|
Урок русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Открытый урок
русского языка
в 8 классе
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
Подготовила Мощева Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Узловая, 2012
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о деепричастиях и деепричастных оборотах,
- знакомство учащихся с условиями обособления деепричастных оборотов на письме;
- отработка пунктуационных навыков;
- создание условий, способствующих формированию ключевых компетенций (коммуникативной, информационной);
- развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- развитие речи и творческой активности детей;
- формирование и развитие умений и навыков в решении проблемных задач;
- воспитание любви и уважения к языку.
Задачи урока:
активизировать знания по теме «Деепричастие», полученные в 7 классе;
-
проверить степень сформированности представлений учащихся о роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи, умения трансформировать простые предложения в предложения с обособленными обстоятельствами;
выявить в ходе коллективного обсуждения случаи обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами;
осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков обособления деепричастных оборотов;
формировать пунктуационную, стилистическую грамотность учащихся;
развивать устную и письменную речь учащихся;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы.
План урока:
Повторение изученного материала об обособлении определений и приложений.
-
Мастерская: построение новых знаний об обособлении обстоятельств, их стилистической роли в речи.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения.
Давайте вспомним, что такое обособление?
Слайд № 2
- Для чего необходимы знаки препинания? Прочитаем высказывание К.Г.Паустовского.
…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это как
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают
ему рассыпаться.
Слайд № 3
О каких обособленных членах мы уже говорили на предыдущих уроках?
Перечислим случаи обособления определений и приложений.
Чем могут быть выражены обособленные определения?
Слайд № 4
Задание 1 по рядам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений. Объяснить подчёркнутые орфограммы.
1 ряд: Очарованные красотой пробуждающейся весенней природы мы застыли в оцепенении посреди поляны раскинувшейся под нашими ногами.
2 ряд: Напоённые влагой листья и травы наконец сбросили с себя апрельскую прохладу ёще отдающую зимой.
3 ряд: Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над самой палаткой.
Какая тема объединяет все записанные вами предложения? Конечно же, все они о весне – самом прекрасном времени года.
Слайд № 5
Учитель: Приступаем к новой теме. Записываем тему урока «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами».
У вас было задание: повторить изученный материал по теме “Деепричастие”.
– Что обозначает деепричастие?
– Какие морфологические признаки имеет деепричастие?
– Какие синтаксические признаки имеет деепричастие? (Ответ ученика)
А теперь посмотрите, все ли признаки деепричастия были названы?
Слайд № 6, 7
Слайд № 8-14
Задание № 2 классу: Перед вами отрывки из стихотворений известных русских поэтов о весне. Ваша задача: найти и выписать деепричастия
1. Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед! ( Е.А.Баратынский)
2. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?(Жуковский)
3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Тютчев)
4. Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою. (Фет)
Ещё лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте. (Фет)
5. Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша. (Бунин)
6. Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
(Есенин)
7. Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки. (Мих. Пляцковский)
Проверим, правильно ли вы справились с заданием (самопроверка)
Слайд № 15
Ласкаясь, взревев, назвавши, резвяся, играя, бурля, сквозя, спеша, дыша, развесившись, покинув.
- Выделите в деепричастиях суффиксы. Определите вид деепричастий.
- Во всех ли предложениях деепричастия были одиночными?
- Посмотрим ещё раз на отрывки из стихотворений Е.Баратынского и И.Бунина.
Слайд № 16
- Найдите в них деепричастные обороты.
- Вернёмся к теме нашего урока. Давайте вспомним, что называется деепричастным оборотом и что известно о его обособлении из курса 7 класса.
- Как вы думаете, для чего нам в речи нужны деепричастия и деепричастные обороты? (Ответ учащихся)
Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода.
Слайд № 17
Как говорил известный лингвист Д.Э.Розенталь:
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
Убедиться в этом нам поможет следующее. На прошлом уроке трое ваших одноклассников получили в качестве домашнего задания составить миниатюры о весне с использованием в них причастных и деепричастных оборотов. Давайте послушаем, что у них получилось. А заодно и полюбуемся красотой пробуждающейся природы. Показ слайдов № 18-20
Чтение миниатюр.
Слайд № 21
Задание 3. На слайде предложения. Выпишите те из них, в которых есть деепричастные обороты, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите графически обособленные обстоятельства.
Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)
Слайд № 22 с правильным ответом.
- Синтаксический разбор последнего предложения (1 ученик у доски)
Как определить в предложении границы деепричастного оборота?
Вывод: Каков же порядок действий при нахождении деепричастного оборота и правильном его выделении запятыми?
Слайд № 23
Индивидуальная карточка № 1. Преобразуйте данные пары предложений в простые, осложнённые деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы.
На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
Майский вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
Льды становятся синью в реке. Они тают под лучами солнца.
Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
Индивидуальная работа по карточке № 2 (самостоятельно на доске) Замените определения обособленными обстоятельствами и, если необходимо, расставьте знаки препинания.
1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. 2. Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса. 3. Первые лучи солнца, пробившие серую тучу, блеснули в небе и пробежали по земле.
- В чём разница в обособлении причастных и деепричастных оборотов?
Слайд № 24
Задание 4: правильно или нет расставлены знаки препинания в следующих предложениях?
1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
2. Ручеёк толкаясь в камнях, зовёт нас к неведомым просторам.
3. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.
4. Деревья, очнувшись от зимнего сна гордо поднимали вверх свои вершины.
Запишите предложения, исправляя ошибки в постановке знаков препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты.
Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь со слайдом.
Слайд № 25
- 1 вариант найдёт в предложениях слова с чередованием гласных в корне; 2 вариант – слова с приставками, зависящими от значения.
Проверка индивидуальных карточек.
- Обратите внимание на 1 и 3 предложения. Сколько в них деепричастных оборотов? Как они связаны между собой? Почему не разделяются запятой?
А теперь посмотрим ещё примеры.
Слайд № 26
1. Он взял чемодан и улыбаясь вошёл в квартиру. (Что связывает союз И в этом предложении? К какому из глаголов-сказуемых относится деепричастие? Как правильно расставить знаки препинания в этом предложении?)
2. Николай сел рядом с ней смущённо отвернув в сторону радостное лицо и приглаживая волосы но скоро повернулся и глядя на мать жадно слушал её плавный рассказ. (Найти союзы, подумать, что они соединяют в предложении. Записать, расставляя знаки препинания)
Слайд 27
В качестве домашнего задания у вас будет упражнение 370, где как раз рассматриваются подобные примеры. Откройте учебники и прочитайте, что от вас требуется. (Устно разберём 1 предложение)
Контрольный тест (раздаточный материал у учащихся на столах)
Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1)Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
(Л.Толстой)
Слайд № 28
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – 1, 3, 5.
Итак, подведём итоги, когда же обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами?
Самоанализ открытого урока русского языка
Тема урока: « Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами».
Цель:
Обучающая:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о деепричастиях и деепричастных оборотах,
- знакомство учащихся с условиями обособления деепричастных оборотов на письме;
- отработка пунктуационных навыков.
Развивающая:
- развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- развитие речи и творческой активности детей;
- формирование и развитие умений и навыков в решении проблемных задач.
- Воспитательная:
- воспитание любви и уважения к языку
- воспитание умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: смешанный
Урок первичного ознакомления с материалом.
Вид урока: ознакомление с новым материалом
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.
Цели урока реализовывались:
1. Обучающая:
Обучение осуществлялось путём обобщения и систематизации изученного ранее о деепричастии и знакомства с новым материалом.
2. Развивающая:
Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, с места).
Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей
(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) через самостоятельную работу, работу в парах, при частичном анализе текста.
3. Воспитательная.
Через работу в парах. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, совместная работа в парах и работа в коллективе.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Текстоориентированный. Работа с текстами художественного стиля; монологический ответ, анализ.
Функциональный: определяли роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа с учебником.
Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста художественного стиля.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы, работы в парах.
Личностно-ориентированный подход реализовывался через самостоятельную работу, работу в парах, внимание к речи других людей, обучение связной речи.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Урок с использованием методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.
При проведении урока с с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2.Устный опрос (повторение теоретического материала).
3. Практическая работа по расширению знаний, умений и навыков учащихся.
4. Дано домашнее задание.
5. Итоги урока были подведены учащимися.
Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, поисковый метод, информационно – коммуникативная технология.
Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, работа в парах. Чередовались различные виды деятельности учащихся.
Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
Оценки учащимся объявлены.
|
|
|