|
Урока Ф. И. О. учителя : Леснова Елена Ивановна Предмет: Окружающий мир Класс : 2 класс Тема урока: Разнообразие облаков Тип урока: урок открытия «новых знаний»
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна
Предмет: Окружающий мир
Класс: ___2__класс____
Тема урока: Разнообразие облаков
Тип урока: урок открытия «новых знаний»
Цель: Познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием облаков
Задачи:
сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перьевых облаках;
обсудить, что содержат разные облака;
развивать интерес к изучению природных явлений;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать любовь к природе, умение слушать ответы одноклассников, умение работать в коллективе;
•развивать внимание, наблюдательность, умение работать с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать,
•воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, любознательность, самостоятельность
УУД:
Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.
Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах.
Оборудование: учебник Поглазовой О.Т. “Окружающий мир, 2 класс”, 1 часть, мультимедийная система, авторская презентация к уроку , карточки работы: №1, № 2, вата на каждую парту, схемы.
Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа.
Технологическая карта
Этап урока
|
Цель
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
Актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности; создание условий
для возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность
|
Слайд 1. -Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
-Ребята, какое у вас настроение? Покажите карточки.
А давайте подарим улыбки друг другу и тем у,кого плохое настроение . Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Ну что, готовы к изучению окружающего мира? Тогда начнём.
|
Слушают учителя, выполняют его указания.
Да
|
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
(Коммуникативные УУД).
|
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
|
Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения
|
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Что учёные называют природным явлением?
-Вот сейчас и проверим, как хорошо вы различаете природные явления.
Работа со слабоуспевающими учащимися- нужно записать явление и время года, когда можно его увидеть(Показ фрагментов природных явлений: молния, радуга, дождь, листопад,снегопад)
Проверка на слайде. Слайд 2. У кого все правильно, нет ошибок, поставьте себе 5.
Теперь те, у кого 1 ошибка, поставьте 4,две ошибки- оценка 3,а теперь те, у кого больше 2 ошибок- оценка 2.
Сильные учащиеся- Работа в ТПО с.32 №5
|
-Природные явления.
- Природные явления –изменения происходящие в природе.
Смотрят видео, отвечают на вопросы
Работают на карточках
Работают в ТПО
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение)
(Познавательные УУД).
|
3. Этап выявления места и причины затруднения
|
Организовать выявление учащимися места и причины затруднения
|
Перед вами список ученых и работа, которую они выполняют. Какие ученые что изучают? Найдите пары, соедините линиями. (Дети работают в парах)
географ живую природу
биолог звёзды
астроном погодные явления, предсказывают погоду
метеоролог поверхность Земли
– Проверяем. Слайд 3
-Вот, мы сегодня и станем метеорологами, а что будем изучать, вы мне ответите сами.
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
-О чем сегодня пойдет речь?
Слайд 4
|
Отвечают на вопросы учителя.
По парам выполняют задание.
Географ-поверхность Земли
Биолог- живую природу
Астроном- звезды
Метеоролог- погодные явления, предсказывает погоду
отвечают на вопросы
облака
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД).
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
|
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
|
И так,
- Какой из учёных изучает облака?(Метеоролог)
- Раз мы с вами сегодня метеорологи, то на какие вопросы мы должны ответить на уроке?Слайд 5
(Работа в группах)На слайде вопросы по теме + лишние, необходимо выбрать правильные.
1)Когда птицы улетают на юг?
2)Какие бывают облака?
3)Как образуются облака?
4)Сколько дней в неделе?
5)Из чего состоят облака?
6)Когда бывает листопад?
7)Есть ли у облаков родной брат?
Выберите номера вопросов, которые подходят к нашей теме(2,3,5,7)Слайд 6
- На эти вопросы мы найдём ответ на уроке. Они станут целями нашего урока.
|
Предположение детей (на основании знаний природных явлений и окружающего мира)
Формулируют тему и цели урока.
|
Уметь формулировать тему урока и уметь решать поставленную проблему.
(Предметные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД).
|
5.Этап реализации построенного проекта
|
Осуществить реализацию построенного проекта: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
|
|
Работают с учебником, добывают информацию, отвечают на вопросы, слушают учителя
-перистые, кучевые, слоистые.
-Солнце греет. Тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх от поверхности Земли. На определённой высоте пар охлаждается и превращается в капельки, которые собираются в облака Скапливаясь, они образуют кучевые, слоистые , перистые облака.
-капельки воды
-дождь, снег, град,
ледяные кристаллы.
-Есть, это туман.
Туман-это скопление мелких водяных капель в приземном воздухе
|
Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. (Личностные УУД)
Определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. (Регулятивные УУД).
Формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать;
(Предметные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
(Коммуникативные УУД).
|
-Вопрос 1: Какие бывают облака?
