Главная страница

Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников


Скачать 107.3 Kb.
Название Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дата 16.02.2016
Размер 107.3 Kb.
Тип Документы

Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…»

Ш. А. Амонашвили
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей.

В своей работе мы опираемся на последние нормативно правовые документы, которые ориентируют нас на поиск новых форм, внедрение инновационных технологий, решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы, использование более полного потенциала семьи в воспитании детей:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года)

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)

  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)

4. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 20 июля 2011г. №2151.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации « подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <�…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года сказано: «Мы находимся в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и увереннее мы сможем пройти этот путь. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной.»

Также вопрос нравственно-патриотического воспитания не остался не отмеченным в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Одной из особенностей формирования российской культуры является развитие религии сосредоточенной на духовности. Религия способствовала развитию духовных и нравственных принципов. Наработка толерантных отношений – одно из главных условий развития многонационального общества.

Философы и педагоги прошлого (Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, К.Д.Ушинский и другие) рассматривали личность, прежде всего в ее духовно-нравственном аспекте. Н.А.Бердяев писал, что русские люди должны жить в ладу со своей совестью, с православными патриотическими традициями предков.

Известный русский философ И.А.Ильин отмечал, что духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма. Он считал, что в будущем перед новой, демократичной Россией встанет важная задача – выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть ее историческая судьба.

В современных условиях скачкообразного перехода российского общества от существовавшего несколько десятилетий единообразия жизненного пространства к многоукладности наблюдается катастрофическое падение нравов и высоких принципов в общественной жизни. Соответственно быстро изменяются идеалы и ценностные ориентации у людей. Молодое поколение, находящееся в активном периоде социализации, особенно остро воспринимает влияние новых экономических и политических преобразований.

Российская и мировая педагогическая культура в своей теории и практике определяет высокую степень сложности духовного и нравственного воспитания и становления личности. Указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени и необходимость активного участия в них учителя-наставника, способного приобщать своих воспитанников к высоким духовным ценностям бытия, учить их «духовному и нравственному деланию».

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания актуализируется и по той причине, что в традиционной педагогике в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. В энциклопедическом словаре и других словарях отсутствуют такие понятия как «духовность», «духовный мир человека», «душа». Более того, вопрос о воспитании души, духовного мира обучающихся в государственных образовательных программах не ставился. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых, а воспитание личности, ее духовных ценностей бытия подменялись ценностями искусства и культуры, моралью отношений.

Реализация принципа гуманизации системы образования в стране, продолжающееся ее реформирование, направлено прежде всего на удовлетворение потребностей граждан в образовательном цензе и обеспечении условий для самореализации потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Проблема духовно-нравственного становления личности остается как бы второстепенной, хотя и декларируется в различных государственных документах, определяющих процесс реформирования содержания образования.

Прежде всего, необходимо определить, что такое «духовность», «нравственность».

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. (Психология)

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (словарь С.И. Ожегова)

Нравственность – по значению – набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками. Умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т.п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. П. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Система нравственного воспитания включает в себя: Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание – это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное – самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понимание феномена, которое называется качеством или культурой воспитания.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.