- Какие чувства навевает осень на поэта? Почему?
- А что привлекает его?
- Какие слова показались вам более ёмкими, отражающие настроение поэта?
- Какая осень у Тютчева ?
Карточки:
дивная лучезарная хрупкая
А. Майков
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает.
И поздних кузнечиков треск.
- Как действует осень на Майкова? Какая она?
Карточка:
Раздражительная Грустная
С.Есенин
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
- Что заставляет грустить Есенина? Какие картины природы вам представились?
Физкультпауза
- Да, есть такой период осени, который вызывает чувства печали, грусти, скуки, да и не только у поэтов, но и у композиторов.
3. Библиотекарь :
- А сейчас мы, ребята, послушаем музыкальное произведение.
(звучит «Осенняя песнь» «Октябрь» П.И.Чайковского)
- Скажите, какое настроение выражено в этой музыке? Какой характер, темп?
- На каком инструменте исполнено?
- Мы сегодня говорим о природе осенью.
- А какие картины природы рисуются вам под эту музыку?
(звучит повтор)
- А может кто-то назовёт композитора этого произведения?
- Музыку русского композитора П.И.Чайковского (портрет),
создателя опер и балетов, романсов и симфоний и многих других замечательных произведений, любят все. Его справедливо причисляют к величайшим композиторам мира. Чайковского ценят и любят за то, что в своём творчестве он воспел не только внутренний мир человека, но и красоту природы. Сейчас для вас прозвучала «Осенняя песнь. Октябрь».
Мы убедились в том, что осень навевает грусть не только у поэтов, но и композиторов.
Но задачей нашего урока является то, что мы должны вызвать у читателей хоть толику чувства любви и восхищения к этому удивительному и прекрасному времени года.
И так продолжаем
Н.А.Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд, не окрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
- Что нравится Некрасову осенью? (воздух)
- Какой воздух осенью?
- Какая осень?
Карточки:
Бодрая свежая
А.Майков
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
- Что привлекает осенью поэта?
-Что он любит делать?
- Какая осень?
Карточка
: Радостная
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила.
Читатель, дорогой.
Говорит А.С.Пушкин о своём любимом времени года
- Сегодня на этом уроке мы познакомимся ещё с одним автором произведений и узнаем его отношение к этому времени года.
- Кто это? (портрет И.Бунина)
- Что вы о нём знаете? (лауреат нобелевской премии за выдающийся вклад в литературу)
а) чтение стихотворения учителем
(сопровождение музыки)
- О каком явлении природы идёт речь в стихотворении?
- Какое настроение вызывает у поэта осень? (ощущение красоты, торжественности, покоя и лёгкой грусти).
- Перечитайте описание леса. Какой приём использовал автор? (сравнение)
- Какие краски увидел поэт?
- Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным.
- А какие строки вызывают чувство лёгкой грусти?
- С кем сравнивает автор осень?
- Кто такая вдова? (женщина, потерявшая мужа).
Она чаще всего немолода. Возраст сделал её движения спокойными, неторопливыми. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень, пора увядания, напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на лёгкую грусть,
осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом, ещё раз прочтите стихотворение.
Карточки:
яркая праздничная
б) Чтение стихотворения самостоятельно. Найти приёмы, которые использует автор в стихотворении. (Метафоры, сравнения, аллитерация)
- Какая осень у Бунина?
Карточки:
Сказочная торжественная
- Вот видите, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила осень, чтобы показать её красоту.
9. Библиотекарь.
- Что же объединяет поэтов и композиторов, когда они изображают в своих произведениях осень? (Любовь к природе, умение восхищаться удивительными и неповторимыми явлениями и красками).
- А теперь посмотрим, как художники отобразили в своих произведениях это удивительное время года.
(Рассматривание репродукций с картин на тему «Осень»)
- Какая осень?
- С помощью
чего удалось художникам показать необычность, красоту, неповторимость этого времени года? (краски)
- Какие краски использовали художники?
(Рассматривание рисунков ребят нашего класса)
- Как авторы рисунков относятся к осени?
IV. Обобщение
- Изменилось ли ваше отношение к осени, если да, то кто помог изменить его?
Поэты при помощи чего? (слова)
Композиторы при помощи чего? (музыки)
Художники при помощи чего? (красок)
V. Итог
Выявить самых активных участников урока.
VI. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Листопад», по желанию нарисовать к нему рисунок, вложив в него те чувства, которые испытали на уроке.