– Где можем найти ответ на данный вопрос? (Дети: учебник, интернет, книги)
Откройте с.96. Под иллюстрацией текст. Прочитайте, обратите внимание на выделенные слова.
– Итак, о каких видах облаков вы узнали?
(вывешиваю названия на доску)
Синоптик Люк Говард более 200 лет назад предложил разделить облака на 3 основных вида. Слайд 7
Физкультминутка
Вопрос 2:
- Как образуются облака?
С.97,самостоятельное прочтение.
– Расскажет нам по схеме, как образуются облака …
Слайд 8,9
Проверка ответов учеников видео
Вопрос 3. Слайд 10
– А мы можем ответить на вопрос, что находится у облака внутри?.
– Раз капельки воды, то из облака должен идти только дождь. А какие осадки вы знаете?
С.97
Вопрос 4.
– Ребята, кто из вас трогал облака руками? На самом деле вы все проходили сквозь облака! Не верите?
У облака есть родной братец:
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук.
– Узнайте из учебника, что такое туман, с.97 Слайд 11
Слайд 12
– Особенно часто он образуется в низинах, над болотами и другими водоемами.
– А где еще можно увидеть туман, кроме как над поверхностью земли и воды? (Картинки – пар изо рта, кипящий чайник)Слайд 13
– Когда человек в холодное время дышит, изо рта вылетает водяной пар – невидимый, он охлаждается и превращается в туман.
Физкультминутка Слайд 14
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
|
Усвоить учащимися новый способ действия.
|
Заполнить недостающие звенья схемы в группах
Слайд 15
Облака
Перистые
кучевые слоистые осенние теплые
Состоят
Капельки воды ледяные кристаллы снежные хлопья
Слайд 16
Где образуются и на что похожи.
1.перистые--- Перистые облака можно увидеть в солнечный день высоко в небе.
Образуются на высоте куда долетают самолеты (6км и выше).
Слайд 17
2.кучевые--- Кучевые облака напоминают снежные горы
кучевые – там, где могут летать на дельтаплане (2–6км) Слайд 18
3.слоистые---- Слоистые облака – самые низкие, в пасмурный день покрывают всё небо.
Иногда облака сгущаются и становятся грозовой тучей
Слоистые облака образуются на высоте Останкинской башни (540м),Слайд 19
|
Работают в группах, отвечают на вопросы фронтально
|
Формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение) (Предметные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.
Уметь работать в группах.
(Коммуникативные УУД)
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
|
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
|
Тест. Разнообразие облаков.
1. На что похожи перистые облака:
А) на одеяло
Б) на кружево
В) на подушку
2. На что похожи кучевые облака:
А) напоминают снежные горы
Б) напоминают снежную лавину
В) напоминают снежные комки
3. Слоистые облака по цвету:
А) синие
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются:
А) кучевые
Б) слоистые
В) перистые
5. Туман и облака состоят из маленьких капелек воды.
Они образуются:
А) когда холодный водяной пар встречается с теплым воздухом
Б) когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом
В) когда воздух встречается с водяным паром
нет ошибок, поставьте себе 5
у кого 1 ошибка- 4
2 ошибки -3
Более 3-х-2,покажите свои результаты на лесенке знаний.
Слайд 23
|
Дети выполняют задания индивидуально
Выполняют индивидуально тест
Проверяют и исправляют ошибки, оценивают свою работу
|
Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний;
осуществлять
анализ объектов
(Познавательные УУД).
уметь учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос
(Коммуникативные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения
|
Включить новый способ действий в систему знаний.
|
Раздаю карточки с названиями облаков, нужно смоделировать облака, что бы другие группы угадали
Работа в группах:
1 группа – изобразите с помощью ваты перистые облака.
2 группа – кучевые.
3 группа – слоистые.
4 группа- изобразить облака в виде какого-либо животного
– Где располагаются перистые облака? (Дети: высоко над Землей)
– Где располагаются кучевые облака? (Дети: ниже)
– Где располагаются слоистые облака? (Дети: низко над Землей)
Прикрепляем на доску макеты.
|
Проверяют по эталону и исправляют.
Показывают, отгадывают вид облаков
|
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Слайд 25 Наклеить то облако ,которому соответствует ваше настроение
-все получилось, со всем справился, все было понятно, урок понравился- перистое облако с солнышком
-были трудности, но я с ними справился, было понятно, но остались вопросы — кучевое облако с солнышком
-было трудно, ничего не понял-грозовую тучу
|
Оценивают свою работу на уроке
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
|
Домашнее задание:
|
Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.
|
Объясняет задание.
-Обязательная часть:с 96-97 читать,отвечать на вопросы,ТПО №9 или № 10 на выбор
|
Вопросы по выполнению, если будут.
|
Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют
степень трудности задания для
себя. (Личностные УУД)
|
Резерв : показ видео про облака Слайд 24
|
|
|