Встретят солнце птичьи трели,
( «Тр-р-р!..» - в самом высоком регистре).
Птицы к нам тепло зовут.
(Каждый ребенок кричит голосом любой птицы).
Тает снег,
(«А-ах!» - глиссандо сверху вниз - «сугроб оседает»).
Бежит в канавке
Звонкий чистый ручеек.
( «л-л-л!..» - в среднем и верхнем регистрах).
Котик нежится на травке,
( «Мяу!» - мягкое глиссандо сверху вниз от среднего к нижнему регистру).
Мать-и-мачехи цветок
На ветру кивает желтой
головой,
( «Ф-ф-ф…» - продолжительно выдыхают - «ветерок»).
Его гладит лучик солнца
золотой.
( Коротко произносят звуки [а] в нисходящем движении, показывая направление указательным пальцем).
Учитель-логопед:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Учитель-логопед:
Дети, давайте отправимся в лес, посмотрим, как лесные жители встречают весну.
Двигательные упражнения «В путь»).
В лес весенний мы шагаем,
(Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Потопают ножки
По прямой дорожке.
(Шагают на всей стопе)
И поскачут ножки
Прямо по дорожке,
( Делают поскоки).
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
(Останавливаются).
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
( Идут на носках).
Друг за дружкой побежали
И нисколько не устали.
(Бегут на носках).
И опять шагаем,
Ножки поднимаем.
(Идут маршевым шагом).
(Дети садятся на стулья).
Чистоговорка [л]-[л’]):
Дети:
Ла-ла-ла - к нам весна
пришла.
(Хлопают в ладоши)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло.
(Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)
Пель-пель-пель - капает
капель.
(Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Ля-ля-ля - расцветай, Земля!
(Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики»).
Учитель-логопед:
Весной, когда светит солнышко, на карнизе вырастают сосульки, давайте мы в них превратимся и весело поиграем.
Ритмическая игра "Шаловливые сосульки"
Шаловливые сосульки (дети поют стоя).
Сели на карниз (садятся на стульчики).
Шаловливые сосульки (поют сидя, голова прямо).
Посмотрели вниз (наклоняют голову).
Посмотрели, чем заняться? ( пожимают плечиками).
Стали каплями кидаться (взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю такта).
Целый день идет трезвон (взмахивают кистями рук по очереди).
Дили-дили, дили-дон!
Учитель-логопед:
В апреле снег последний тает,
Скворец веселый прилетает.
Чив-чив - он звонко пропоет,
Что день весенний настает.
Весна разгонит злые тучи,
Апрель - наш месяц самый лучший.
Вот и пришел месяц апрель. Все радуются теплым солнечным лучам, пению птиц, давайте мы с вами тоже порадуемся приходу весны. А вместе с нами радуется петушок.
Идет, идет петушок,
Набок гребешок,
Красная бородка,
Важная походка.
Стихотворение с движениями "Петушок".
На закате, на рассвете –
(стоя прямо, отведя руки назад, поворачивают голову то вправо, то влево)
Далеко петух заметен.
С гребешка –
(прижимают ладони друг к другу и приставляют к голове).
До самых шпор –(делают два шага на месте).
Не петух, -
(водят указательным пальчиком вправо-влево).
А светофор –
(вытягивают руки вперед).
Учитель-логопед:
Сам Петя рано встает
И другим спать не дает
На заборах сидит,
Больше всех кричит.
Игра "Петя-петушок".
(Дети встают в круг. В центре - ребенок-"петушок" с пером в руке).
Петя, Петя-петушок, -
(дети идут по кругу, внутри круга противоходом шагает "петушок")
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил –
(дети останавливаются - "петушок" роняет перо перед ребенком, рядом с которым стоит).
Перо Петя уронил.
Кто перо найдет, -
(дети притопывают правой ногой и говорят слова).
Тот кричать начнет.
"Ку-ка-ре-ку! –
(говорит ребенок, перед которым лежит перо).
Я быстрее бегу!"
(ребенок и "петушок" выходят из круга и встают спинами друг к другу.
Все дети хлопают в ладоши и говорят):
"Раз, два,три! Беги!"
("Петушок" и ребенок бегут в разные стороны, обегают круг. Кто первым успеет взять перо, тот становится "петушком").
(Дети садятся).
Учитель-логопед:
Разбудил всех петушок своей громкой песней. Ребята проснулись, тесто замесили, печку истопили, да и испекли пироги.
Пальчиковая игра "Пироги пшеничные".
Мы печем пшеничные,
(дети "пекут" пирожки).
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
(поднимают вверх плечи, развести руки в стороны).
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
(загибают на руке пальцы, начиная с мизинца).
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может –
("зовут" руками)
Пусть приходят с ними тоже!
(вытягивают руки вперед, слегка наклонившись)
Тесто замесили мы,
(разминают пальцами бедра)
Сахар не забыли мы,
(быстро перебирают пальчиками - "сыплют сахар")
Пироги пшеничные
(прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок)
В печку посадили мы
(вытягивают прямые вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу)
Печка весело горит
(быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки "огонь")
Наша мама говорит:
(ставят руки "полочкой" перед грудью).
"Крошки, что останутся –
("крошат" крошки).
Воробью достанутся».
(стучат пальчиками по коленям - "воробьи клюют").
(Звучит фонограмма - стук дятла).
Учитель-логопед:
Ребята, отгадайте, что это за птица? (дятел) Правильно, дятел! Мы с вами знаем чистоговорку про дятла, но прежде чем начнем ее проговаривать, давайте вспомним наши заветные слова-правила. (Дети произносят "заветные слова"):
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Чистоговорка "Дятел".
Ел-ел-ел - на березу дятел сел.
Ал-ал-ал - дятел клювом застучал.
Ил-ил-ил - дятел дерево долбил.
Ал-ал-ал - червячков он доставал.
Учитель-логопед:
Услышал ребячий смех заяц, выскочил к ним на полянку. Давайте с ним поздороваемся и споем ему песенку. Но прежде мы научим зайчика правильно дышать.
Упражнение на развитие дыхания "Ветер".
Мы подуем высоко: с-с-с –
(встают на носки, поднимая руки).
Мы подуем низко: с-с-с –
( приседают, руки вперед).
Мы подуем далеко: с-с-с –
(вытягивают руки вперед).
Мы подуем близко: с-с-с –
(подносят ладони ко рту).
Учитель-логопед:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто у пчел лесных, ответь,
Забирает мед?
Дети: медведь!
Ребята, обратите внимание - медведь почему-то грустит. Давайте спросим у него, в чем дело.
Игра на развитие творческих способностей "Медведь"
- Отчего ты плачешь,
Глупый ты, медведь?
- Как же мне, Медведю,
Не плакать, не реветь?
Бедный я, несчастный
Сирота,
Я на свет родился
Без хвоста.
Только плакать да реветь я могу:
"А-а да ы-ы да у-у!"
Учитель-логопед:
Чтобы мишка не грустил, давайте расскажем ему сказку.
Упражнение на координацию речи и движения "Медведь"
Ходит по лесу медведь –
(дети идут друг за другом вперевалочку).
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть –
(разводят руки в стороны, спрашивая).
Чтоб мог медведь присесть? –
(высматривают из-под руки подходящее место).
То высок пенек –
( поднимают руки, на уровень груди).
То торчит сучок –
(сжимают пальцы одной руки в кулак, отставляют большой палец в сторону).
То мокрый мох –
(сжимают и разжимают пальцы, развернув ладонями вниз, вверх.
То мох пересох).
Ох! –
(вытирают лоб).
То низкий пень –
(нагибаются и показывают высоту пня).
То густая тень –
(разводят руки в стороны и смотрят вверх).
То узкий ров –
(приближают руки, развернув, ладони друг к другу).
То гнездо муравьев –
(показывают руками холмик, соприкасаясь пальчиками).
То кричит сорока –
(взмахивают руками, как крыльями).
То колючки сбоку –
(широко раздвигают пальцы).
То кустарники –
(прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы).
То речка –
( разводят руки в стороны.
Нет хорошего местечка –
(качают головой).
Эта сказка о медведе –
(покачиваясь, переступают с ноги на ногу).
О медведе-привереде.
Учитель-логопед:
Солнышко яркое светит. Скачет солнечный зайчик в лесу и ему теплый шарфик не нужен. Давайте и мы с вами поиграем с солнечным зайчиком и тучкой.
Игра "Солнечные зайчики и тучка".
(В стороне стоит ребенок "тучка". Дети - "солнечные зайчики" двигаются поскоками по залу под музыку).
Солнечные зайчики
Скачут по дорожке.
Солнечные зайчики,
Берегите ножки.
Тучка по небу гуляет –
( "солнечные" зайчики прыгают на месте,
"тучка" ходит вокруг них и говорит на фоне музыки).
Наших зайцев догоняет.
Тучка:
Если только догоню,
Всех зайчат защекочу!
("солнечные зайчики" убегают на места. "Тучка" их ловит).
Заключительная часть.
I этап.
Задача: снятие эмоционального и двигательного напряжения.
Учитель-логопед:
Хорошо в весеннем лесу, ласково греет солнышко. Давайте немножко помечтаем о лете, погреемся и расслабимся.
(звучит спокойная музыка со звуками природы, дети лежат на ковре, отдыхают).
II этап.
Задача: подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания.
Учитель-логопед:
Нам пора возвращаться по домам. Давайте скажем на прощание:
Дети: До встречи! Или до свидания!
Учитель-логопед: Добавим также:
Дети: Будьте здоровы! Мы завтра поиграем снова!
(Дети спокойно уходят под музыку из класса).
|
|
|